0
6009
Газета Персона Интернет-версия

09.02.2017 00:01:00

Улитки-люди, вылазьте!

Тэги: поэзия, перформанс, акционизм, москва, авангард, эпатаж, андрей вознесенский, дмитрий пригов, серебряный век


фото
Света Литвак:
«Загасить во мне
перформансное пламя
уже оказалось невозможным».
Фото Вячеслава Картинкина
Света Литвак путем перформанса, акционизма и эпатажа, задействуя комбинаторику и визуальное воздействие, а также богатый запас поэтической классики и авангарда, экспериментируя с текстом в режиме реального времени, добивается неожиданного взгляда на произведения, обнаруживает новые смыслы. Со Светой ЛИТВАК беседовала Елена СЕМЕНОВА.


– Света, в начале 90-х у вас произошел «перелом» – вы начали искать и выработали свой язык, подпитываясь традицией концептуалистов, иронистов, перформеров. Как это было?

– Учась в Ивановском художественном училище, я уже самодовольно считала себя состоявшимся поэтом. Была не чужда экспериментам. Например, пыталась нарисовать стихотворение (идею стиха), передавая его ритм, раскачку, звуковую в том числе. Преподаватели презрительно пожимали плечами. Для меня, как и для большинства советских телезрителей, существовало четыре современных поэта. Наиболее значимым был Андрей Вознесенский. С этим я и прибыла в Москву в 1982 году. Раскачку во мне устоявшихся представлений о поэзии начал Арсений Тарковский, затем  Серебряный век. Собственно, бальмонтовское «Я мечтою ловил уходящие тени…» уже дало такой настрой, который сохранился навсегда. И эти медитативные повторы в том числе. Но в замкнутости безотрадной семейной жизни я уныло скатывалась к «традиционному женскому философствованию», пока не произошел взрыв в сознании – знакомство с современной андеграундной поэзией, о наличии которой я ничуть не подозревала. Меня поразило разнообразие и кипение поэтической энергии клуба «Поэзия». Ошарашили новизной Рубинштейн и Пригов, словотворческим разгулом Строчков и Левин, поэтической и поведенческой дерзостью Искренко, обаяло ерническое остроумие Иртеньева и Бунимовича, артистический всполох Туркина. Первое знакомство с перформансом сразу шоковое – перформанс Ры Никоновой на I Фестивале современного искусства в Смоленске (1991 год). Я поняла со всей очевидностью, что до сих пор я ничего не написала. Я чувствовала в себе силы непроявленные, но зреющие внутри неотвратимо. Года два подспудно во мне шла оздоровительная ломка. Это различие между двумя состояниями – до и после – было мне очень ясно. В то же время что-то в этом новом было весьма родственным тому, что и ранее давало о себе знать в юношеские годы. Я чувствовала, что мой настоящий язык вот-вот проявится, что и случилось где-то на переломе этих десятилетий (1990–1991). Я была абсолютно уверена в себе, и меня сразу услышали и признали.

– Расскажите, в каком пространстве проходило неофициальное поэтическое общение? Было ли оно более заводным, плодотворным, чем сегодня?

