0
1697
Газета Вера и люди Интернет-версия

20.04.2011 00:00:00

Папа Войтыла на пути к блаженству

Джованни Бенси

Об авторе: Джованни Бенси - итальянский политолог и журналист.

Тэги: беатификация, иоанн павел ii


беатификация, иоанн павел ii Производители сувенирной продукции в разных католических странах Европы давно готовы к торжествам в Ватикане.
Фото Reuters

В Ватикане сообщили, что 1 мая Папа Римский Иоанн Павел II, скончавшийся 2 апреля 2005 года, будет беатифицирован, то есть причислен к лику блаженных. Это последняя ступень перед канонизацией, то есть объявлением Папы святым, так сказать, на полных правах. Дело сдвинулось с места, потому что Святой Престол после пятилетнего расследования признал решающим чудо, случившееся с 48-летней французской монахиней Мари Симон-Пьер Норман, необъяснимым образом исцелившейся от болезни Паркинсона, которой страдал сам Понтифик. Было признано, что исцеление монахини произошло «по вспомоществованию» Иоанна Павла II, которому она усердно молилась. Еще раньше, 2 апреля 2007 года, Иоанн Павел II был объявлен «слугой Божьим», что означает объявление его претендентом на статус блаженного. После того как факт чуда был подтвержден Церковью, 19 декабря 2009 года Иоанн Павел II был провозглашен venerabilis, то есть «достойным почитания».

Чин беатификации будет совершен нынешним Папой Римским Бенедиктом XVI. Это уникальное событие, поскольку раньше никогда не бывало, чтобы Папа Римский, в данном случае Йозеф Ратцингер, запустил процесс беатификации своего непосредственного предшественника. Этот необычный факт объясняется тем особым характером, который приобрел понтификат Папы Войтылы, и той особой ролью, которую он сыграл на переломном этапе истории Церкви. Он был первым неитальянским Папой за 455 лет. Тем самым Иоанн Павел II стал своего рода живым напоминанием того, что Католическая Церковь рассматривает себя как «универсальную», вселенскую, не связанную с какой-нибудь определенной национальностью или культурой духовную общность.

Кроме того, Иоанн Павел II, Кароль Войтыла, стал первым Папой – уроженцем славянской страны, Польши. Этот факт тоже рассматривался как знаменательный, подчеркивающий, что католицизм не только романо-германская религия, как он в течение истории часто рассматривался, не только религия Запада, но включает в себя и славянство – третий важный составляющий элемент европейской цивилизации. Этот аспект пастырской деятельности Кароля Войтылы, его «славянство», быть может, немного преувеличивался. В Ватикане и некоторых околоватиканских кругах считалось, что общие славянские корни Польши и России позволят вернуть слову «понтифик» его исходное латинское значение: «мостостроитель». Папа, который перекинет мост между латинским Римом, через славянскую Варшаву, к славянской же Москве. При этом забывалось, что отношения между Польшей и Россией, в том числе и в церковной сфере, никогда не были идиллическими («спор славян между собою») и что «польское лицо» не было лучшей рекомендацией для католицизма, обращающегося к России. Вот это, пожалуй, одна из причин, по которым отношения между Войтылой и Московским Патриархатом всегда были скорее натянутыми и по которым не смогла свершиться мечта Папы о встрече с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Не только понтификат, но и сама жизнь Папы Войтылы были знаменательными и тем, что он непосредственно испытал на себе оба диктаторских режима прошлого века – нацизм и коммунизм. Знакомство с разными условиями человеческого существования придало особую мудрость размышлениям Иоанна Павла II о судьбах человека в современном мире. Он был свидетелем разрушения нацистами устоев родной Польши, был участником Сопротивления, узнал в коммунизме новую форму закабаления человека во имя идеологии, не считающейся с человеческой природой. Своей поддержкой польского независимого профсоюза «Солидарность» и своей проповедью, своей сильной религиозной, политической и дипломатической активностью, как многие считают, Иоанн Павел II решающим образом содействовал падению коммунистической системы в Восточной Европе и в СССР.

Но в то же время Папа Войтыла не был бескритичным апологетом западного капитализма. В своих энцикликах и многочисленных проповедях он обличал враждебную к человеку форму капитализма эпохи глобализации, рассматривающего человека лишь как разновидность товара, который можно покупать и продавать. Иоанн Павел II считал, что глава Католической Церкви никогда не должен терять контакт с паствой, с верующими, ожидающими от него слов поддержки и наставления. Поэтому вплоть до последних дней перед смертью Папа Войтыла неутомимо совершал паломничества и пастырские визиты в самые разные страны мира и поощрял контакты между молодежью разных стран. Визитов в близкие и далекие государства, включая многие из бывших коммунистических стран и регионов (Польша, Чехия, Болгария, Украина, Азербайджан, Казахстан и т.д.), он совершил более ста. Всюду его встречали огромные массы людей, даже в странах, где большинство верующих не католики и даже не христиане, и это свидетельствует о том, какой огромный отклик вызывала у людей неутомимая деятельность Папы в пользу примирения и диалога между религиями и культурами.

Иоанн Павел II обладал и достаточной скромностью, чтобы признать ошибки, совершенные Церковью в прошлом. Он посетил римскую синагогу и просил прощения у евреев за дискриминацию и обиды, нанесенные им в прошлом, высказал свое сочувствие жертвам Холокоста. Папа Войтыла извинился перед мусульманами за крестовые походы, и это, конечно, было нелегко для Церкви, которая до недавнего времени гордилась этими историческими деяниями. Папа Войтыла считал, что надо привлекать людей к вере и укреплять их в вере путем примера, поданного христианами прошлого. Поэтому он хотел показать, как много людей разных национальностей, сословий и профессий достигли святости. С этой целью до 2003 года он причислил к лику блаженных и святых соответственно 1340 и 480 человек, больше, чем все его предшественники вместе взятые.

Многие упрекали Иоанна Павла II за консерватизм в делах веры и нравов, за то, что он якобы мешал обновлению и модернизации Церкви, с излишней строгостью относился к вопросам контроля над рождаемостью и сексуальной морали. Он последовательно выступал за сохранение целибата (безбрачия) для всех католических клириков и против доступа женщин к священническому сану. Тем не менее он снискал огромную популярность. Миллионы людей не только слушали его наставления при жизни, но около 2 млн. приехали в Ватикан, чтобы отдать последнюю дань Папе в дни его смерти и похорон. Сразу после его кончины верующие на площади Святого Петра в Ватикане поднимали транспаранты с надписью Santo subito! («Святой немедленно!»). Папа Ратцингер эти призывы удовлетворил.

Рим


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1188
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1841
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1721
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
3201

Другие новости