0
1164
Газета Политика Интернет-версия

15.06.2011 00:00:00

Антигражданская партия

Тэги: церковь, протест


церковь, протест Пикеты противников ИНН немногочисленны, но экспрессивны.
Фото ИТАР-ТАСС

На завтрашний день назначено рассмотрение иска трех жителей Кимовского района Тульской области, которые подали в городской суд на УФМС. Ведомство принуждает их получить общегражданские паспорта. По мнению истцов, называющих себя православными верующими, основной документ гражданина России содержит «сатанинскую символику». Это уже не первый случай, когда исповедующие крайне консервативные религиозные убеждения граждане прибегают к помощи вполне современных и светских государственных и общественных институтов, одновременно подвергая жесточайшей критике «безбожное государство». А что если предположить возможное участие таких групп не только в церковной, но и в общенациональной политике? Определенные сигналы верующим дает священноначалие РПЦ. Патриарх Кирилл недавно напомнил о том, что страна вступила в предвыборный год и Церковь намерена сотрудничать с различными партиями. На днях архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь) выступил с предложением переименовать партию «Единая Россия» в «Единую православную Россию». Между прочим, отрицатели ИНН тоже имеют политические взгляды – монархические. Что случится, если церковные маргиналы пополнят ряды политических несогласных? Этот вопрос «НГР» задали священникам, политологам и религиоведам.

Протодиакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии

Протестные настроения в Церкви вряд ли сказываются на электоральном поведении прихожан, поэтому величина таких групп весьма и весьма незначительна. Если эти настроения и сказываются каким-то образом, то только в пользу игнорирования выборов. Вполне естественно, что люди, в том числе и православные верующие, могут быть политически активными субъектами и осуществлять свое право не только избирать, но и быть избранными, право выдвигать своих кандидатов. Другое дело, что в данном случае эта ситуация гипотетическая. Какова вероятность того, что вы выйдете на улицу и встретите динозавра? С точки зрения логики вероятность – 50%. Одно из двух: либо вы его встретите, либо не встретите. Точно так же и здесь. У таких групп есть право влиять на выборный процесс, и такой вероятности исключать нельзя.

Протоиерей Иоанн (Свиридов), главный редактор радиостанции «София» (Христианский церковно-общественный канал)

Подсчитать численность таких церковных оппозиционеров чрезвычайно трудно, потому что социологические опросы, которые проводятся у нас, носят выборочный характер. Из среды верующих нужно было бы опросить не 200–300 человек, не 1,5 тысячи, а в десять раз больше, чтобы выявить численность таких групп. На мой взгляд, это совершенно невозможно. Другое дело, что существуют такие приходы в Москве, как церковь Святителя Николая в Старом Ваганькове или церковь Николая Чудотворца на Берсеневке, где как раз можно найти противников ИНН и прочие группы, которые к ним близки. Скорее всего такие группы не могут выдвинуть политических требований. При теперешнем церковном руководстве такие действия совершенно невозможны.

Роман Лункин, директор Института религии и права

Четкой статистики, сколько существует такого рода людей, не велось. Другое дело, что это в принципе общероссийское движение и определенная сила. Нельзя сказать, что она слишком большая, но она заметна именно потому, что группы такого рода несогласных есть фактически в каждой епархии РПЦ. Может быть, это небольшая группа, но она ведет себя активно, агрессивно и довольно ярко выступает. Я думаю, что это такие организации, где не больше нескольких десятков человек, но у которых есть сочувствующие среди священнослужителей и прихожан. Такие группы могут выдвигать свои требования, в том числе и политические. Но в большинстве случаев такого рода православно ориентированные группы националистов, монархистов, противников ИНН, экуменизма и т.д. – те группы, которые выступают в том числе против правительства, против власти, с критикой власти, – скорее вливаются в общие выступления тех же националистов и являются частью этих выступлений.

Александр Верховский, руководитель информационно-аналитического центра «Сова»

Наверное, можно подсчитать численность таких церковных оппозиционеров, но мне такие данные неизвестны. Я думаю, что в любом случае речь идет о тысячах людей. Но с точки зрения политического голосования их численность не важна, потому что большая часть таких людей не ходит на выборы в госорганы. Церковные оппозиционеры могут выдвигать политические требования, но на ближайших выборах это совершенно не имеет значения, потому что ни с какими участниками политического процесса они реально соперничать не могут.

Петр Чистяков, старший преподаватель Центра изучения религий РГГУ

Подсчитать численность тех, кто заявляет о своих взглядах и о своем протесте, можно лишь приблизительно, реально таких людей больше. То есть можно подсчитать численность активных оппозиционеров. Теоретически такие группы могут выдвинуть политические требования, но сложно сказать, насколько это осуществимо практически. Пока это скорее церковный протест, а не политический. Выступления против ИНН, выступления диомидовцев, недавнее выступление трех удмуртских священников (подробнее ниже) – это выступления именно церковные. Я не уверен, что такие группы могут активно влиять на выборный процесс. Этих оппозиционеров не очень много. Но совершенно очевидно, что их число не сводится к числу тех, кто открыто заявляет о себе. Мой опыт подсказывает, что многие православные значительно более умеренных взглядов тоже совершенно дистанцируются от политической жизни.

Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий

Дело в том, что это достаточно маргинальные группы. Они не берут ИНН, необходимый для выплаты зарплат и пенсий. Поэтому очень часто такие люди работают где-то в храмах, так скажем, за обед и ужин. Некоторые из них странствуют.

Власти оценивают степень значимости требований группы, в том числе по таким критериям, как численность. Данный протест немногочисленный, и у него мало шансов получить распространение. Здесь могло быть что-то вроде монастырского движения в Грузии в 90-е годы. Но у нас, если говорить о подобных движениях, это маловероятно. Члены таких групп не ходят на выборы. Такие группы вообще не принимают современную действительность.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
644
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
664
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
900
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
640

Другие новости