– Я бывала в клубе «Поэзия» на улице Кибальчича, там царила несколько взвинченная атмосфера, но достаточно бюрократически регламентированная. В студии Кирилла Ковальджи при журнале «Юность» было скучновато, часто приходилось выслушивать слабые стихи, терпеливо ждать своей очереди на обсуждение, было в этом что-то уныло-безнадежное, рутинное. До тех пор, пока там не объявилась Нина Искренко с компанией, к которой я с удовольствием примкнула. Эти акционные собрания стали праздником. Собирались впоследствии и на квартирах, и в Ботаническом саду, и в «Макдоналдсе», устраивали акции в метро и на улицах. Этим поэтам мне было интересно читать свои стихи. Я чувствовала обратную реакцию. Когда эпоха закончилась со смертью Нины, пришедшая на смену литературная среда стала активно вытеснять меня на маргинальные территории. Мне стало некому и негде читать стихи. А тогда, надо сказать, я только начинала и находилась на подъеме творческом и инновационном. Новые кураторы проводили свою политику, игнорировали, ставили на вид мелочные прошлые обиды. За Байтовым и Литвак закрепился статус «убежденные маргиналы». Парадокс: ощущение абсолютной невостребованности и вместе с тем неистовая творческая работа, фейерверк проектов, перформансов, идей. Причем воплощенных. Свои площадки Клубу литературного перформанса предоставляли Георгиевский клуб, галерея «Феникс», Зверевский центр современного искусства. Сейчас тоже по-своему все очень интересно, как раз становится все разнообразнее и интереснее. Думаю даже, что намного интереснее, чем тогда. Интенсивное беспокойство интенсивного поиска.

– В соответствии с вашей творческой эстетикой, как мне кажется, поэтический текст – это живое существо, которое может меняться в зависимости от формы, интонации, контекста, времени прочтения. А были ли у вас перформансы, похожие на пророчества?

– Да, конечно, вы правы, говоря о живой сущности поэтического текста, да и перформанса. Сущности, которой в идеале никогда не найти покоя и осуществления. Пророческих стихов есть некоторое количество. А вот перформансов, пожалуй, нет. Хотя есть перформативная акция, ставшая судьбой. Это Лесная библиотека. Книги в лесу. Основной архив Лесной библиотеки заложен 26 октября 2005 года в 18.00 в 40 километрах от Москвы. Часть книг хранится внутри поваленного ствола сосны, часть – во мхах, на пнях и ветвях бурелома. Книги можно читать, возвращая на место, можно пополнять библиотеку своими книгами, совершать книгообмен. Недавно Николай Байтов завещал удобрить своим прахом (пеплом) напитанную литературой почву Лесной библиотеки. Да и я не прочь. Это судьба.

– Должны ли зрители быть подготовленными к перформансу? Ведь если они готовы, уходит часть потрясения, шока, эпатажа? Совершали ли вы перформансы не перед интеллектуальной, а обычной публикой?

– Зритель перформанса, в моем понимании, должен испытывать наслаждение, внимая, взирая и вбирая энергию взрыва сознания перформера, независимо от своей подготовленности. То есть зритель не может быть подготовлен к перформансу, «настоящему превосходному», как бы ни был подкован. Если нет шока, граничащего с оргазмом, перформанс не удался. В студенческие годы (конец 70-х) я бредила желанием выйти на самую людную улицу провинциального города в костюме шута и читать свои стихи, в те времена полные бунтарского, восторженного пафоса. А если я видела машину, в кузове которой был установлен микрофон во время народных гуляний для участников самодеятельности, я оцепеневала от дерзкого желания проскочить к микрофону и начать страстное поэтическое обращение к людям, которых я хотела пробудить от спячки, встряхнуть и вселить в них надежду. И когда уже совсем готова была совершить захват микрофона, концерт кончился. Я смотрела, как сворачивают провода, снимают микрофон, растерянно оглядывалась на расходящуюся толпу. Потом – несколько дней депрессии. А что было бы, если?.. Скорее всего трудный разговор в ментовке. А однажды мы возвращались втроем со спектакля Ивановского молодежного театра по стихам Вознесенского. Я, взбудораженная, остановилась в зимней темноте возле строительных вагончиков и, полная самых благих порывов, стала читать нечто призывное вроде «…улитки-люди, вылазьте! Подставьте тело и душу солнцу, дождю, ветрам!..» и т.д. Вдруг из ближайшей бытовки донесся сонный голос: «Дайте поспать…» В Москве я уже имела дело только с посетителями салонов и выставок.

– Как вы познакомились с поэтом Николаем Байтовым? С чего началось ваше поэтическое содружество? Расскажите о паре ваших любимых совместных перформансов.

