0
6133
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

13.01.2017 00:01:00

Кровожадные правдолюбы

Владимир Добрин

Об авторе: Владимир Юрьевич Добрин – выпускник Военного университета МО РФ (бывший ВИИЯ), член Союза писателей России, журналист, переводчик.

Тэги: африка, буркина фасо, уагадугу, переворот, путч


африка, буркина фасо, уагадугу, переворот, путч В отсутствие врунов зубастый «детектор лжи» приходится подкармливать. Фото Reuters

В преддверии веселых 90-х группа советских военных специалистов отправилась в Буркина-Фасо. И с ними я, военный переводчик. Всего – пять человек.

До нас подобных групп там не было. По крайней мере никто о них не слышал. Оформлявший меня пожилой кадровик не без труда прочитал в деле название страны, после чего взглянул на висевшую рядом карту Африки и пошарил по ней глазами.

– Где эта Буркина, не знаю… – задумчиво проговорил он и тут же махнул рукой: – Да и знать не хочу! Разберетесь!

На этом предотъездной инструктаж закончился. А страна не такая уж маленькая. По территории – половина Франции. Но на карте кадровика она значилась под старым названием – Верхняя Вольта, поэтому он ее не нашел.

РОДИНА ЧЕСТНЫХ, СКЛОННЫХ К ПЕРЕВОРОТАМ

Это западно-африканское государство регулярно упоминается в СМИ, но не в связи с происходящими в нем событиями, а в качестве примера бедной, неустроенной страны.

Что не вполне справедливо. По уровню дохода на душу населения в 2015-м году Буркина-Фасо заняла 19-е место в мире. С конца, правда, однако, ни одну из 18 менее благополучных стран не упоминают в подобном контексте, а эту – постоянно! Планида такая. Приклеили ярлык – не отлепишь.

«Буркина Фасо» переводится с основных местных языков как «родина честных (или достойных) людей». Это радовало. Однако новейшая история страны выглядела не так обнадеживающе, как ее название. Государственные перевороты происходили в ней с печальной регулярностью, приблизительно каждые два года. Выборы успехом не пользовались.

Для Африки это не самый тяжелый случай. Есть там страны, где правители, бывало, сменялись чаще, чем времена года: одних устраняли родственники, других – соратники, третьих – ближайшие друзья, четвертых – телохранители. Дракон мертв – да здравствует дракон! Последний на тот момент путч в Буркина-Фасо произошел как раз за два года до нашего прибытия. То есть подходил срок очередного.

Лично мне очень хотелось посмотреть, как происходит государственный переворот, но все никак не удавалось, хотя к тому времени я провел в странах Африки уже пять лет. И первый в своей жизни путч я увидел в СССР сразу после возвращения из Буркина-Фасо – в августе 1991-го. Второй раз – уже в РФ в октябре 1993-го. Однако не будем забегать вперед.

СУРОВОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

По пути в буркинийскую столицу Уагадугу наш самолет совершил транзитную посадку в Мали. Там нас ждало суровое предупреждение: местные военные торжественно загрузили в наш лайнер гроб с телом советского военного специалиста, скончавшегося от малярии. Это был уже второй случай в моей практике.

Еще 40 минут полета, и мы на месте. Советский дипломат встретил нас в аэропорту и отвез в уютный пятизвездочный отель.

На следующий день чрезвычайный и полномочный посол Советского Союза Евгений Николаевич Корендясов представил нас министру обороны Буркина-Фасо. Им оказался высокий, крепкий мужчина лет 50 на вид, с короткими седеющими волосами и приятным мужественным лицом. Камуфляжная форма хорошо сидела на его худощавом сильном теле.

Его звали Жан-Батист Ленгани. В прошлом парашютист-десантник, входивший когда-то в «Группу офицеров-коммунистов» – подпольную вольтийскую организацию, ставившую своей целью захват власти и построение социализма в стране. Одним из ее руководителей был знаменитый Томас Санкара по прозвищу Африканский Че Гевара, который вскоре станет президентом Буркина-Фасо.

Но спустя четыре года его ближайший соратник и друг Блэз Компаорэ организует свержение и убийство Санкары, после чего займет его кресло. Жан-Батист Ленгани, на тот момент третий по значимости человек в стране, активно поддержит в этом Компаорэ, за что и получит пост министра обороны.

Все это я вспоминал, сидя в кабинете Ленгани и переводя его проникновенные, верноподданные слова в адрес нового президента Буркина-Фасо.

