0
1973
Газета Политика Интернет-версия

04.04.2012 00:00:00

В Москве требуют "свободы для Сирии"

Тэги: москва, сирия, асад


москва, сирия, асад Оппозиция возлагает вину за разрушение храмов и мечетей на власти, а власти – на оппозицию.
Фото Reuters

Оппозиция в Сирии еще не победила, но уже называет свое движение «Великой сирийской революцией». Есть годовщина ее начала – 18 марта, эту дату отметили противники режима Башара Асада, в том числе в кругах сирийской диаспоры в Москве.

Наблюдая за развитием событий в Сирии и читая отечественную прессу, я никогда бы не мог подумать, что многие выходцы из этой страны, живущие в Москве, настроены против режима. Россия на официальном уровне как минимум осторожно поддерживает Асада, блокирует антиправительственные инициативы Запада. В СМИ муссируются сообщения о том, что демонстранты в Хомсе, Хаме и Дамаске после наших вето в ООН выходят с антироссийскими и антикитайскими лозунгами.

Тем не менее сирийцы, много лет живущие в Москве, вдруг оказались оппозиционерами. Правда, есть в диаспоре и представители проправительственных сил. С представителем этой части российских сирийцев, членом руководства Комитета национального единства Сирии Салимом Али Асадом, мы делали интервью в номере «НГР» от 07.12.11.

Среди противников Асада оказались не только мусульмане, но и христиане, в том числе православные верующие Антиохийского Патриархата. В этом я убедился, побывав на праздновании годовщины выступлений противников сирийского режима в одном из московских клубов.

На вечере звучала громкая музыка, толпились люди, раздавали флажки и футболки с надписью «Свобода для Сирии». На экране мелькали кадры антиправительственных выступлений в разных городах этой ближневосточной страны, кровавые сцены столкновений повстанцев с войсками. Странная смесь карнавала и траурного митинга... Показали переведенный на русский язык фильм о событиях в стране, снятые в последнее время игровые ролики о Сирийской свободной армии. Создалось впечатление, что у оппозиции есть ресурсы и поддержка. Люди вокруг не были похожи на религиозных бородачей, какими иногда изображают противников режима отечественные СМИ. С другой стороны, чувствовался характерный для Ближнего Востока привкус религиозной экзальтации. То и дело зал разражался криками «Аллах, Сирия, Свободная армия». Это лозунг нынешней революции, у которой уже есть свои «мученики», своя мифология. Интересно, что против сирийской власти используется традиционный набор пропагандистских средств, которые режим годами использовал против «сателлитов Запада». Вот зазвучала песня «Башар, уходи», ставшая гимном антиправительственных выступлений. На экране появились титры перевода на английский язык: «Башар, ты – агент США». Автор песни – молодой бард по имени Ибрахим Аль Лашуш. Он погиб во время столкновений с правительственными войсками.

Один за другим перед собравшимися в московском клубе выступали гости из Дамаска, Парижа, был даже один представитель оппозиции в Йемене – к слову, победившей недавно своего президента Салеха. «Это суннит, это курд, это друз», – поясняли мне каждый раз мои собеседники, чтобы подчеркнуть пестрый этнорелигиозный состав движения сопротивления.

Однако нельзя было не заметить, что тон всей оппозиционной деятельности все же задает суннитское духовенство. В ходе вечера на связь с Москвой вышел шейх Ахмад Альсаяссына. Как говорят, именно с проповеди этого имама начались волнения в городе Дераа. По пятницам в мечети Альумари, где служил этот шейх, год назад начали собираться недовольные действиями режима.

Перекрикивая шум и гам, ко мне обратился один из присутствовавших на вечере сирийцев. Несмотря на изысканный европейский костюм, он оказался духовным лидером общины сирийцев-суннитов, проживающих в Москве. По его словам, община действует под эгидой мечети на проспекте Мира. Итак, вот какой разговор состоялся у меня с шейхом Мосаабом Аджавашем.

– Я был уверен, что сирийцы, живущие в Москве, уж точно поддерживают режим Асада.

– Более 90% сирийской диаспоры в России, как и по всему миру, как и в самой Сирии, против режима Башара, потому что для них это уже незаконный режим. Государство должно защищать своих граждан, а не убивать их. Всех граждан, независимо от религиозной принадлежности – христиан, мусульман, алавитов, суннитов, шиитов. Режим Асада направлен против всех сирийцев, не только суннитов. Например, у нас есть городок Мхарда, там проживают христиане. Асад направил туда танки, войска, полицию, чтобы оттуда организовать нападение на город Хальфая. В основном там живут сунниты. Зачем он это сделал? Потому что он хочет, чтобы сунниты убивали христиан? Асад хочет нарушить взаимопонимание между общинами, чтобы показать, что между ними есть противоречия, а если не получается, искусственно вызвать эту рознь.

– Я бывал в Сирии в те времена, когда там было спокойно. Тогда официальные лица – и представители Церкви, и мусульманское духовенство – объявляли, что это достижение режима Асада – то самое межобщинное согласие, о котором вы говорите.

