0
3469
Газета Вера и люди Интернет-версия

18.07.2012 00:00:00

Шаткое кресло кардинала Бертоне

Тэги: ватикан, бенедикт xvi, католики


ватикан, бенедикт xvi, католики Тарчизио Бертоне пока пользуется поддержкой Папы, но...
Фото Reuters

Перед тем как отправиться в отпуск в летнюю резиденцию Кастель Гандольфо, Папа Римский Бенедикт XVI успел написать письмо госсекретарю Ватикана и своему многолетнему соратнику кардиналу Тарчизио Бертоне. «Я хотел бы выразить вам свою глубокую признательность за вашу близость и просвещенные советы, которые были мне особенно полезны в последние месяцы, – говорится в письме. – С сожалением замечая широко распространенную и несправедливую критику в ваш адрес, я хочу еще раз заявить о доверии к вам с моей стороны».

Папская эпистола, вероятно, стала для Тарчизио Бертоне лучом света, пробившимся сквозь нависшие над кардиналом тучи. В декабре 2009 года, по достижении 75 лет, он, как полагается, подал Понтифику прошение об отставке. Бенедикт XVI, в свою очередь, попросил его исполнять свои обязанности еще три года. Этот срок истекает через шесть месяцев, и на волне последних скандалов Папу подталкивают к тому, чтобы он назначил нового госсекретаря уже сейчас. Бенедикт XVI поддаваться давлению не собирается. Его письмо Бертоне – знак того, что все назначения будут осуществляться своевременно и по возможности спокойно.

Клан Содано

У проблем, с которыми столкнулся кардинал Бертоне, две основные, вполне тривиальные причины. Его работа на посту госсекретаря Ватикана, мягко говоря, небезупречна. Вместе с тем Бертоне изначально настроил против себя влиятельную группу ватиканской бюрократии, которая не упускает случая указать на его ошибки и некомпетентность.

Речь идет о группе (клане или фракции) бывшего госсекретаря Ватикана Анджело Содано, в которую входят префект Конгрегации Восточных Церквей кардинал Леонардо Сандри, президент папского Совета по межрелигиозному диалогу кардинал Жан-Луи Торан, экс-префект Конгрегации по делам епископов кардинал Джованни Баттиста Ре, бывший богослов Папского дома кардинал Жорж Коттье, экс-глава Администрации имущества Святого Петра кардинал Агостино Каччавиллан, а также ряд папских нунциев, включая архиепископов Луиджи Вентуру и Карло Мария Вигано, представляющих интересы Ватикана соответственно в Париже и Вашингтоне.

Для них, в большинстве своем профессиональных дипломатов, монах-салезианец и теолог Бертоне, бывший секретарь Йозефа Ратцингера в Конгрегации вероучения, был выскочкой, чужаком, профаном. Приход новой команды лишил группу Содано прежней власти. Кардиналы Ре и Сандри могли претендовать на место Бертоне. Однако Ре так и остался главой Конгрегации по делам епископов до 76 лет, а Сандри, занимавший пост заместителя госсекретаря (sostituto) при Содано, был назначен префектом Конгрегации Восточных Церквей. Формально это можно считать повышением, фактически аргентинский кардинал выводился за рамки Госсекретариата, лишался прежнего доступа к информации и влияния.

Архиепископ Вигано, работая генеральным секретарем Папской комиссии по делам государства-града Ватикана, рассчитывал на то, что сменит на посту ее председателя кардинала Джованни Лайоло (еще одного представителя клана Содано). Якобы Бертоне лично обещал ему это. В результате главой комиссии стал лояльный Бертоне архиепископ (а теперь еще и кардинал) Джузеппе Бертелло, а Вигано отправился в США. Узнав о готовящемся переводе на дипломатическую работу, Вигано написал письма госсекретарю и самому Папе, в которых информировал о случаях коррупции в комиссии.

