0
6454
Газета Интернет-версия

27.06.2014 00:01:00

Самолет Талалихина

В истории Великой Отечественной войны на одно белое пятно стало меньше

Тэги: авиация, великая отечественная война, история


авиация, великая отечественная война, история Двигатель самолета располагался в самом низу раскопа. Ребра охлаждения цилиндров были оплавлены, а корпус редуктора мотора имел значительные трещины. Фото предоставлено ПО «Обелиск»

В минувшее воскресенье, в день очередной годовщины нападения нацистской Германии на Советский Союз, все мы в который уже раз почтили память миллионов бойцов и командиров, генералов и адмиралов, тружеников тыла и простых мирных граждан, не доживших до того майского дня 1945 года, когда наконец-то после почти четырех лет тяжелейшей в истории нашего Отечества войны прозвучало слово «Победа!». Среди тех, кто, не колеблясь, отдал свою жизнь за то, чтобы мы с вами сегодня жили в России свободно, без страха перед сапогом нацистского оккупанта, есть и младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин – простой русский парень, родом из Саратовской губернии.

ПРОПУСК В ВЕЧНОСТЬ

Следует особо подчеркнуть, что подвиг, совершенный Героем Советского Союза Виктором Талалихиным в одну из августовских ночей во всех смыслах тяжелого для нашей армии 1941 года, оказался в списке тех великих деяний советских воинов, которые не только не померкли за минувшие десятилетия, но и не дали ни малейшего шанса разным «друзьям» России или активистам так называемой пятой колонны бросить на них хоть какую-то тень подозрения в фальсификации.

Таранив на своем «ишачке» в подмосковном небе немецкий бомбардировщик He 111, младший лейтенант Талалихин не только спас жизнь десятков, а то и сотен своих соотечественников, которые могли стать жертвами бомб, сброшенных с этого «хейнкеля», но и навечно вписал свое имя в пантеон Славы нашей великой страны. В списки же 1-й эскадрильи 177-го истребительного авиаполка 6-го истребительного авиакорпуса, в должности заместителя командира которой он воевал в то время, Виктор Талалихин был навечно зачислен в 1948 году.

После тарана немецкого бомбардировщика младший лейтенант Талалихин, будучи раненым, сумел покинуть падающий «И-16» и приводнился на парашюте в речку Северку. После короткого отдыха у местных жителей, оказавших ему необходимую помощь, летчик вернулся в часть и вскоре вновь встал на защиту столицы.

8 августа младшему лейтенанту Талалихину за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

К сожалению, Виктор Васильевич не дожил до Победы – погиб в очередном воздушном бою 27 октября 1941 года. На тот момент младший лейтенант записал на свой счет шесть вражеских самолетов, сбитых им лично, и один – в группе, что не так уж и мало для такого короткого периода времени. Кроме того, в советско-финскую войну он сбил лично и в группе еще четыре самолета противника. Проживи Талалихин дольше, вне всяких сомнений стал бы одним из самых результативных летчиков-асов Второй мировой.

Однако если место упокоения летчика-героя известно (он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве), то в отношении его верного боевого товарища  истребителя «И-16», на котором Талалихин и совершил свой таран,  до недавнего времени существовало пресловутое «белое пятно» (причем, как представляется, созданное искусственно).

Согласно имевшимся архивным данным, после тарана самолет Виктора Талалихина упал в районе деревень Мансурово и Степыгино – на территории нынешнего городского округа Домодедово Московской области. Вот, пожалуй, и все, что могли сказать историки. Был ли он найден, поднят – ответа на этот вопрос не было. Хотя, казалось бы, место падения самолета известно, случай этот далеко не рядовой, так что государство должно было предпринять какие-то усилия для восстановления исторической справедливости. Самолет Талалихина, а точнее, конечно, те фрагменты, которые от него остались после падения, должны занять место в музее. И вот совсем недавно произошло событие, позволившее поставить точку в этом деле.

«СЛУЧАЙНАЯ» НАХОДКА

Поисковикам удалось найти значительную часть элементов приборной доски истребителя. 	Фото предоставлено ПО «Обелиск»
Поисковикам удалось найти значительную часть элементов приборной доски истребителя. Фото предоставлено ПО «Обелиск»

Некоторое время назад сотрудники одного из лесных хозяйств городского округа Домодедово совершенно случайно обнаружили в лесу оплывшую и уже порядком затянутую землей воронку, в районе которой ими были обнаружены отдельные элементы конструкции, вероятно, самолета или иной военной техники. Рядом на дереве виднелась какая-то металлическая табличка, вся покрытая ржавчиной. Данной информацией они поделились с членами Домодедовского краеведческого общества.

Ситуация не рядовая, но и не сказать, чтобы очень редкая для мест, где в годы Великой Отечественной войны шли бои. Воронки и траншеи здесь до сих пор, как пел Владимир Высоцкий, «как шрамы зияют», а остатки военной техники и снаряжения даже при усиленной сдаче местными жителями всего этого добра на металлолом все еще можно найти и в Московской области. Определенную интригу представляла собой табличка. Что она обозначает? Место захоронения или гибели? Однако вряд ли кто-то из авторов находки мог предположить, какую сенсацию скрывает под собой многолетняя ржавчина…

После обработки на табличке проступил текст: «Здесь упал самолет героя Советского Союза Виктора Талалихина, на котором совершен первый ночной таран на подступах к Москве в годы Вел. Отеч. войны. Табличка установлена пионеркой Аллой Катько по рассказам очевидцев. 22. 08. 71».

