0
1968
Газета Вера и люди Интернет-версия

16.05.2012 00:00:00

Понтификат не терпит суеты

Тэги: бенедикт xvi, понтификат


бенедикт xvi, понтификат Мир задает Церкви много вопросов, но на некоторые из них Папа Ратцингер не считает нужным отвечать.
Фото Reuters

Папа Римский Бенедикт XVI отметил седьмую годовщину понтификата и 85-й день рождения. То, что нынешний Понтифик стал самым пожилым главой Римско-Католической Церкви за последние сто лет, стало поводом говорить о его возможной отставке. Некоторые западные обозреватели отметили, что здоровье Бенедикта XVI значительно ухудшилось, к тому же старший брат Понтифика 88-летний Георг Ратцингер обмолвился, что Папа устал. Однако сам Бенедикт XVI опровергает эти предположения. «НГР» попросили российских экспертов оценить семь лет понтификата Бенедикта XVI.

Алексей Юдин, доцент Центра изучения религий РГГУ, специалист по истории Католической Церкви Нового времени

Бывают времена, когда камни разбрасывают, и бывают времена, когда их собирают. В случае Бенедикта XVI мы видим очевидную смену времен, потому что предшествующий понтификат, Иоанна Павла II, был очень ярким, перенасыщенным событиями. Предшествующий Понтифик прежде всего был пастырем. Он не боялся показываться перед гигантским стечением народа, он умел обращаться с толпой. Нынешний Папа, Бенедикт XVI, человек тихого, кабинетного труда. Прежде всего он богослов и открытых пространств и многолюдной аудитории немного побаивается. Но в то же время это человек, который уже в новом историческом контексте продолжает курс Иоанна Павла II. Никакой дисгармонии между этими двумя Римскими Папами быть не может. Еще во времена Иоанна Павла II Бенедикт XVI занимал ключевую должность в Римской курии. Он возглавлял Конгрегацию вероучения, то есть тот департамент, который ответствен за сохранение и развитие христианской веры.

Бенедикт XVI очевидным образом собирает камни. Он действует очень аккуратно, очень неброско, очень вдумчиво и в сравнении, может быть, с голосом Церкви эпохи Иоанна Павла II очень тихо. Мы видим, что на долю Бенедикта XVI выпали многие очень болезненные для Церкви события, которые значительным образом повлияли на ее имидж в обществе, на ее репутацию. Я имею в виду скандалы, связанные со случаями педофилии среди духовенства, которые, буквально как метастазы, разносятся по всему свету. Первые симптомы этих скандалов появились еще во времена Иоанна Павла II, и его реакция на известия о том, что священники допускали такие преступления по отношению к своей пастве, была крайне жесткой. Бенедикту пришлось разбираться с этими случаями. И тут мы видим крайне неоднозначную картину. Можно по-разному оценивать действия Церкви, но Папе Бенедикту XVI нужно было и разобраться с этими вопиющими случаями сексуального насилия, и в то же время отразить ложные обвинения, которые, конечно же, сопровождали эту кампанию, и при этом выйти из этого крайне сложного положения. То, что делает сейчас Бенедикт XVI, – это подготовка Церкви к ее завтрашнему дню. То есть сохранение консервативной функции Церкви, очищение ее от всех случаев беззакония, которые обнаружились, сохранение вероучения. Самый главный урок понтификата Бенедикта XVI пока скрыт от нас, но обнаружится он уже очень скоро. Это сохранение изначального призвания Церкви и явное нежелание нынешнего Папы размениваться по мелочам, то есть отвечать на вызовы внешнего мира, которые, по сути, не стоят ответа. От Церкви начинают требовать многое из того, к чему она явно не приспособлена и не предназначена. Церковь оказалась объектом в медийном пространстве. Она становится важным институтом, который должен играть по правилам этого мира. Из стратегии поведения Бенедикта XVI вовсе не явствует, что он согласен с такими требованиями. Церковь должна действовать по своим законам, а то, что внешний мир не понимает и не принимает Церковь, это проблема другого порядка. Как ответить на эти настойчивые внешние требования? Я думаю, так, как это делает Бенедикт XVI – переводя разговор на свою тему и говоря о проблемах христианской веры вдумчивым, спокойным языком.

Анатолий Красиков, главный научный сотрудник Института Европы РАН, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества

Нынешний Папа Бенедикт XVI, конечно же, отличается от своих предшественников Иоанна Павла II, Иоанна Павла I, Павла VI и Иоанна XXIII, каждый из которых продвигал богословский диалог с некатоликами все дальше к совместному признанию общехристианских ценностей. Полвека назад, когда католики делали первые шаги по пути экуменизма, профессор Ратцингер, оглядываясь в прошлое, писал в своей знаменитой книге «Введение в христианство»: «Единая Церковь разделилась на много Церквей, каждая из которых в той или иной мере притязает быть единственной.

В результате сегодня Церковь сделалась главным преткновением на пути к вере». Сейчас, объявляя о проведении приуроченного к 50-летию начала II Ватиканского Собора «года веры», он напомнил, что юбилей Собора приближается одновременно с 20-летием публикации в 1992 году последней версии Катехизиса РКЦ. Ее готовили 12 кардиналов во главе с Ратцингером, а появилась она в момент обострения отношений с Московским Патриархатом из-за случаев насилия, которыми сопровождалась легализация Украинской Греко-Католической Церкви.

