0
1138
Газета Поэзия Интернет-версия

29.01.2009 00:00:00

Старая пластинка

Тэги: поэзия, лаптев


поэзия, лаптев

Михаил Лаптев. Когда плакал чибис. – Челябинск: Челябинский дом печати, 2008. – 184 с.

В конце 2008 года в городе Миассе Челябинской области я участвовал в юбилейных торжествах, посвященных 80-летию писателя Михаила Петровича Лаптева (1928–1980). К этой дате была выпущена книга писателя под названием «Когда плакал чибис». В нее вошли преимущественно ранние рассказы Лаптева. Составитель и издатель, поэт Марат Шагиев включил в сборник и несколько страниц из записных книжек юбиляра, а также некоторые рассказы, издававшиеся при жизни автора.

В книге «Когда плакал чибис» есть автобиография: «Я, Лаптев Михаил Петрович, родился 21 ноября 1928 года в деревушке Лаптево Кировской области, в семье крестьян. В 1936 году семья переехала в г. Стерлитамак, где жил дед по отцу». После семилетки окончил медицинский техникум. С 1958 по 1963 год учился в Литературном институте, его однокурсниками были Олжас Сулейменов, Александр Эбаноидзе и др. В 1964 году с семьей приехал в Миасс, где вел литературное объединение «Ильменит». Михаил Петрович был не только замечательным поэтом и прозаиком, но и незаменимым учителем. Но хотелось бы сказать о его творчестве.

Первая книга рассказов Лаптева называлась «Пластинка на винчестере». Позднее в Челябинске же выходили его поэтический сборник «Изморось» и роман «Костер рябины красной». За два года до «Чибиса» Марат Шагиев издал поэтический сборник своего учителя «Синий ковш».

Проза Лаптева основана на сюжетах, взятых из жизни. Молодой фельдшер Лоскутов влюбляется в местную девушку Олю (рассказ «Объяснение»). Бухгалтер Акимов с сумкой денег, не испугавшись, помогает задержать преступников в поезде («Платина»). Два брата, один видный колхозник, а другой чиновник среднего звена, негласно соревнуются, чей общественный статус выше («Братья Жерновы»). Двух преступников для проведения медэкспертизы везут на подводе в сопровождении милиционера и врача в районную психлечебницу, где врач чуть сам не оказывается в стенах этого заведения («Когда плакал чибис»). Лаптев создает драматичные коллизии, подчас неожиданные в своих развязках. Проводник-монгол, который сопровождает геологический отряд, ценой жизни доказывает недоверчивым людям, что он не замышлял ничего дурного: «Сколько и где бы я ни жил, я никогда не забуду этого взгляда, последнего взгляда человека, который ошибся и которому не верят» («Пластинка на винчестере»).

Грешно было бы не привести и хоть одно стихотворение Лаптева: «Бывает в жизни – дашь промашку,/ Потом не сходится итог┘/ Давно я знал одну монашку,/ С утра чернел ее платок.// Она по верующим с кружкой/ Пойдет с утра поклоны бить┘/ Моя ровесница, подружка,/ За ней повадилась ходить.// И вот божественные книжки,/ Все про святых и благодать,/ Таскала даже часто слишком,/ И мне давала их читать.// И мог бы я поверить слепо/ В святых безгрешное житье,/ Но груди крепкие, как репа,/ В то время были у нее».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1081
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1722
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1575
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2953

Другие новости