Самолет Талалихина?! А почему бы и нет – нашел же Шлиман «по книге» Трою! Смущало то, что сорок лет о месте нахождения самолета летчика-героя было известно, но никто не удосужился произвести здесь раскопки. Впрочем, наше традиционное головотяпство приводило еще и не к таким результатам.

Однако прежде чем поехать на указанное место, краеведам и поисковикам необходимо было провести подготовительную работу в архивах, опросить  очевидцев тех далеких событий. Да, оказались живы и некоторые очевидцы. Например, Лидия Ивановна Богомолова, которой тогда было всего 13 лет. Побывали поисковики и в Центральном архиве МО РФ, где получили выписки, содержащие, среди прочего, номер двигателя самолета, на котором совершил свой таран Виктор Талалихин (ЦАМО РФ, ф. 35, о. 11307, д. 136, л. 343).

Наконец, 7 июня 2014 года в район вероятного местонахождения самолета летчика-героя выехала сводная поисковая группа, сформированная поисковыми отрядами «Обелиск» (город Москва, командир – Михаил Поляков), к которому имеет честь принадлежать и автор данного материала, и «Надежда» (город Коломна, командир – Алексей Гуськов), а также члены Домодедовского краеведческого общества (особую помощь оказал здесь краевед Кирилл Низамутдинов).

МУЗЕЙ ЖДЕТ

«Поисковиками была обследована воронка, расположенная в лесном массиве между деревнями Мансурово и Юсупово, в 300 м западнее садоводческого товарищества «Сельский строитель» (координаты GPS N55±13,573 Е037±45,828)»,  – читаем в отчете о работе по обнаружению и подъему самолета «И-16» в городском округе Домодедово Московской области, составленном по итогам поискового мероприятия командиром отряда «Обелиск» Михаилом Поляковым. «Детальный осмотр обломков самолета ... указывал на то, что разбившимся самолетом мог быть истребитель «И-16» (тип 29). Именно на таком типе самолета был совершен ночной таран летчиком Виктором Талалихиным в ночь с 6 на 7 августа 1941 года. Собранные данные о месте падения самолета Талалихина указывали на тот же квадрат местности».

В процессе проводившихся в течение 7–8 июня работ из воронки последовательно были извлечены фрагменты фюзеляжа и оперения самолета, детали его шасси и механизмов управления, а также части агрегатов двигателя. Большинство конструктивных элементов, выполненных из дюралюминия, подверглись, конечно, различной деформации и местами были обожжены (после падения самолета скорее всего произошел взрыв и возник пожар). С другой стороны, на отдельных фрагментах из перкаля и дюралюминия даже сохранилась краска: оливковая, серая или черная. Многие стальные детали имели механические повреждения и трещины, полученные при падении самолета, а также следы значительной коррозии.

Постепенно из углублявшейся ямы (максимальная глубина раскопа составила 2,3 м) показались части топливного бака, поврежденные элементы трубопроводов, тяг и тросиков, обрывки электропроводки, генератор и части выхлопной системы. Поисковиками были обнаружены также фрагменты кабины с органами управления, педальным узлом, остатками приборной доски, кресла пилота с частями бронеспинки и пристяжной системы. Были найдены сильно обгоревший индивидуальный медицинский пакет, а также кислородный баллон, части ручки управления и детали рации. Причем все эти элементы были сильно обожжены и оплавлены, что произошло вследствие горения самолета на земле. Достаточно неожиданным стало обнаружение остатков сгоревшего боекомплекта, состоявшего из боеприпасов калибров 7,62 мм и 12,7 мм в разорванных лентах, что дает историкам уникальную возможность более тщательно восстановить события того дня.

«На отдельных деталях фюзеляжа был нанесен № 2921570 (номер самолета. – В.Щ.), а на деталях моторной группы № 633750 (номер мотора. – В.Щ.), что соответствовало данным ЦАМО о том, что самолет с таким номерным обозначением принадлежал к 177 ИАП и был разбит во время тарана с 6 на 7 августа 1941 года, – указывается в отчете по результатам раскопок. – Примечательно, что с фрагментами приборной доски был найден циферблат бортовых часов. На нем сохранились минутная стрелка и обломок часовой стрелки. По их расположению было видно, что они остановились примерно на времени 23.30, что совпадает со временем тарана».

Следует также отметить, что по расположению в воронке двигателя самолета и основных его деталей специалисты смогли предположительно установить примерную траекторию движения и направление падения истребителя: с востока на запад под углом около 75-80±.

Все найденные части конструкции «ишачка» знаменитого летчика-героя вскоре займут положенное им место  в экспозициях поисковых и краеведческих музеев. Причем двигатель самолета и основные его части передаются Домодедовскому историко-художественному музею, а на месте падения истребителя будет установлена памятная доска или знак.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Весь тираж учебного пособия об истории и географии ХМАО, выпущенный с неточностями, отпечатают заново

Весь тираж учебного пособия об истории и географии ХМАО, выпущенный с неточностями, отпечатают заново

 

0
356
Обезьяна на балконе

Обезьяна на балконе

Ирина Акимушкина

Про ушлый Гибралтар, авеню на взлетной полосе и бесконечные тоннели

0
598
Плодовитый трудоголик Алексей Н. Толстой

Плодовитый трудоголик Алексей Н. Толстой

Игорь Клех

«Хождение по мукам» как кривое зеркало русской революции

0
897
Гражданская война 2.0

Гражданская война 2.0

Мартын Андреев

Когда белогвардейцы смогли победить

0
307

Другие новости

24smi.org
Загрузка...