Эти письма в январе 2012 с.г. стали достоянием общественности. Скандал был грандиозным. В Бертоне полетели шишки, ведь корпоративная переписка – зона его ответственности, следовательно, он несет ответственность за утечки, бьющие по репутации Ватикана. Впрочем, некоторые ватиканисты и итальянские журналисты подозревают, что утечку документов организовали люди, лояльные группе Содано, с целью дискредитации самого Бертоне.

Пока развивался скандал вокруг писем Вигано и других конфиденциальных материалов, просочившихся в прессу, Наблюдательный совет Института религиозных дел, более известного как Банк Ватикана, отправил в отставку его главу Этторе Готти Тедески. Банкир занял этот пост в 2009 году по протекции кардинала Бертоне, но затем вступил с госсекретарем в конфликт, критикуя намерение последнего выкупить долги крупнейшей миланской больницы Сан-Раффаэле. Бертоне добился того, что отставку Тедески утвердила и Наблюдательная комиссия кардиналов. Критика со стороны кардиналов Жан-Луи Торана и Аттилио Никоры, утверждавших, что Государственный секретариат неоправданно часто вмешивается в финансовые дела Ватикана, в лучшем случае была просто принята к сведению.

Итальянская оппозиция

Государственный секретарь Ватикана возглавляет структуру, отвечающую одновременно за дипломатическую и внешнеполитическую деятельность Святого Престола, куриальные кадровые назначения, а также публикацию официальных документов и внешнюю коммуникацию, в том числе и общение с прессой. В структуре Государственного секретариата помимо его главы выделяются еще две должности. Это секретарь по взаимоотношениям с государствами, условный министр иностранных дел Святого Престола, а также sostituto, возглавляющий Отдел общих дел, ответственный за выполнение ряда основных функций Госсекретариата, включая организацию работы Курии.

Коммуникация и дипломатия – сферы, в которых Государственный секретариат под руководством кардинала Бертоне раз за разом допускает досадные промахи. Скандал вокруг печально знаменитой Регенсбургской лекции Бенедикта XVI, задевшей чувства приверженцев ислама и вызвавшей антиватиканские протесты в мусульманских странах. Провальная с точки зрения пиара история со снятием отлучения с епископа-лефевриста Ричарда Уильямсона, много лет отрицающего Холокост. Назначение архиепископом Варшавским Станислава Вельгуса, уличенного в связях с коммунистическими спецслужбами. Слабая профилактика скандалов, недостаточная вычитка текстов папских выступлений перед их публичным чтением, непоследовательное и поверхностное медийное сопровождение инициатив и решений Святого Престола.

Все это можно было бы объяснить тем, что Бертоне не дипломат, не профессиональный бюрократ, а богослов. Однако госсекретарь отнюдь не засиживается в библиотеке за томом святого Фомы Аквинского. Он, во-первых, пытается превратить Госсекретариат в мощнейший центр влияния не только в Курии, но и в Католической Церкви в Италии. Во-вторых, Бертоне последовательно перестраивает Курию уже даже не под Йозефа Ратцингера, а под самого себя, создавая группу влияния из лояльных иерархов.

Когда в 2007 году генеральный викарий Римской епархии кардинал Камилло Руини покидал пост председателя Конференции католических епископов Италии (ККЕИ), Бертоне попытался протолкнуть на его место своего протеже – архиепископа Таранто капуцина Бениньо Папу. Госсекретарь хотел избежать того, чтобы главой ККЕИ стал мощный, харизматичный иерарх – например, кардинал Анджело Скола, возглавлявший тогда Венецианскую, а сейчас Миланскую епархию, считающийся одним из главных претендентов на папский престол после Бенедикта XVI. Понтифик в 2007 году не пошел на поводу у Бертоне, и председателем конференции стал архиепископ Генуи Анджело Баньяско. Госсекретарь, в свою очередь, направил Баньяско поздравительное послание, в котором заявил о своем праве определять политику итальянского епископата в отношениях с государственными структурами. Это вызвало негативную реакцию в ККЕИ.

