0
1308
Газета Вера и люди Интернет-версия

17.07.2002 00:00:00

Мы не бегаем с крестом ни в мечеть, ни в синагогу

Тэги: игумен филипп, сф, церковь, служба


- Отец Филипп, расскажите, пожалуйста, о жизни прихода православного храма Духовно-просветительского комплекса в Отрадном.

- Храм святителя Николая в Отрадном был построен в 1998 году. Он - практически единственный на огромный спальный район и по праздникам не в состоянии вместить всех желающих. Сейчас в нем служат три священника. Все - сотрудники Миссионерского Отдела Московской Патриархии. Свое служение мы начали два года назад, когда Святейший Патриарх Алексий II благословил нашему отделу опекать этот храм. Однако храм не передан ни в аренду, ни в собственность Церкви, и фактически Московская Патриархия существует там на "общественных началах". Такие случаи крайне редки в современной церковной практике.

При храме есть две воскресные школы: детская и взрослая. Первоначально мы занимались только детьми и не планировали открывать школу для взрослых. Я всегда считал, что воскресные школы не должны существовать при каждом храме, как это сегодня практикуется. Они должны быть там, где в них есть необходимость. У нас эта необходимость возникла, когда люди стали задавать самые элементарные вопросы о чине богослужения, догматах, предании Церкви.

В сентябре нынешнего года мы совместно с департаментом образования Северо-Восточного округа Москвы планируем открыть богословский семинар на базе храма. Идея возникла в результате двухлетнего сотрудничества нашего духовенства с гимназией "Пересвет". Для этой гимназии мы разработали и в ней опробовали абсолютно новую программу по изучению актуальных для современности проблем богословия. Программа рассчитана на педагогов и родителей, но семинар будет открыт также для всех желающих. Мне хотелось бы, чтобы на этом семинаре люди сами думали, интеллектуально и духовно росли.

- Как вы относитесь к идее создания в Отрадном комплекса традиционных для России религий?

- С одной стороны, личные мотивы наших спонсоров, построивших комплекс, остаются делом их совести и мне не известны. С другой стороны, это вылилось в очень нужное и важное дело. Религиозная ситуация в России сейчас накалена так же сильно, как и во всем мире - достаточно искры, чтобы разжечь религиозный конфликт. Комплекс храмов разных религий оказался маленьким Иерусалимом на территории Москвы. Нигде в мире, кроме Иерусалима и нашего двора, вы не сможете из окна алтаря православного храма увидеть мечеть и тут же из другого окна - синагогу. Все мы на виду друг у друга и имеем возможность открыто, без экстремизма демонстрировать приверженность своей религии. Наша ситуация - это определенный символ. Символ мирных устремлений христианства, ислама и иудаизма.

- Существуют ли случаи взаимного непонимания или конфликтов между мусульманами, христианами и иудеями на территории комплекса?

- Никто из священнослужителей в Отрадном не дает поводов для возникновения такого рода случаев и тем более конфликтов. Духовенство не вторгается в пастырские дела друг друга. Мы совершенно свободно осуществляем свою пастырскую деятельность и не претендуем на чужую паству. Мы не бегаем с крестом ни в мечеть, ни в синагогу и не стремимся кого-то насильно обратить в православие. Также и наших прихожан никто не переманивает. При проведении общих гуманитарных или образовательных мероприятий мы выступаем совместно. Например, мы оказываем помощь дому престарелых при местной мечети, различным детским домам района Отрадное. Недавно проводились совместные радиопередачи, где участвовали мулла, раввин и я. Мы поставили перед собой задачу - дать людям возможность пообщаться в эфире с представителями разных религий и задать им любые вопросы. Темы обсуждались самые разные, и был найден контакт с радиослушателями. Получилось, как мне кажется, неплохо.

- Сейчас в Отрадном планируется строительство буддийского храма. Не будут ли буддисты лишними в обществе монотеистических религий? Готовы ли православные сотрудничать с буддистами?

- Наша деятельность в Отрадном основывается на нашей религиозной самоидентификации. Если на нее никто не посягает - мы открыты для всех. Это позиция Московской Патриархии.

Однако существует и другая сторона вопроса, не касающаяся напрямую православных. Каждый храм из действующих на территории комплекса имеет довольно большую общину, состоящую, как правило, из прихожан, живущих в Отрадном. У буддистов такой общины нет. Поэтому присутствие в Отрадном буддийского храма будет иметь, на мой взгляд, явную прозелитическую направленность. Ведь в отсутствие прихожан их нужно создавать.

Кроме того, буддизм в России сегодня раздираем распрями, спорами и противоречиями, которые сначала должны быть решены буддийскими лидерами. Именно буддийские лидеры в конечном итоге должны принять решение о строительстве храма, а не спонсоры. Спонсорская деятельность должна отвечать потребностям спонсируемых. Нельзя помогать человеку, если он этого не хочет.

