0
1712
Газета Политика Интернет-версия

04.07.2012 00:00:00

Вместо хунты – погромы

Тэги: мьянма


мьянма Если страна буддийская – это вовсе не значит, что она мирная.
Фото Reuters

Июнь ознаменовался мощной вспышкой насилия в Мьянме, только недавно освободившейся от власти военной хунты. Межрелигиозная резня в одной из провинций уже унесла десятки жизней и грозит захлестнуть страну целиком, в то время как лидер победившей демократической оппозиции принимает поздравления от Далай-ламы XIV.

Ситуация в Мьянме (до 1989 года эта страна называлась Бирма), казалось бы, не предвещала беды. В марте 2011 года правившая страной начиная с 1962 года военная хунта отошла от власти, и на состоявшихся 1 апреля довыборах в парламент страны в 43 из 45 округов победила оппозиционная Национальная лига за демократию. Начиная с 1988 года лига боролась с властью военных в условиях подполья. Лидер партии Аун Сан Су Чжи, также получившая место в парламенте, вскоре после выборов отправилась на Запад. 16 июня в Стокгольме ей была вручена присужденная в 1991 году Нобелевская премия за мир. 19 июня в Лондоне она встретилась с духовным лидером тибетских буддистов Далай-ламой XIV. Встреча проходила за закрытыми дверями, но, как сообщает находящийся «под духовным руководством» офиса главы тибетских буддистов русскоязычный сайт dalailama.ru, «Его Святейшество выразил уверенность в том, что... Аун Сан Су Чжи принесет огромную пользу человечеству».

Однако ничто не мешает сопоставить два факта: с уходом хунты в Мьянме ослабевает влияние Китая, а вслед за этим происходит встреча местного политика с Далай-ламой, находящимся в конфронтации с Пекином. Пока что ничего не известно об оценке лидером тибетских буддистов действий бирманских единоверцев, при том что за прошедшие недели Далай-лама успел сделать заявления по поводу «геноцида» тибетцев в Китае, прокомментировать прошлогодние беспорядки в Лондоне, посочувствовать жителям Милана по поводу наводнения и т.д.

Дело в том, что начало движения к демократии в Мьянме ознаменовалось атаками на этнорелигиозные меньшинства, крупнейшим из которых в Мьянме являются мусульмане. И ответственны за эти атаки буддисты, в том числе духовенство. В публикации на сайте ANU College of Asia and the Pacific (Австралия) отмечалось, что во время апрельских выборов фиксировались нападения на мусульманские культовые здания: «Толпа во главе с буддийскими монахами и членами Национальной лиги за демократию Аун Сан Су Чжи разрушила мечеть в городе Хпакант». Еще одно нападение на мечеть и дома мусульман произошло в области Магве. При этом, как утверждает автор публикации, «сотрудники правоохранительных органов просто наблюдали за беспорядками», не пытаясь их предотвратить, а «СМИ хранили молчание об этих атаках» на мусульман.

Ситуация обострилась 3 июня, когда у деревни Тунгот в пограничной с Бангладеш области Ракхайн толпа из 300 буддистов остановила автобус и до смерти избила 11 его пассажиров, 10 из которых были мусульманами, а еще один, буддист, был также принят за одного из иноверцев. Поводом для нападения стало произошедшее в Ракхайне 28 мая изнасилование и убийство 28-летней буддистки, в совершении которого подозревали мусульман.

9 июня около тысячи рохинджа, местной мусульманской народности, напали на буддийские кварталы в городе Маунгдау в той же области, поджигая дома и избивая жителей. За этим последовали ответные нападения буддистов. 10 июня в Ракхайне было введено чрезвычайное положение, однако ситуацию это не успокоило. В ход все чаще идет холодное и огнестрельное оружие. Если к 14 июня погибли 29 человек, то к 21 июня, по информации Agence France-Presse, – уже 80. По словам представителей власти, столкновения грозят захлестнуть всю страну. Погромы подогреваются через Facebook. В публикации на сайте ANU College of Asia and the Pacific отмечается, что идущая в социальных сетях антимусульманская кампания «является очень серьезной, тысячи таких комментариев и сообщений усеяли Facebook». «Хотя буддизм, как известно, религия мира, многие молодые монахи находятся на переднем крае этой кампании», – добавляет автор публикации.

«Это не вопрос межрелигиозных отношений, хотя он имеет такую оболочку, – прокомментировал ситуацию «НГР» доцент кафедры истории Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии ИСАА МГУ Алексей Кириченко. – Это в первую очередь вопрос общей обстановки в стране с низким уровнем жизни и состоянием постоянной фрустрации, которое испытывают определенные слои населения, и необходимостью найти какой-то выход для этой фрустрации. Она находит выход в преследовании меньшинств... Вторая из причин – это состояние с национальным строительством в Мьянме: ни у правительства, ни у населения нет идеологии, которая рассматривала бы всех людей, которые живут в стране, как равноправных участников какого-то социального проекта. В то же время есть комплекс предубеждений, направленный против людей иноэтничного происхождения, который наиболее экстремально проявляется в отношениях с индийцами, особенно с индийцами-мусульманами. Причем мусульманская община в Мьянме неоднородна. Есть рохинджа, восприятие которых очень специфично и связано в том числе с законами о гражданстве, согласно которым, чтобы считаться полноправным гражданином, надо доказать, что твои предки жили в стране до 1824 года (когда Бирма была завоевана англичанами и присоединена к Британской Индии. – «НГР»)». «Мусульмане бенгальского происхождения из Ракхайна рассматриваются как абсолютно небирманские и в рамках самой мусульманской общины Мьянмы, и в целом бирманцами, поэтому превращаются в объект преследования в самую первую очередь», – отметил Кириченко.

Касаясь опубликованной в СМИ информации об участии представителей демократической оппозиции в апрельских погромах мечетей, Кириченко отметил, что «такая проблема действительно есть». «Лозунг борьбы за демократию – это фикция для международных массмедиа. Никакой особой демократичностью представители оппозиции не отличаются и в отношении межэтнических столкновений занимают такую же националистическую позицию», – считает он. То же, по его мнению, можно сказать и об участии представителей буддийского духовенства в раздувании конфликта: «Так происходит уже начиная с 30-х годов ХХ века. Идея, что буддизм является мирной религией, – это журналистский штамп или штамп, который в пропагандистских целях могут использовать сами буддисты. Но среднестатистический уровень насилия среди буддистов, буддийского монашества ничуть не меньше, чем среди последователей иных вероучений».

Западные державы в предыдущие годы неоднократно высказывались в поддержку буддийских монахов, выступавших против военной хунты, но сейчас, по мнению Кириченко, вмешательства Запада ожидать не стоит. «Они больше всего заинтересованы в открытии страны, поэтому как-то давить на бирманское правительство, осуждать его они не будут... Если им было выгодно педалировать тему защиты прав человека в Мьянме несколько лет назад, то сейчас они этого делать не будут», – считает эксперт.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
764
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1301
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
946
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
496

Другие новости