0
5781
Газета Интернет-версия

27.02.2008

"Рэптор" вышел на боевое дежурство

Вячеслав Володин

Об авторе: Вячеслав Владимирович Володин - кандидат технических наук.

Тэги: f22, сша, ввс, авиация, истребитель


f-22, сша, ввс, авиация, истребитель Истребитель пятого поколения уже в воздухе.
Фото предоставлено автором

Как заявил глава компании «Сухой» Михаил Погосян, программа создания российского истребителя пятого поколения выполнена примерно на 30%. Тем временем ВВС США активно осваивают истребитель XXI века F-22А Raptor, принятый на вооружение в конце 2005 года.

В рамках боевой авиации в целом принятие на вооружение этого самолета ознаменовало начало практической реализации общего реформирования ВВС США, затрагивающего и структурное построение боевой авиации, и техническое наполнение этой структуры, и схему ее функционирования, включая тактику ведения боевых действий.

Разработка методического задела началась до завершения создания истребителя F-22. Она была связана с развитием концепции авиационных экспедиционных армий (AEF-aerospace Expeditionary Force). Десять боевых формирований AEF должны составить, по замыслу командования ВВС США, ударную мощь американской боевой авиации, обозначив при этом реальное присутствие этой мощи в тех регионах мира, где имеется угроза национальным интересам США.

Апробацией общей концепции авиационных экспедиционных армий стали общевойсковые учения «Норден Эйдж», прошедшие в мае–июне 2006 года на авиабазе ВВС США Эммендорф на Аляске. Для этого были задействованы 12 истребителей F-22 из состава 27-й авиаэскадрильи. В ходе учений этими истребителями было проведено 26 сбросов управляемых бомб JDAM по целям. Все бомбы, имеющие программированное наведение с навигацией от спутниковой системы GPS, поразили заданные цели.

Однако основной задачей, решавшейся «Рэптором», являлась борьба с истребителями «красных», которые имитировались специально выделенными для этого самолетами F-15C, F/A-18C и F/A-18E. Одновременно в воздухе могло находиться до 40 самолетов «красных», которые по имитируемым характеристикам соответствовали самолетам российского производства МиГ-29, Су-30 и Су-24. «Красные» условно использовали в воздушном бою ракеты «воздух–воздух» Р-73 и РВВ-АЕ российского производства и PL-12 китайского производства.

За первые семь дней учений истребители F-22 одержали в воздушных боях 144 условные победы. Из этого количества только три пришлись на ближний воздушный бой с «противником». Во время этих учебных боев истребители F-22 ни разу не прибегали к использованию доступных им элементов сверхманевренности. Летчики отмечали, что наиболее выгодной для них была позиция, занимаемая на высоте около 20 000 м (что на 4500 м выше зоны, где обычно летают истребители четвертого поколения). Там они могли использовать преимущества сверхзвукового крейсерского режима полета, сканируя воздушное пространство и подстилающую местность с помощью бортовой РЛС и пассивных датчиков. Истребители F-22 за счет высокой скорости успевали наносить удары в любой точке зоны учений.

В середине февраля 2007 года на авиабазе ВВС США Кадена, расположенной на японском острове Окинава, приземлились первые «Рэпторы» из состава 27-й авиаэскадрильи 1-го авиакрыла ВВС США, расквартированного на базе Лэнгли в штате Вирджиния. Это было не что иное, как начало функционирования в пробном формате первой экспедиционной воздушной армии ВВС США.

Группа истребителей F-22 организованно прошла маршрут протяженностью 6600 км, затратив на это около 12 летных часов. Согласно общей концепции системы AEF переброска авиационной экспедиционной армии с территории США в любую точку мира и ее развертывание в боевое состояние должны занимать не более двух суток. Здесь же поднявшиеся 10 февраля 2007 года с авиабазы Хикем на Гавайских островах «Рэпторы» достигли авиабазы Кадена в Японии только 18 февраля. Задержка в восемь дней была вызвана сбоем в полете программного обеспечения навигационной системы нескольких истребителей, в связи с чем вся группа уже находящихся над Тихим океаном истребителей F-22 была вынуждена вернуться на авиабазу Хикем. Это показало, что отсутствие требуемого уровня надежности программного обеспечения одной из бортовых систем может существенно снизить боеготовность не только истребителя пятого поколения, но и всей боевой системы, в структуру которой он входит.

За четыре месяца общий налет «Рэпторов» на авиабазе Кадена составил 1400 часов, а это соответствует уровню годового налета 350 часов в расчете на один самолет. Всего за время пребывания 27-й авиаэскадрильи на авиабазе Кадена было совершено 718 самолето-вылетов F-22. Очевидно, что это были уже не просто демонстрационные полеты.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Россию поставили на второе место

Россию поставили на второе место

Владимир Щербаков

Москва обошла Лондон в рейтинге SIPRI топ-100

0
2396
«Третий глаз Шивы» в небе

«Третий глаз Шивы» в небе

Александр Манякин

Самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления ВВС Индии

0
1749
Пентагон попал под удар

Пентагон попал под удар

Владимир Иванов

В Стратегии национальной обороны США обнаружены серьезные недостатки

0
1601
Операция прикрытия «Камуфляж»

Операция прикрытия «Камуфляж»

Игорь Атаманенко

Как КГБ шифровал своего «суперкрота» в ЦРУ

0
1523

Другие новости

Загрузка...
24smi.org