0
2438
Газета Вера и люди Интернет-версия

21.09.2011 00:00:00

Библиотека Шнеерсона в мертвой точке

Тэги: книги, шнеерсон


книги, шнеерсон Раввина Исаака Когана направил на служение в Россию 7-й Любавический Ребе.
Фото Лидии Орловой

На повестке дня снова информация об опасности ареста в США культурных ценностей, вывозимых в эту страну на выставки, в качестве залога за «библиотеку Шнеерсона» – коллекцию иудейских книг, некоторые из которых датируются XVI веком. На право обладать библиотекой одного из своих духовных лидеров претендует хасидское движение Хабад Любавич. Своим мнением по поводу конфликтной ситуации с корреспондентом «НГР» Лидией ОРЛОВОЙ поделился руководитель объединения хасидов СНГ «Хабад», раввин московской синагоги на Большой Бронной Исаак КОГАН.

– Исаак Абрамович, почему движению Хабад так важно перевезти библиотеку Шнеерсона в США?

– В 1915 году, когда шла Первая мировая война, российское правительство обратилось к 5-му Любавическому Ребе Шолом-Дов-Бер Шнеерсону, чтобы он изменил местоположение своей резиденции – переехал из местечка Любавичи. Эту территорию могли занять германские войска. Почетные граждане России, к которым относились начиная с 1812 года духовные лидеры любавических хасидов, имели право на то, чтобы им предоставили другое место жительства. Было выбрано такое место – Ростов-на-Дону. Ребе проезжал через Москву со своим обозом. Часть своей библиотеки, которая составляла 12 тысяч экземпляров, как мы сегодня знаем из накладных, в 35 ящиках, которые весили 411 пудов и 4 фунта, он оставил в Москве на складе своего единоверца Персица. В 1918 году в Румянцевском музее, который позже стал Государственной библиотекой имени В.И.Ленина (ныне Российская государственная библиотека), произошла кража восточных книг. Чтобы восполнить пропажу, ученым советом было принято решение взять библиотеку Шнеерсона и пополнить ею восточный отдел. Поскольку библиотека была огромной по весу – более 6 тонн, – ее не могли перевезти вплоть до 1924 года. Так она и лежала на складе. Персиц, который был хранителем библиотеки, ранее пропал без вести, а книги объявили бесхозными. В течение того периода времени, что книги были на складе, 6-й Любавический Ребе Иосиф-Ицхак Шнеерсон неоднократно обращался к властям, чтобы их вернули. Состоялись судебные процессы, которые признали право общины на возвращение книг. С этого момента начинается борьба за их возвращение тем, кому они дороги как святыня. Есть ответ ученого совета библиотеки на письмо 1925 года, где сказано, что в общине этими книгами может воспользоваться только ограниченное число верующих, а в библиотеке они – достояние всего советского народа. Однако до 1988 года ни один человек не запросил ни одной книги из этого собрания. Кроме того, коллекция вообще была принята по весу и не каталогизирована, книги лежали стопками на полках. Единственное, что было сделано, – 87 экземпляров XVI–XVII веков были выставлены в Музее книги. Их особая святость заключается в том, что это книги Ребе, которыми он пользовался. Кстати, большая часть библиотеки на самом деле находится в Нью-Йорке. Она была вывезена 6-м Любавическим Ребе, когда в 1927 году его сначала приговорили к смертной казни, а потом освободили с условием, что он покинет Советский Союз.

Начиная с 1990 года я участвую в борьбе за возвращение библиотеки общине. В ноябре 1991 года было ощущение, что библиотеку отдают. Было решение Михаила Горбачева о передаче книг от 7 декабря. Но в последний момент все было остановлено, а потом официальные инстанции пошли на попятную. Государственный арбитраж РСФСР принял решение вернуть общине книги. Тогдашнее руководство Ленинки подало апелляцию, мотивируя тем, что книги не могут быть переданы из государственной инстанции в негосударственную. Затем был найден еще один вариант. Была образована Академия имени Маймонида, которой суд передал библиотеку, но 14 февраля 1992 года постановлением заместителя главного государственного арбитра РФ Бориса Пугинского все решения суда были отменены.

В 2004 году группа американских хасидов Агудас Хасидей Хабад подала иск в американский суд. Его очень долго не принимали, потому что должны были проверить, что все инстанции в России пройдены. На это ушло, по-моему, семь лет. В начале августа 2010 года суд вынес вердикт: книги забрали незаконно, они должны быть возвращены. Сегодняшнее состояние дела можно охарактеризовать как находящееся в мертвой точке. При этом мы абсолютно точно знаем, что в самой Российской государственной библиотеке есть дубликаты этих книг.

– Между тем МИД России считает претензии американских хасидов на библиотеку Шнеерсона неправомерными, поскольку она им никогда не принадлежала.

– Я думаю, здесь присутствует неясность в отношении того, что мы подразумеваем под американскими хасидами. В 1946 году произошел массовый исход любавических хасидов из СССР, потому что в СССР им грозила смертельная опасность, если они будут воспитывать своих детей согласно законам Торы. По поддельным польским паспортам они выехали из сталинской России. Кто-то поехал в Израиль, кто-то – в Америку. Поэтому я думаю, что это неправильная точка зрения – считать, что эти хасиды американские. Сегодня они американские граждане, но многие из них вынуждены были покинуть Россию, потому что в России для них не было места. Я тоже в 1986 году уехал из СССР после 14 лет отказа. Но меня сам Любавический Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон направил обратно, чтобы добиться возвращения библиотеки. «К власти в России приходит милосердие, и книги вернут с улыбкой», – сказал он мне.

– Эти книги из библиотеки Шнеерсона сейчас каталогизированы? Община имеет к ним доступ?

– Частично книги каталогизированы. Верующие имеют к ним доступ, как и любой другой посетитель Российской государственной библиотеки. Но главное, что РГБ – не то место, где должны храниться эти книги. Предназначение этих книг – быть святыней для общины последователей Любавических Ребе.

– В конце марта с.г. российская сторона заявила, что считает невозможным перемещение библиотеки Шнеерсона в США, а в начале июня американские хасиды дали письменное обязательство не претендовать на арест культурных ценностей, которые будут ввозиться в страну из России, например, выставки картин.

– Есть другой вариант – чтобы был отозван иск, поскольку этот иск сам по себе – довольно неприятная вещь для культурного обмена. То, что американские хасиды не будут претендовать на выставочные предметы, которые поедут за границу, что они их не будут брать в залог за библиотеку – это было давно известно.

– Недавно вашингтонский суд признал право «Агудас Хасидей Хабад» добиваться ареста российского имущества и более того – наложения штрафов на Россию. В августе с.г. уведомление об этом было отправлено в Министерство культуры России, РГБ и Российский государственный военный архив.

– Мне ничего об этом не известно!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
298
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
335
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
477
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
404

Другие новости