В 2010 году на 3-м Всеармейском совещании офицеров армии и флота, посвященном формированию коллективной этики российского офицера, будет принят кодекс чести российского офицера. К 1 февраля в воинских частях должна быть закончена дискуссия по этому поводу. Сам кодекс вырабатывается в Минобороны.
Анонимный источник сообщил Интерфаксу, что под руководством статс-секретаря – замминистра обороны Николая Панкова до 1 февраля 2010 года в воинских частях, общевойсковых бригадах и на кораблях будет развернута широкомасштабная дискуссия, связанная с обсуждением кодекса чести российского офицера, основы кодекса сейчас вырабатываются в Минобороны. Затем в Москве на 3-м Всеармейском совещании офицеров планируется принять кодекс чести российского офицера.
Это будет первый писаный кодекс офицерской чести в Российской армии. До революции небезосновательно считалось, что нравственный закон изначально заложен в сознании военного человека, и если требуется его предписывать и внедрять, значит, нравственное разложение армии достигло предела.
В современной Российской армии речь о кодексе чести идет с 1990-х годов. Самый известный проект создали полковники запаса Александр Савинкин и Игорь Домнин при участии группы специалистов в сфере военной социологии и психологии. В основе лежат дореволюционные традиции, что отражено в постулате: «Стремление к чести побуждает офицеров быть цветом нации, воплощением аристократизма, дворянского духа и рыцарства, руководствоваться нормами высшей нравственности...» В 25 пунктах собраны все обязанности офицера, прописанные в уставах и законах, плюс моральные запреты: «Избегать распутства, пьянства, бранных слов, азартных игр, участия в финансовых спекуляциях, политической борьбе». Понятно, что такой сословно-кастовый кодекс появился как ответ на крушение коммунистической морали и связан с неприятием демократических ценностей, олицетворением которых стала эпоха дикого капитализма и чиновничьего беспредела.
С противоположных позиций подходит доктор философских наук, генерал-майор в отставке Юрий Киршин. Основой нравственности он считает военную идеологию государства. По его мнению, «один из важнейших принципов военной идеологии РФ должен заключаться в том, чтобы Вооруженные силы, военная организация России в целом как в мирное, так и в военное время соответствовали демократическому правовому государству с рыночной экономикой». Но, отмечает Юрий Киршин, многие российские генералы и офицеры боятся гласности, гражданского контроля, боятся, что демократия подорвет единоначалие и дисциплину.
В Книжке красноармейца 1918 года и Дисциплинарном уставе 1919 года сказано: «Революционная воинская честь есть сознание собственного достоинства как воина-революционера Рабоче-Крестьянской Красной Армии и гражданина свободной страны, исполняющего по совести свой долг». Уберите слова про революцию и – лучше не скажешь! Совесть в основе всего. А ее никакими кодексами не привьешь. Ее надо с детства закладывать. А кто у нас детей воспитывает? Голливуд, «Дом-2» и бандитские сериалы про «бригаду». Вот и приходят в армию молодые офицеры, уверенные, что миром правят деньги. А пока получается, что кодекс срочно понадобился после погрома офицерского корпуса, названного приданием нового облика Вооруженным силам, чтобы манипулировать теми, кто остался. Чтобы создать молчаливое сословие. Ведь недовольных сегодня слишком много.