– Мы давно живем вместе – христиане, мусульмане, – за много веков до того, как установился тоталитарный режим (с 1961 года) и до того, как клан Асадов пришел к власти (в 1970 году). Вы слышали, чтобы между общинами была война? Никогда не было. Но именно во время правления клана Асадов начались проблемы. Люди в Сирии хотят жить нормально, им не нужны потрясения. Люди просто хотят демократии. Когда попросили Асада, чтобы режим демократизировался, чтобы не унижали достоинство граждан, он ответил танками. Началось все в городе Дераа на юге Сирии. Башар посылал танки не только против суннитов – танки сейчас везде, убивают везде и всех, не только суннитов. Но война сейчас идет не между суннитами, шиитами, мусульманами и христианами, а между властью и народом. Мы против режима, а не только одного Башара Асада. Мы против такого режима, который не уважает человека вообще – будь он христианин, мусульманин или представитель любой другой религии.

– Каким вам видится режим в будущем? Многие опасаются, что дело пойдет по ливийскому или египетскому сценарию, когда исламские партии пришли к власти.

– Мы не смотрим с этой точки зрения на будущее. Нам нужен режим, который просто уважает людей – христиан, мусульман. Уважает человеческое достоинство. Для нас важны ценности демократии и свободы. Пусть пройдут абсолютно свободные выборы. Кого выберет народ – тот и придет к власти. Мы примем любой выбор народа.

– А как вы ответите на достаточно расхожие в российских СМИ мнения о том, что основными защитниками режима являются алавиты, а сунниты в основном это оппозиция?

– Среди тех, кто сейчас открыто выступает против режима Башара Асада, есть алавиты. Это только Асаду выгодно представлять ситуацию, будто Сирия раскололась по религиозному признаку. Он не хочет признать, что против него все граждане, вся страна. Все убеждены, что главная наша проблема на данном этапе – тоталитарный режим, который возглавляет клан Асада.

– Но как вы надеетесь доказать это российским властям? Известно недавнее выступление министра иностранных дел Лаврова о том, что падение режима может привести к столкновению общин.

– Россия играет очень большую роль в мире. Россия – великая страна. Но мы хотим, чтобы Россия была с сирийцами, а не с режимом. Дружба между нашими народами началась очень давно. Мы хотим, чтобы такое общение продолжалось в будущем. Поэтому желаем, чтобы сейчас Россия была с людьми, которые живут в Сирии, потому что Башар Асад уходит. Его режим уходит, потому что это уже преступная, нелегитимная власть.

– Как все-таки можно расценить вооруженные выступления? Говорят, что это боевики-исламисты, многие из которых прибыли из других стран, есть среди них и боевики «Аль-Каиды».

– Свободная армия в Сирии – это военнослужащие Сирийской армии. Когда они увидели, что Башар убивает людей, они отказались исполнять приказы и оставили его. Свободная армия защищает мирные демонстрации. Но Башар пытается представить, что это «Аль-Каида». Оружие, которое есть у Свободной армии, они взяли с собой из казарм, а не получили его из Ливии или откуда-нибудь еще. Доказательств тому, о чем говорит Асад, нет. Наоборот, это у нас есть доказательства, что режиму помогают спецслужбы Ирана, движения «Хезболлах» и люди Муктады Ас-Садра из Ирака.

– Все, кого вы упомянули, – шииты.

– Нет, это только часть шиитов. Это зарубежные силы и еще те боевики «Хезболлах», которым режим Асада платит. Шииты-сирийцы против режима.

– Говорят, что оппозиционная агитация велась в мечетях во время пятничной проповеди.

– Это объясняется особенностями сирийской ситуации. У нас в стране запрещены собрания граждан. Мы можем собираться по пятницам в мечети, это уж нам никто не может запретить. Этим и пользуется оппозиция. Заметьте, что даже христиане приходят по пятницам в мечеть – не на богослужение, а для того, чтобы обсудить политическую ситуацию с согражданами.

– Какую роль играют в оппозиционном движении духовные лидеры мусульман и христиан?

– В городе Дераа в мечети Альумари шейх Ахмад Альсаяссына всегда выступал и взывал к народу восстать против режима, особенно после захвата детей Дераа (с ареста подростков начались акции протеста. - «НГР»). Впоследствии был убит сын шейха. Недавно шейх Ахмад Альсаяссына тайно уехал в Иорданию.

* * *

Вот что рассказал лидер московских сирийцев-суннитов. Теперь предстоит выяснить, действительно ли среди противников президента Асада много христиан. Оппозиция распространяет в Интернете ролики, где якобы запечатлена бомбежка правительственными войсками древнего храма Пояса Богородицы в городе Хомс. Оппозиционеры уверяют, что христиане Сирии с оптимизмом ждут падения режима и победы демократии – несмотря на египетский и ливийский прецеденты.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
909
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1064
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1482
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1195

Другие новости