Бертоне – не единственная фигура в окружении Папы Бенедикта XVI, имеющая на Понтифика влияние. Альтернативой ему является личный папский секретарь Георг Генсвайн. Этим пользуются кардиналы Баньяско и Руини, сопротивляющиеся попыткам Бертоне контролировать Церковь в Италии через собственных назначенцев. Поддержка Генсвайна, по словам итальянского журналиста Джакомо Галеацци, позволила Анджело Сколе стать архиепископом Миланским, а Чезаре Нозилье – архиепископом Туринским. Кардинал Бертоне был против этих кандидатур. Ранее он добился перевода в Курию, на пост главы Папского совета по делам семьи флорентийского архиепископа Эннио Антонелли, лишив ККЕИ мощной, влиятельной фигуры.

Лидеры итальянского епископата – еще одна группа помимо клана Содано, члены которой с воодушевлением восприняли бы новость об уходе Бертоне на покой.

Клан Бертоне

Между тем Тарчизио Бертоне преуспевает в кадровой перестройке Курии под себя. Его клан – это прежде всего шесть человек.

Монах-салезианец Раффаэле Фарина до июня 2012 года возглавлял ватиканские библиотеку и архив и уступил свои посты доминиканцу Жан-Луи Брюге по достижении 78 лет. Другой салезианец Анджело Амато некогда работал вместе с Бертоне в Конгрегации вероучения под руководством Йозефа Ратцингера. Затем он был ее секретарем под началом кардинала Уильяма Джозефа Левады. Наконец в 2008 году Амато сам возглавил Конгрегацию по делам святых.

Джузеппе Бертелло, профессиональный дипломат, был папским нунцием в Руанде, Мексике, Италии и Сан-Марино. При Бертоне, в 2011 году, он возглавил Папскую комиссию по делам государства-града Ватикана.

Будучи епископом Верчелли в начале 90-х годов, Тарчизио Бертоне назначил своим генеральным викарием священника Джузеппе Версальди. Впоследствии, в 2007 году, когда Бертоне уже возглавлял Госсекретариат Ватикана и пытался влиять на ситуацию в итальянском епископате, Версальди возглавил епархию Алессандрии. Спустя четыре года он перешел на работу в Римской курии, ему доверили Префектуру экономических дел Святого Престола.


Кардинал Анджело Содано (слева) не так близок в Папе Ратцингеру, как Бертоне, но остается одной из самых влиятельных фигур в Католической Церкви.
Фото Reuters

Доменико Кальканьо был священником в Генуэзской епархии, когда ее в начале нового столетия возглавлял все тот же Бертоне. Еще при Иоанне Павле II он стал епископом Савоны-Ноли. В 2011 году Кальканьо возглавил Администрацию имущества Святого Престола, структуру, управляющую ватиканской собственностью, приносящей доход. Итальянская пресса также связывает с Тарчизио Бертоне главу Папского совета по законодательным текстам архиепископа Франческо Коккопалмерио.

Все шестеро уже получили кардинальские шапки. Все шестеро могут принимать участие в конклаве, избирающем нового Римского Папу. Бертелло, Кальканьо, Коккопалмерио и Версальди стали князьями Церкви на консистории 18 февраля 2012 с.г., что, по некоторым сведениям, вызвало в клане Содано возмущение. Позиции Бертоне на потенциальном конклаве заметно усилились, баланс между ним и Содано был нарушен, и теперь, чтобы восстановить его, необходимо как можно скорее провести следующую консисторию (предположительно в декабре) и уравнять силы, раздав шапки симпатизантам куриальной «оппозиции».

«Богослов на дипломатическом посту» – эта формулировка, мягко говоря, не полностью описывает положение нынешнего госсекретаря. Богослов Бертоне троим своим сторонникам, а именно – Бертелло, Кальканьо и Версальди, раздал посты, лишь косвенно связанные с католической доктриной, зато напрямую – с управлением ватиканскими финансами.

