0
3309
Газета Интернет-версия

13.09.2002

Пираты XXI века

Тэги: пиратство, пират, флот


Переход человечества в XXI в., оказывается, нисколько не означает, что оно избавилось от старых проблем. Один из таких древних пороков - пиратство.

Нападения на морские суда наносят значительный экономический ущерб государствам, которые используют морские пути для транспортировки коммерческих грузов. Согласно данным правительственных источников США, прямой финансовый ущерб от пиратства в открытом море оценивается ежегодно в среднем в 450 млн. долл. Существует опасность нанесения значительного ущерба морской среде и прибрежным странам в случае нападения на суда с экологически опасными грузами.

Помимо прямого захвата и грабежа судов в море, на якорных стоянках и даже в портах существует и новое проявление пиратства - похищение доверяемых грузов с использованием ранее угнанных судов с пиратскими экипажами и фальшивыми документами на регистрацию судна и груз (так называемые "фантомные" суда). После продажи груза совершенно в другом месте, нежели порт назначения, "фантомное" судно, как правило, заново перекрашивается, переименовывается и перерегистрируется под другим флагом.

Нападению подвергаются практически все виды судов - от крупнотоннажных танкеров, сухогрузов, контейнеровозов до пассажирских судов и яхт.

Отмечается возрастающая жестокость пиратов и соответствующий рост числа погибших. Так, если в 1994 г. не погиб ни один член экипажа потерпевших судов, то в 1995 и 1996 гг. уже по 26, а в 1997 г. - 51 человек.

География пиратских нападений весьма обширна. Опасными считаются прибрежные воды Южной и Средней Америки (Карибское море, воды Коста-Рики, Бразилии, Колумбии), западное и восточное побережье Африки (район Гвинейского залива и территориальные воды Нигерии, Анголы и Сомали), районы Юго-Восточной Азии (ЮВА) и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Самыми "пиратскими" являются побережье Индии и Шри-Ланки, зона Малаккского и Сингапурского проливов (район Филиппин, Малайзии и Индонезии), Таиландский залив и Южно-Китайское море (треугольник Гонконг-Макао-Китай).

В Китае, Сомали, на Филиппинах и Сьерра-Леоне пиратство имеет в определенной степени квазиофициальную природу (скрытая поддержка пиратства властями):

- в Китае - вследствие неофициальной экспансии притязаний КНР и стремления китайского руководства утвердить территориальный суверенитет Китая в спорных районах, богатых минеральными ресурсами, в т.ч. нефтью и природным газом;

- на Филиппинах - не в последнюю очередь из-за нищенских заработков морских офицеров, которые не прочь заняться рэкетом;

- в Сомали, где с 1991 г. фактически отсутствует центральное правительство, пиратством откровенно занимается служба береговой охраны, и торговые суда вынуждены держаться не ближе 50 миль от побережья Сомали;

- в Сьерра-Леоне; в середине 90-х годов рыбаки Сьерра-Леоне, Сенегала, Гвинеи-Бисау, Испании, Португалии и Южной Кореи не раз объявляли забастовку из-за пиратских нападений в районе побережья этой страны.

При практически полном попустительстве властей, не уделяющих проблеме пиратства должного внимания, действуют пираты в Бразилии. Их основной район деятельности - порт Рио-де-Жанейро. Несмотря на оцениваемый ущерб экономике от деятельности пиратов в более чем 200 млн. долл. в год, правительство Шри-Ланки вынуждено мириться с пиратством, так как ВМС страны, вовлеченные в вооруженный конфликт с оппозиционными правительству силами, не имеют возможности вести эффективную борьбу с пиратами.

Пираты активизируют свою деятельность. Так, согласно докладу Аналитического центра по проблеме пиратства Международного морского бюро, в 1999 г. в мире зарегистрировано 300 случаев пиратства, что в 3 раза больше, чем в 1991 г. В 2000 г. отмечалось уже 469 случаев, что на 56% больше, чем в 1999 г. В

2001 г. произошло 263 случая нападений на суда в мире. Причем, по оценкам специалистов, становится известно только о каждом третьем случае.

В первом квартале 2002 г. в мире зарегистрировано 87 нападений (7 случаев угона), в то время как аналогичный период 2001 г. характеризовался показателем 68 (1 случай угона). Из 87 нападений 33 произошли в водах африканского побережья, 32 - в ЮВА и АТР (22 - в индонезийских водах). Из 7 угнанных судов 2 - в Индонезии, остальные - в Малаккском проливе, Таиланде, Тайване, США и Сомали.

Особо выделяется Азиатско-Тихоокеанский регион, где в 90-х годах произошло более 2/3 актов пиратства в мире. Примечательно, что после 17 инцидентов пиратства против российских судов в 1992 г. в середине 1993 г. была развернута группа боевых кораблей ВМФ России с целью защиты судоходства.

Одним из самых нашумевших стал захват в сентябре 1995 г. 30 пиратами торгового судна "Анна Сьерра" при переходе из Таиланда в Филиппины. Судно перевозило 12 тыс. т сахара общей стоимостью 5 млн. дол. Экипаж был оставлен в открытом море на спасательных шлюпках в 60 милях от Вьетнама и через 3 часа подобран вьетнамскими рыболовными судами. Судно "Анна Сьерра" было обнаружено 8 октября в китайском порту Бейхай под названием "Арктик Си", якобы зарегистрированное в Гондурасе. Экипаж судна - 12 человек - с индонезийскими и малайзийскими паспортами был фактически безнаказанно отпущен китайскими властями.