Через две недели после этой встречи министр обороны попытается свергнуть Компаорэ, решив, видимо, что двух лет правления тому вполне достаточно. По улицам будут с воем носиться полицейские машины, грузовики, набитые солдатами, джипы с пулеметами и кареты скорой помощи.

Однако до смены власти не дойдет, и вскоре я буду слушать по местному радио запись допроса главного организатора провалившегося путча – Ленгани.

Этот многоопытный, сильный и еще недавно уверенный в себе человек дрожащим, подавленным голосом, запинаясь и заикаясь, будет рассказывать, что на переворот его толкнули «старые революционеры», постоянно жаловавшиеся, будто страна их идет «не тем путем», что надо срочно менять политику, а он, старый дурак, поддался на их уговоры и хотел лишь временно отстранить от власти «законного президента», ни в коем случае не убивая его.

ОТВЕЗТИ В САБУ

На следующий день я услышал в здешнем генштабе загадочную фразу, произнесенную мрачным, насмешливым тоном:

– Ленгани надо отвезти в Сабу, и все станет ясно.

«Что за страшное место такое?» – подумал я, уверенный, что речь идет о заведении, пытки в котором выдержать невозможно.

Оказалось, что Сабу – это буркинийская деревушка, расположенная в 70 километрах от столицы. Место знаменито тем, что там находится священный Крокодилов пруд. Окрестные жители издревле поклоняются обитающим в нем крокодилам и считают их хранителями своих судеб. С незапамятных времен они носили им пищу, а иногда и приводили ее. И не только козлят с поросятами, но и взрослых людей, заподозренных во лжи.

Испытуемому предлагалось встать у воды и ждать, когда из нее появится крокодил. Все знали, что, если человек сказал правду, мудрое животное его не тронет. А ежели он соврамши, пусть пеняет на себя.

Услышав такое, один из наших сказал: «Я понял, почему эту страну назвали родиной честных людей. Потому что всех нечестных съели крокодилы».

Но выяснилось, что подозреваемый имел право уклониться от суровой проверки. Правда, в этом случае он был обязан уйти из родной деревни навсегда. И люди уходили: кто-то не доверял проницательности крокодила, а кто-то, напротив, был уверен, что всевидящий правдолюб его раскусит – в переносном и прямом смыслах.

Вот какой тест предлагали для экс-министра обороны Ленгани. Без права отказа от него. Уж не знаю, провели его или нет, но расстрел путчиста точно состоялся, согласно достоверным источникам.

Я же решил посетить необычный пруд в деревне Сабу, и вскоре вся наша группа отправилась туда. Ехали около часа. По дороге мне вспомнилось описание крокодила в «Азбуковнике» – русской энциклопедии XVII века: «Коркодил (так! – В.Д.) есть водный зверь. Хребет его аки гребень, хвост змиев, а глава василискова. А егда станет коркодил человека ясти, тогда плачет и рыдает, но ясти не перестанет».

В другой книге предупреждали: «А ежели на пути его станешь, съест без остатка».

Приезжаем в Сабу. Останавливаемся у одноэтажного каменного строения. Неподалеку – сувенирная лавка с яркой вывеской. За ней, в сотне метров, – огромный пруд с мутной коричневой водой. Ширина его метров 150, длина – около 500.

КРОКОДИЛОВ ПРЕЙСКУРАНТ

Нас тут же окружают местные мальчишки. С необычайно деловым видом они интересуются: «Желаете посмотреть крокодилов?» После чего уточняют, сколько человек пойдет к пруду, сколько фотоаппаратов будет использоваться и сколько кур для приманки хищников мы возьмем. За все надо платить – теперь священных зубастиков, а заодно и жителей деревни, подкармливают туристы.

Один из мальчишек показывает нам прейскурант – бумагу желто-коричневого цвета, в черных пятнах плесени и с зияющими дырами на сгибах. Так обычно выглядят карты, указывающие местонахождение сокровищ.

Уплатив по счету, мы подходим к пруду. На берегу, у самой воды, одиноко гуляет домашняя козочка. Своим беспечным видом она словно говорит: «Как здесь хорошо и спокойно!»

Это кажется странным. Где крокодилы? Мы озираемся по сторонам в надежде увидеть хоть одного. Напрасно. Их нет. Озадаченные, мы медленно идем вдоль пруда.