Каждый Папа, как и любой человек, меняется на протяжении жизни, набираясь опыта, как положительного, так и отрицательного. Положительным стало, в том числе и для Бенедикта XVI, сохранение установившихся – впервые в истории – корректных отношений и диалога с «другими» по практическим вопросам сосуществования и сотрудничества в современном мире. Отрицательным – невозможность изменить мышление, господствующее сегодня как в РКЦ, так и среди ее партнеров по диалогу, особенно в РПЦ. Если ученый муж Йозеф Ратцингер 1950–60-х годов глядел на окружающий мир глазами свободного католического мыслителя, то Понтифик Бенедикт XVI оценивает его с высоты наследника апостола Петра. Не каждому дано преодолеть стереотипы восприятия догм, созданных другими людьми – единолично или соборно. И все же Папа-ученый, проработав почти четверть века до избрания на престол на посту префекта Конгрегации вероучения, сохранил и приумножил наследие II Ватиканского Собора, хотя и не привел христиан к остающемуся пока за горизонтом единству.

Протоиерей Дмитрий Сизоненко, исполняющий обязанности секретаря ОВЦС Московского Патриархата по межхристианским отношениям

За семь лет понтификата Папы Бенедикта XVI произошло улучшение отношений между двумя Церквами. Во многом это заслуга нынешнего Понтифика. Он хорошо знает Православную Церковь и относится к ней с глубоким уважением. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть те страницы его книги-интервью «Свет миру. Папа, Церковь и знаки времени», которые посвящены диалогу с православием. В своей книге он, например, с особым почтением говорит о Русской Церкви и Святейшем Патриархе Кирилле.


Мир очень быстро меняется, и Церковь должна за этими изменениями поспевать.
Фото Reuters

Еще будучи архиепископом Мюнхенским, кардинал Йозеф Ратцингер являлся членом Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православными Церквами и Римско-Католической Церковью. При активном содействии избранного в 2005 году Папы Ратцингера после довольно продолжительного перерыва Церквам удалось вернуться к богословскому диалогу и приступить к рассмотрению, может быть, центрального для православно-католических отношений вопроса – роли Римского епископа в церковном общении I тысячелетия.

В Русской Православной Церкви с уважением относятся к той бескомпромиссной позиции, которую Папа Бенедикт занимает по основным вопросам современности. Оставаясь верным церковной традиции, Бенедикт XVI последовательно защищает христианские ценности, которыми жила Европа на протяжении столетий. Часто эта позиция вызывает непонимание со стороны секулярного общества. Но Папа не боится быть непопулярным, «немодным», несоответствующим преходящим идеям века сего.

В понтификат Бенедикта XVI Православная и Римско-Католическая Церкви начали интенсивно развивать сотрудничество в тех областях, в которых позиции двух Церквей совпадают. Священноначалие и Римско-Католической, и Православной Церквей пришло к осознанию, что Церкви могут объединить свои усилия, чтобы вместе защищать традиционные ценности в общественной и личной морали, в области социальных отношений и научной этике. В этом направлении уже осуществляется конкретная совместная работа. Так, с 2008 года по инициативе Русской Церкви и в сотрудничестве с Советом епископских конференций Европы проводятся православно-католические форумы, представляющие единую позицию наших Церквей по актуальным вопросам современности.

Развитие отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами в духе сотрудничества и христианской открытости стало одним из факторов, позволивших впервые установить полноценные дипломатические отношения между Россией и Святым Престолом. Конечно, все проблемы между двумя Церквами еще не решены, но позитивный опыт взаимодействия, накопленный за прошедшие семь лет понтификата Папы Бенедикта XVI, позволяет нам надеяться на плодотворное сотрудничество.

Андрей Юраш, доцент Львовского университета имени Ивана Франко

Личность Понтифика не может не влиять на характер развития Католической Церкви в конкретной стране, например в Украине. Если предыдущий Папа косвенно был связан с Украиной своим славянским происхождением, легендами об украинских корнях, то личность нынешнего Папы совершенно противоположна образу предшественника. Его деятельность в рамках семилетнего понтификационного периода не демонстрирует никакой заинтересованности и особенной политики в отношении Украины. Его роль в этом плане абсолютно минимизирована. И в этом случае развитие взаимоотношений в государстве между двумя ветвями Католической Церкви происходит по своим внутренним сценариям без того объективного внешнего контекста, который был очень заметен и ощущался во всех измерениях во времена Иоанна Павла II. Но на фоне дистанцирования Бенедикта XVI от ситуации в Украине весьма активизировалась роль местного епископата. Обе Церкви – и Римско-Католическая, и Греко-Католическая – получили в последнее время новых Предстоятелей, молодых, энергичных, полных устремлений развивать и утверждать собственные идентификационные схемы и организационные приоритеты в плане церковного развития. В прошлом году УГКЦ получила нового архиепископа Святослава (Шевчука), в 2008 году Римско-Католическую Церковь в Украине возглавил архиепископ Мечислав Мокшицкий, которому сейчас 51 год.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
686
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1367
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1200
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2282

Другие новости