– В каждом чувстве содержится образец противоположных влечений. Если я была креативным реактором, провокатором с девизом «Пусть интимное станет всемирным!», то Байтов любил тайную жизнь в уединении, скрываясь от зависти людей и богов. Но при этом он когда-то активно издавал андеграундный журнал, впоследствии зачем-то вынырнул из тени, чтобы участвовать в смоленском фестивале, и именно он сподвиг меня на первый наш совместный перформанс, который задумал и предложил мне он, а я его развила и осуществила. Далее загасить во мне перформансное пламя уже оказалось невозможным. Но именно я со всеми своими амбициями и веселым мотором надолго завязла в духоте изоляции, где в безвестности и отсутствии публичности приходилось сдерживать себя, загонять внутрь зверя и взрываться беззвучно в вакууме, переполненном неосуществлениями. Мы познакомились в Смоленске на III фестивале «Поэзия тишины и покоя» 6–9 января 1993 года на Рождество. Одна из самых наших любимых акций – Readymade – secondhand – ярмарка авторских прав, где участники могут обмениваться авторством. Мы собираем архив литературных произведений, от которых отказались их авторы, а затем тексты присваиваются другими литераторами и далее используются ими как свои собственные сочинения. Другой любимый сценический перформанс – «Японская киноактриса». Я выхожу на сцену в ярком костюме с тортом на шляпе. Николай зажигает на нем свечи и нарезает торт на кусочки, когда я начинаю читать одноименное с перформансом стихотворение. Тем временем из зала ко мне подходят все желающие принять участие в представлении, кладут себе на тарелочки торт, едят и начинают также кормить меня. Текст сам по себе – заикающийся, с повторами, что совпадает с тем, что мне мешают его читать. В нем по мере происходящего возникают новые игровые и психологические смыслы. Иногда я с набитым ртом могу произносить только невнятные звуки. Стихотворение то побеждает, то отступает, оно пробивает себе дорогу к зрителю, как в реальной жизни – поэт, продираясь сквозь мешающих «союзников», желающих тебя накормить в обмен на твое молчание. Конец перформанса непредсказуем. Каждый раз он нов и зачастую не запланирован. Иногда я победно дочитываю стихотворение до конца, иногда меня уносят за руки и за ноги, продолжая запихивать в рот торт, иногда я оставшимся тортом заезжаю противникам в лицо, иногда кормящие и фотографирующие окружают меня таким плотным кольцом, что зрителям уже ничего не видно и  не слышно, иногда меня поддерживает голос певицы из зала, подтверждающий последнюю строку стихотворения «японка/ тихонько продолжала петь» и т.п.

– Вы рассказывали, как рождается идея поэтического перформанса и начинает мучить, пока ее не осуществишь. А как вы работаете со стеснительностью, страхом? В конце концов, есть боязнь, что люди неправильно поймут, обвинят в нарушении нравственности.

– Перформанс тянет и гонит автора на неминуемый «позор», на возможные проклятия и осмеяния. Но, как и любое другое произведение искусства, он есть свободное от покоя и отдыха стремление, неуклонно созревающее до своего совершенства. Как быть? Быть страстным и действовать страстно в страстном бытии. Мне всегда приходится преодолевать свои страхи, комплексы и лень. Ведь можно сидеть скромно, публиковать стихи, получать благопристойные премии, а не лезть на рожон и поперек, подставляя под удар свою репутацию, и слышать вслед: сумасшедшая! Однажды мой друг бросил мне обидное: «Тебе не хватает радикализма. Ох, как не хватает! Ты останавливаешься на полпути». Вскоре я поняла, что он прав. Вот тогда и состоялось мое полное обнажение на презентации Зверевского центра на Винзаводе. Использование своего тела далось мне еще как нелегко: это было продуманное игровое действие на маргинальных полях презентации за спинами зрителей. Но это уже другие истории. Их слишком много для одного интервью.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1112
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1759
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1614
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
3026

Другие новости