Лежащее на нашем пути трухлявое бревно, по которому прыгают птички, вдруг превращается в крокодила и ползет к воде. Все в шоке. За разговорами мы подошли к нему совсем близко, метра на четыре, и теперь в ужасе шарахаемся в сторону. При этом спугиваем еще двух крокодилов, оказавшихся в нескольких шагах от нас. Их мы тоже не заметили! Какой-то кошмар!

Мы подсознательно принимали хищников за гнилые стволы деревьев, валяющиеся здесь повсюду, поэтому не обращали на них внимания, пока те не начинали двигаться.

Непостижимый, магический камуфляж! Можно подумать, что эти древние существа гипнотизируют людей, усыпляя их внимание и бдительность. Недаром специалисты говорят, что в крокодильих местах человек замечает лишь одного хищника из трех, хотя все они находятся перед ним. Хорошо еще, никто не присел на такое «бревнышко»!

К счастью, доисторические монстры нас не тронули. Оно и понятно: мы – честные и наивные советские люди. Но гигантские рептилии уползли в воду, и фотографировать стало некого.

– Не волнуйтесь! – успокаивает нас мальчик-гид. – Здесь очень много крокодилов!

– Как здорово! – тревожно отзывается один из нас, озираясь по сторонам.

Теперь мы внимательно вглядываемся в настоящие стволы деревьев, разбросанные по берегу. Нет, это точно не крокодилы.

И вдруг мы замечаем одного. «Водный зверь» лежит на противоположном берегу пруда, широко раскрыв пасть и удивительно напоминая бревно с расщепленным концом. Осматриваясь и пугаясь каждой коряги, мы огибаем пруд.

При нашем приближении огромный четырехметровый крокодил заползает в пруд. Видно, туристы ему порядком надоели. Но изумляет нас другое. 10-летний гид бесстрашно бросается вслед за гигантским хищником. Тот погружается в неглубокую мутную воду, и мальчик, наклонившись, шарит по дну руками. При этом вид у него такой, будто он ловит раков. У нас невольно захватывает дух.

Через минуту пацан с трудом извлекает из воды внушительный крокодилий хвост и тянет его на берег. Вслед за хвостом на поверхности появляется его обладатель. Крокодил гребет лапами от берега, но мальчику уже помогают его приятели. Они вытаскивают рептилию на сушу, и наш гид садится на него верхом, словно на деревянную лошадку.

Мы поражены. Что за фамильярное обращение со зловещим персонажем бесчисленных романов, фильмов и сказок, где Крокодил Гена – либо счастливое исключение, либо он себя еще покажет в дальнейшем? Знатоки утверждают, что это коварное животное не поддается дрессировке. Видя подобное, невольно поверишь, что здешние крокодилы священны.

Восхищенные, мы начинаем фотографироваться на фоне хищника и оседлавшего его мальчика. Тем временем в пяти метрах от берега всплывает еще один зубастый борец за правду. Видно, что половина хвоста у него отсутствует. Наверное, его слишком грубо тащили из воды.

ПРЫЖКИ С ВИДЕОКАМЕРОЙ

Один из наших бросает ему привязанную к веревке курицу. Крокодил медленно приближается к ней. Рывок – и птица исчезает в его пасти.

Человек азартно тянет веревку к себе, но крокодил слегка дергает ее, и весельчак слетает с ног. Он едва не закатывается в воду прямо под нос к хищнику, но вовремя вскакивает и вновь хватается за веревку. Крокодил сопротивляется. Однако человеческое упрямство оказывается сильнее, и мужчина завладевает, наконец, веревкой. Он страшно рад. Хищник тоже не в проигрыше: курица остается в его пасти.

Он выползает на берег и движется к нам. Мы отступаем назад. У воды остается лишь старший группы, преспокойно снимающий видеокамерой приближающегося к нему ящера-людоеда. Крокодил уже в метре от его ног, но начальник не отходит ни на шаг. Неужели он не соврал ни разу в жизни? Шеф наклоняется к хищнику, буквально тыча объективом ему в морду. Приняв видеотехнику за угощение, крокодил привычно распахивает пасть.

Начальник убирает от лица аппаратуру, вскрикивает и пружинисто отскакивает назад. Он недавно познакомился с видеокамерой и еще не привык, что через нее предметы кажутся дальше, чем на самом деле.

Зубастый «детектор лжи» продолжает приближаться. Подумав, мы следуем примеру местных жителей: не искушаем судьбу и покидаем деревню навсегда. Посетив предварительно здешний бар.

Такая вот правдивая история. Крокодилы не дадут соврать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
237
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
210
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
294
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
211

Другие новости