- Отец Филипп, вы сотрудник Миссионерского отдела РПЦ. Почему храм в Отрадном был отдан на попечительство клириков именно этого отдела?

- Неверно было бы полагать, что при передаче храма Миссионерскому отделу, со стороны РПЦ планировалась какая-то прозелитическая миссия, что мы были посланы воевать с мусульманами и иудеями. Храм был построен и ждал священников. В это же время Миссионерский отдел просил у Патриарха храм в Москве. И храм был передан на попечительство отделу для служения в нем его сотрудников. Получилось так, что сама ситуация, наше желание и Божья воля совпали.

- Чем вообще занимается Миссионерский отдел?

- Просвещение после крещения и восстановление конфессиональной принадлежности тех, кто ее потерял, - вот два доминирующих направления, вокруг которых организована вся наша деятельность. Когда мы отправляем миссионерский поезд в тот или иной регион России, мы исходим из религиозной ситуации конкретного региона и сообразуясь с ней планируем свои действия. Так, например, когда мы ездили по Байкало-Амурской магистрали, мы знали, что наша миссия в первую очередь апологетическая, так как там большое влияние на умы оказывает секта Виссариона.

- Что такое миссионерский поезд?

- Это обычный поезд из двух-трех вагонов и одновременно храм на колесах. Эти вагоны со священниками, хором, журналистами, мирскими миссионерами прицепляются к составу и отправляются в путь по специально разработанному маршруту. Поезд должен объехать определенный регион и осуществить там миссионерскую деятельность. Клирики крестят, исповедуют, причащают, беседуют с людьми. По дороге составы не раз меняются. Где-то вагоны отцепляются и отправляются на запасный путь на один-два дня, где-то стоят по три минуты согласно железнодорожному расписанию и потом едут дальше. Конечно, за три минуты совершить службу или даже просто причастить не удается, но бывают случаи, когда мы успеваем за это время поисповедовать и поговорить с людьми.

В нашей стране есть места, где ни храма, ни священника не было уже много десятков лет и тем не менее люди, живущие там, помнят о Боге и считают себя православными. Правда, даже элементарные знания о православии в таких местах бывают утрачены. Часто приходится объяснять, что православные - это еще и христиане, и что Троица - это не Николай Угодник, Божья Матерь и Христос.

Когда мы ездили по БАМу, весь наш протяженный маршрут проходил через район с потерявшимися и забытыми властями людьми. Люди, живущие там, не хотят денационализироваться, хотят остаться русскими и именно поэтому мнят себя православными. Этим людям приходилось объяснять, что "русскость" и "православность" это совсем необязательное сочетание.

Любой маршрут миссионерского поезда заканчивается многими тысячами новокрещеных. Ежегодно мы совершаем несколько экспедиций, и клирики нашего храма в Отрадном, как правило, в этих экспедиция участвуют. Бывает так, что командировки длятся по несколько месяцев.

- Вы работали в банке, сейчас вы государственный служащий, одновременно монах и священник. Как вы совмещаете священническое служение со светской работой, и как относится к этому ваше церковное руководство?

- Когда я, уже будучи в сане, в первый раз выходил на светскую работу - я брал на это благословение. С тех пор любая перемена места работы не происходит без получения на то специального благословения. Со стороны священноначалия препятствий не возникает, так как канонически священник имеет право работать. Каноны запрещают священнику лишь некоторые виды деятельности. Например, содержать питейный, игорный или публичный дом, заниматься банковской деятельностью. Когда я работал в банке "Российский кредит" или на Московской межбанковской валютной бирже, я занимался не банковской деятельностью, а аналитикой и PR-обеспечением. А собственно давать деньги в рост, то есть подписывать кредитные документы, я, как священник, не имею права. Сейчас я госслужащий, работаю в Совете Федерации как советник первого заместителя председателя.

Для меня нет противоречия между светским и церковным служением. Ни Писание, ни Предание не запрещают священнику работать в миру. Многие представители византийского и римского духовенства были общественными, политическими и экономическими деятелями. Многие из них работали при дворе и выполняли роль советников и госслужащих. У нас эта традиция тоже была, но она прервалась во времена Петра I.

Даже апостолы работали. Апостол Павел не раз подчеркивал, что он всегда жил "от дела рук своих". Следовательно, жить от дела рук своих не предосудительно.

- Можно ли сказать, что ваша мирская служба - это своего рода форма проповеди?

- Наше общество секулярно, а Совет Федерации, где я работаю, - секулярен по закону. Существуют специальные законодательные акты, запрещающие госслужащим заниматься религиозной проповедью в стенах госучреждений. Но есть хороший принцип - "делай, как я". И иногда я замечаю, что люди начинают делать, как я. А амвона здесь, конечно, нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
710
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
809
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1154
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
927

Другие новости