Именно поэтому один из самых жестких критиков Бертоне – кардинал Аттилио Никора, назначенный Бенедиктом XVI председателем Управления финансовой информации Святого Престола, структуры, созданной Папой в целях мониторинга денежно-кредитной деятельности ватиканских учреждений. Считается, что Никора – последовательный сторонник адаптации ватиканскими структурами международных норм, тогда как Бертоне выступает за их постепенное и осторожное введение.

В 2005 году одно из итальянских информационных агентств прочило Никору в госсекретари Ватикана. Это обстоятельство придает их конфронтации с Бертоне дополнительную пикантность.

Кто следующий?

Папа, что называется, не сдает кардинала Бертоне. Но декабрь не за горами. Не за горами 78-летие, а госсекретарь наживает себе врагов рекордными темпами. Его замена другой фигурой кажется неизбежной. Но кто именно мог бы стать преемником Бертоне?

Ватиканисты в связи с этим задаются двумя вопросами. Первый из них звучит так: итальянец или нет? История знает лишь один случай, когда Папой и госсекретарем одновременно были неитальянцы, но и этот случай весьма условный: кардинал Жан-Мари Вийо всего полгода возглавлял Государственный секретариат при Папе Кароле Войтыле, скончавшись от бронхиальной пневмонии в марте 1979 года. Другими словами, если Бенедикт XVI не выберет уроженца Апеннинского полуострова, это будет своего рода сенсация.

Второй вопрос – это вопрос о лояльности, клановости. Среди потенциальных кандидатов на пост госсекретаря называют двух «верных содановцев». Это кардинал Леонардо Сандри, бывший sostituto при Содано, а также папский нунций во Франции архиепископ Луиджи Вентура. Назначение одного из них, особенно называемого в числе потенциальных кандидатов на папский престол Сандри, можно было бы расценить как победу старой ватиканской гвардии не только над Бертоне, но и над самим Папой Ратцингером, чьей инициативой было обновление Курии, неизбежно предполагавшее появление в ней новых лиц и постепенную маргинализацию клана Содано. Назначив госсекретарем Сандри, Бенедикт XVI, пожалуй, расписался бы в своем поражении. Вряд ли это произойдет.

Более вероятной видится кандидатура нынешнего «министра иностранных дел» Ватикана архиепископа Доминика Мамберти, 60-летнего уроженца Марракеша. У Мамберти подходящая биография. Он опытный кадровый дипломат, поработал нунцием в трех африканских странах, при этом карьерным взлетом обязан Бенедикту XVI и Тарчизио Бертоне. Возможная альтернатива – префект Конгрегации по делам духовенства Мауро Пьяченца. Он теолог и ученый, это было бы назначение вполне в духе Папы Ратцингера, но оно вряд ли помогло бы избежать управленческих проблем, возникавших и возникающих при Бертоне.

Среди прочих кандидатов, имена которых можно обнаружить на страницах итальянской печати, бывший sostituto, а ныне префект Конгрегации евангелизации народов (Propagandafide) кардинал Фернандо Филони, нынешний sostituto архиепископ Джованни Анджело Беччу, а также канадский кардинал Марк Уэлле, префект Конгрегации по делам епископов.

Не стоит, пожалуй, сбрасывать со счетов и архиепископа Сиднейского кардинала Джорджа Пелла. Он сегодня один из немногих видных единомышленников Бенедикта XVI, не получивших до сих пор никаких куриальных постов. Быть может, кресло госсекретаря было бы для него кстати? Во всяком случае, 23 июня Папа принимал Пелла на аудиенции наряду с кардиналами Уэлле, Тораном, Руини и словаком Йозефом Томко, членом специальной комиссии, расследующей утечки ватиканских документов. Тарчизио Бертоне на той встрече не было…


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
284
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
255
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
369
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
246

Другие новости