Согласно ст. 101 Конвенции ООН по международному морскому праву (ММП) 1982 г., пиратство - противозаконный акт насилия (принуждения) в отношении судов или летательных аппаратов (ЛА) в открытом море или районах за пределами зон юрисдикции каких-либо государств. Морское право дает военному кораблю любого государства возможность противодействовать пиратству в открытом море. Если акт пиратства осуществлен в пределах района, на который распространяется суверенитет государства, например в архипелажных водах, то другие государства не могут принять какие-либо меры против пиратов. То же касается международных проливов, если они находятся в зоне территориальных вод государств, так называемое право мирного прохода не дает возможности вести борьбу с пиратством. Это же право не предполагает возможности оказания помощи судам, подвергающимся нападению пиратов, и задержания пиратов с использованием оружия. Военный корабль обязан лишь проинформировать власти прибрежного государства о происшествии. Пираты выгодно пользуются данным обстоятельством, часто меняя районы своей деятельности и прибрежные воды государств, зачастую даже скрываясь от преследования в чужих территориальных водах.

В АТР пиратство характеризуется тем, что большинство актов происходит в районах международных проливов - Малаккского и Сингапурского (ежегодно здесь проходит более 30 тыс. или ежедневно от 200 до 600 судов, около половины из них - танкеры), в пределах территориальных или архипелажных вод Малайзии, Индонезии или Сингапура. Также значительное число нападений на суда осуществляется в районах спорной юрисдикции, в особенности в Южно-Китайском море. Данное обстоятельство значительно осложняет борьбу с пиратством.

В Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, особенно в районе о. Сенкаку, пиратская активность обусловлена не в последнюю очередь тем, что под видом борьбы с контрабандой наркотиков китайская морская полиция занималась просто грабежом, выдавая этот факт как дело рук пиратов. В качестве примера можно привести случай с задержанием в море и приводом в один из китайских портов сингапурского судна "Hye Mieko" китайской таможенной службой. Весь груз судна - сигареты - был изъят под видом контрабанды и продан.

В октябре 1992 г. Международным морским бюро Международной торговой палаты при поддержке Международной морской организации ООН в Малайзии в Куала-Лумпуре был создан Региональный центр по проблеме пиратства, который затем переименован в Аналитический центр по проблеме пиратства. Он осуществляет сбор и анализ информации в глобальном масштабе, занимается розыском пропавших судов, добивается наказания преступников и возврата грузов владельцам, выполняет круглосуточное оповещение судов о нападениях пиратов и занимается организацией помощи потерпевшим судам. При содействии данного регионального центра суда коммерческого флота были оснащены спутниковой системой определения местоположения "ShipLoc". Именно с помощью этой системы индонезийскими ВМС в июне 2001 г. через 7 дней после угона пиратами был обнаружен малайзийский танкер "Силайанг". Тогда удалось арестовать 10 пиратов.

Развитие сотрудничества стран в сфере борьбы с пиратством в мире в целом, АТР и ЮВА в особенности, сегодня связано с активностью следующих международных организаций и институтов:

1) Международная морская организация (ММО) ООН.

2) Региональный форум стран АСЕАН.

3) Организация представителей государственных учреждений стран АТР, осуществляющих деятельность в области обеспечения безопасности морепользования.

4) Симпозиум стран Южно-Китайского моря.

5) АТССБ - Азиатско-Тихоокеанский совет по сотрудничеству в сфере безопасности регионального форума АСЕАН.

6) Военно-морской симпозиум стран западной части Тихого океана.

7) Регулярные конференции, организуемые Аналитическим центром по проблеме пиратства, Институтом Окасаки (Токио) совместно с органами АСЕАН и национальными государственными организациями.

Наиболее значимые инициативы в борьбе с пиратством исходят от Японии как регионального лидера, являющегося крупнейшей судоходной державой региона и зависимого от морепользования (состояния морских коммуникаций).

Свое традиционное влияние на все процессы в сфере безопасности в регионах, несомненно, сохраняют за собой США. Кроме того, значительные патрульные силы, которые могут быть задействованы для борьбы с пиратством, находятся в составе военно-морских сил Индонезии, Тайваня, Таиланда и Филиппин.

Таким образом, проблема пиратства остается одним из актуальных аспектов, оказывающих влияние на торговое судоходство в определенных районах Мирового океана и даже на состояние региональной безопасности.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


«Рейлган» надежд адмиралов не оправдал

«Рейлган» надежд адмиралов не оправдал

Александр Широкорад

Каким будет главный калибр боевых кораблей в XXI веке

0
3331
Пять дней в состоянии войны

Пять дней в состоянии войны

Войска Центрального военного округа подняли по боевой тревоге

0
1230
Что должен был установить «Лошарик» на дне моря?

Что должен был установить «Лошарик» на дне моря?

Андрей Рискин

Военно-морской институт США назвал главные задачи секретной глубоководной станции АС-31

1
17192
Запрограммированная трагедия в Баренцевом море

Запрограммированная трагедия в Баренцевом море

Максим Климов

В борьбе за живучесть подводных лодок остаются системные проблемы

1
3977

Другие новости

Загрузка...
24smi.org