0
1955
Газета Вера и люди Интернет-версия

05.06.2002 00:00:00

У немецких лютеран нет проблем в России

Тэги: Георг Кречмар, немецкие лютеране


- Ваше Преосвященство, что сегодня в жизни вашей Церкви означает наследие Мартина Лютера?

- Лютер - великий человек и учитель, мы все учимся у него. Но я думаю, он не одобрил бы использование своего имени в названии Церкви. Он искренне выступил за обновление Католической Церкви в XVI веке, и жаль, что дошло до раскола. Но надо сказать, что за последнее десятилетие лютеранам удалось достичь сближения с католиками: есть даже Соглашение о совместном учении об оправдании верой. Учение Мартина Лютера ведет нас не к изоляции, а, напротив, открывает путь к диалогу и сближению со всеми христианами.

- Что, с вашей точки зрения, характерно для духовной жизни лютеран в России?

- Я наблюдаю два типа духовной жизни. В европейской России большинство наших прихожан стали сознательными лютеранами в последние лет десять. Хотя и до этого они, как правило, не были атеистами, а посещали православные церкви. Эти прихожане хорошо знают православие, любят его. Наряду с этим у них налицо рост социальной ответственности, характерной для нашей Церкви в целом.

В Сибири и Казахстане наши прихожане до сих пор помнят жестокие репрессии и преследования. Люди долгое время чувствовали себя изгоями. Ведь именно в эти регионы были высланы основные представители лютеранства в довоенном СССР - поволжские немцы. Среди них встречаются искалеченные, я бы даже сказал, "изнасилованные" души. Это, например, те, кто провел годы в советских концлагерях. Особенно тяжелым бывает состояние тех, кто родился и провел детство за колючей проволокой, в бараках. Для таких лютеранство - путь к духовному возрождению, обретение своего свободного "я".

- Однако в сознании русского человека лютеранство в первую очередь воспринимается как часть именно немецкой культуры. Так ли это?

- Это очень неточная оценка. Мы никогда не были Церковью одного народа, хотя со времен Мартина Лютера у нас велико влияние германской традиции. Что касается языка, на котором ведется служба, то это решает самостоятельно каждый приход. В лютеранском храме в Москве, например, проповеди читаются по-немецки и по-русски, причем с немецкого делается перевод. Некоторые прихожане из числа российских немцев сами не очень хорошо понимают немецкий язык, но хотят слышать проповеди на немецком как дань традициям своих семей. Идентичность нашей Церкви не национальна. Скажем, в дореволюционной России и в СССР до 1930-х годов были общины в Армении и Азербайджане, где прихожанами являлись коренные жители.

- Тогда как можно было бы определить идентичность лютеран среди христианских конфессий в России?

- Мы все-таки глубоко традиционная Церковь и этим отличаемся от некоторых других протестантских деноминаций. На территории самой России лютеране живут уже около 400 лет. Мы требуем от прихожан сознательного отношения к вере. Перед крещением взрослым предлагается пройти катехизацию. Что касается богослужебной практики и церковной жизни, то многих привлекают проникновенные проповеди, пение гимнов, а также социальная деятельность приходов и взаимопомощь среди их членов. Возможно, некоторые видят или хотят видеть в нас альтернативу православию. Но это сугубо личное дело, и любые разговоры о так называемом "прозелитизме" мы считаем неуместными.

- Как меняется национальный состав ваших прихожан и какова "география" Церкви?

- По данным официальной статистики, в РФ осталось около 500 тысяч немцев. Поэтому доля русских в приходах растет. Сейчас их в наших общинах, я думаю, не менее 30%. Их становится все больше и среди прихожан в постсоветских государствах Средней Азии. Что касается "географии" нашей Церкви, то об этом говорит ее название: Евангелическо-Лютеранская Церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии. В ее составе - семь региональных Церквей, которые возглавляют епископы (европейская Россия, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Украина, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Грузия), и автономные общины на территории Белоруссии, Азербайджана, Таджикистана, Туркменистана. Другими словами, 10 государств бывшего СССР за исключением Балтии, Молдавии и Армении. У нас 600 приходов, половина из которых имеет государственную регистрацию.

Всего насчитывается около 250 тысяч прихожан. Их особенно много в Калининградской области (5 тысяч человек в 40 приходах), Петербурге (одна тысяча человек, два прихода), в Поволжье (12,5 тысячи человек, 42 прихода). Центральное церковное управление, находящееся в Петербурге, осуществляет связь между региональными Церквами и приходами. Оно также помогает в восстановлении церковных зданий, являющихся памятниками архитектуры и исторически принадлежащими нашей Церкви. Кроме того, оно издает общецерковную литературу и журналы.

- Есть ли у Церкви проблемы в отношениях с властями в России?

- Практически никаких. Напротив, мы взаимодействуем в вопросах благотворительности. Это, в общем-то, неизбежно потому, что Церковь сама не имеет права содержать, скажем, приюты. А они у нас есть в Калининграде, Самаре, Петербурге. Есть дом престарелых в Тбилиси. Вообще отношение высоких властей РФ к лютеранам, насколько можно судить, доброжелательное.

- А каковы отношения с Русской Православной Церковью?

- Здесь ситуация сложнее. С Патриархом Алексием II я знаком более 40 лет. Еще в советские времена он нам помогал с получением въездных виз. Он вообще относится к лютеранам с пониманием, будучи выходцем из Балтии. Отличные отношения у нас митрополитом Кириллом, хотя он в известном смысле дипломат.

В провинции же немало молодых священников, которые ничего не знают о лютеранах, и у них имеются свои сомнения на наш счет. Иногда они смотрят на нас примерно так, как некоторые православные смотрят на "Свидетелей Иеговы". Случается, что в узкой компании мы с православными священнослужителями - почти братья. Но "на людях" они делают вид, что, например, меня не знают. С нашей стороны, никаких трудностей, разумеется, нет. Впрочем, все это вопрос образования. Отношения между РПЦ и католиками сегодня, как известно, весьма напряженные. И поскольку все познается в сравнении, то могу сказать, что иногда мы выступаем посредниками между ними. Хотя на местах у нас контакты теснее все-таки с католиками.

- Помогает ли Лютеранская Церковь Германии Церкви в России?

- Различные земельные Церкви, из которых складывается Лютеранская Церковь в ФРГ, помогают конкретным приходам. Сложилась система партнерства, скажем, между городами Маркс в Саратовской области и Потсдам. Земельная Церковь Баварии поддерживает лютеран Украины. Большинство епископов-лютеран и примерно половина окружных пасторов на территории бывшего СССР также из Германии. Имеется практика, когда германские пасторы, выйдя на пенсию, приезжают для служения в Россию. Например, наш епископ на Украине и один пастор прибыли из Баварии. Несколько подобных примеров есть и в России. Это пока позволяет решать острейшую проблему с кадрами священнослужителей. Пасторов у нас остро не хватает, много вакансий. Чтобы упрочить нашу независимость, мы открыли семинарию в Петербурге, в которой ведется подготовка пасторов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1191
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1057
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2030
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
900

Другие новости