0
1571
Газета Политика Интернет-версия

15.09.2010 00:00:00

Креста ради

Тэги: крест, варшава


крест, варшава "Дюжина смелых" на страже креста днем и ночью.
Фото с сайта www.smolensk-2010.pl

На Краковском предместье в Варшаве, неподалеку от Старого города, стоит президентский дворец. Перед дворцом – бронзовый конь. На коне – бронзовый князь Юзеф Понятовский. Перед Понятовским – деревянный крест. Перед крестом – полиция и металлические заграждения. На другой стороне улицы – группа людей. Четки, свечи, чтение молитв. Картинка из жизни современной Варшавы┘

Деревянный крест у дворца установили в апреле харцеры (польский аналог бойскаутов) в знак памяти о жертвах авиакатастрофы под Смоленском, когда погибли президент Польши Лех Качиньский и еще 95 человек.

С тех пор в Польше кое-что изменилось. Новым президентом был избран Бронислав Коморовский. Он заявил, что крест следует перенести в более подобающее место. Ожидалось, что таким местом станет церковь Святой Анны возле Старого города. Канцелярия президента обо всем договорилась с курией архиепископа Варшавского. Торжественный перенос креста с участием духовенства должен был состояться 3 августа.

Должен был, но не состоялся. В дело вступили так называемые защитники креста. Они несли ночное дежурство у памятного знака и поутру окружили его, подняв транспаранты. Священникам, пришедшим забрать крест, они кричали: «Ты кто, священник или чекист?» Собравшаяся толпа начала напирать на установленные ночью ограждения, и полиция была вынуждена применить слезоточивый газ. Сделано это было неуклюже, в результате пострадала журналистка радио TOK FM. Одна женщина (вся Польша теперь знает ее как пани Иоанну) пыталась привязать себя к кресту, ее снимали сотрудники Бюро правительственной охраны.

Крест устоял. Канцелярия президента объявила, что церемония откладывается на неопределенный срок. Защитники креста молятся денно и нощно, прильнув к ограждению, и иногда вступают в диспут с антиклерикально настроенными горожанами, чья логика проста: «Президентский дворец – государственный символ, польское государство – светское, а у верующих есть храмы, пусть молятся там». Защитники креста руководствуются иной логикой. Почти все они считают, что катастрофа президентского самолета была не несчастным случаем, а запланированным убийством. Убили Качиньского и пассажиров президентского Ту-154, конечно, русские, а премьер Польши Дональд Туск и Бронислав Коморовский вступили с русскими в сговор и хотят «замять дело».

Более умеренные защитники готовы уйти с Краковского предместья, если на месте креста установят памятник жертвам катастрофы. Они даже предлагают проекты такого монумента. Например, гигантский обелиск, который никто в здравом уме не позволит установить в историческом центре Варшавы.

Защитники-ортодоксы (например, пани Иоанна) видят в Лехе Качиньском чуть ли не второго Христа. Христа бичевали – и Качиньского обливали грязью его противники. Евреи распяли Христа, а русские убили Качиньского.

Польские СМИ интересуются защитниками креста. Кто-то пишет о них с некоторой симпатией, как, например, Анита Чуприн из газеты Polska The Times. Кто-то не скрывает сарказма. Корреспонденту газеты Nie Малине Бланьской удалось внедриться в ряды защитников и даже отстоять ночную вахту. Позже она довольно иронично рассуждала о том, как и кого из защитников можно нейтрализовать.

Ночью у креста дежурит «дюжина смелых». Они готовы дать отпор полиции, «чекистам», студентам из Варшавского университета, «сатанистам» и пьяницам из местных кабаков, которых, по их мнению, специально науськивают масоны, либералы и евреи.

Днем их собирается около семи десятков – женщины, мужчины и даже дети. Они пользуются поддержкой. Во-первых, со стороны ультраконсервативных СМИ вроде Radio Maryja или Gazeta Polska. Во-вторых, со стороны партии «Закон и справедливость» Ярослава Качиньского – брата покойного президента. 10 сентября Ярослав Качиньский участвовал в митинге у президентского дворца и обещал подать в суд на власти города, установившие заграждения и не пускающие граждан к кресту. В-третьих, со стороны консервативной части епископата. Архиепископ Гданьска Славой Лешек Глудзь и архиепископ Пшемысля Юзеф Михалик уже высказались в защиту пикетчиков.

Официальная Церковь дистанцируется от решения проблемы. В заявлении президиума епископата говорится, что сам конфликт был спровоцирован политиками, желающими отвлечь внимание поляков от повышения налогов. О чрезмерной политизации самой Церкви говорят лишь некоторые «епископы-либералы» (и это остается их особым мнением). Многие журналисты и публицисты считают, что Церковь дискредитировала себя, не пожелав брать на себя ответственность за создавшуюся ситуацию, обнажив склоки в своей среде и продемонстрировав неспособность влиять на умонастроения верующих.

Епископат «переводит стрелки» на польские власти. Действительно, судьбу креста может (и должна) решить президентская канцелярия, которой принадлежит дворец. Но и Бронислав Коморовский колеблется. В Польше через год парламентские выборы, и превосходство партии Коморовского «Гражданская платформа» над оппонентами измеряется несколькими процентами. Один неосторожный шаг – и тебя заклеймят борцом с Церковью, католицизмом, а значит, и «польскостью» как таковой.

Впрочем, пока Коморовский осторожничает, общественно-политическая жизнь в Польше меняется. Слово берет городская молодежь. Именно она, организовавшись посредством сети Facebook, устроила в ночь с 9 на 10 августа на Краковском предместье многотысячный митинг с требованиями перенести крест. Молодежь выступает за светское государство. Она издевается над защитниками креста, рисуя на них карикатуры, провоцируя на откровенный обмен репликами. Она устраивает флешмобы. Она придумывает лозунги вроде «Надо убрать дворец – он не дает рассмотреть крест!»

Гжегож Наперальский, атеист и кандидат от социал-демократов на последних президентских выборах, пытается оседлать эту волну. Он организовал митинг сторонников светского государства. Впрочем, Наперальскому удалось собрать лишь несколько сотен человек. Время от времени молодой политик пытается делать то, чего от левых многие годы добивается их антиклерикально настроенный электорат. Но, по мнению критиков, Наперальскому решительно не хватает харизмы.

Левые публицисты радуются: по их мнению, Польши, в которой на религии можно делать политику, скоро не будет. Однако «скоро» еще не наступило. Пока левые политики ищут харизму, а Бронислав Коморовский пытается избежать ошибок, защитники креста приковывают к себе внимание всей страны. И готовы зимовать на Краковском предместье.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
1020
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
1245
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
1570
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
1129

Другие новости