0
12183
Газета Политика Интернет-версия

13.12.2013 00:01:05

Внутренняя и внешняя политика консерватизма

Тэги: путин, послание, конституция, права человека


путин, послание, конституция, права человека Президент считает, что глава Конституции о правах человека должна оставаться неприкосновенной. Фото ИТАР-ТАСС

В своем Послании Владимир Путин подтвердил верность консервативному курсу, добавив, что его позиция получила международное признание. И это не просто декларация – и лексика, и строй мысли, и иерархия приоритетов, и ожидания главы государства – все носит консервативный, традиционалистский характер. В этом ключе следует рассматривать, помимо прочего, и жесткую критику правительства, которое мешает Путину реализовать его обещания консервативному большинству страны.

«НГ» неоднократно писала о смысле перемен во внутренней и внешней политике России, фиксируя выбор Путиным консервативной модели – как набора базовых ценностей, являющихся источником конкретных шагов руководства страны (см. №№ "НГ" от 05. 09. 201306. 09. 2013, 08. 09. 2013 г20. 09. 2013 и др.). Правильность выводов газеты подтверждена в Послании президента.

Президент не случайно заговорил о консерватизме в международной части Послания. Он явно хотел подчеркнуть, что этот курс – не доморощенное изобретение, не архаика, а современный тренд, которому следуют многие страны: «Мы знаем, что в мире все больше людей, поддерживающих наши традиционные ценности: традиционной семьи, человеческой жизни – не только материальной, но и духовной, ценности разнообразия мира. Конечно, это консервативная позиция. Но, по словам Николая Бердяева, смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперед и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз».

Любая консервативная модель, подразумевающая антитезой либерализм, предполагает большую ответственность главы государства за принимаемые решения. В российских реалиях консерватизм, основанный на религиозных и семейных ценностях, ближе к монархической системе власти. В рамках подобного консервативного подхода президент впервые не только определял направление дальнейшей политики, но и озвучивал меры по ее реализации.

К примеру, год назад Путин сказал о деофшоризации экономики. Вчера он констатировал – за год практически ничего не сделано. И предложил облагать налогом доходы, полученные компаниями от деятельности на территории РФ. А также ограничить или запретить их доступ к кредитам и гарантиям наших банков. Поразительная история: президент год ждал от правительства этих мер – и сам их теперь предлагает. При этом он не говорит об инвестиционном климате – тогда бы его заявление выглядело всесторонним анализом. Путин просто говорит о желании перекрыть кислород офшорным компаниям в случае, если они не перейдут из иностранной юрисдикции в российскую. Получается несколько упрощенный вариант. Однако риторика подобного рода не предполагает ответа на вопрос: почему эти компании выбрали иностранную юрисдикцию? Не оттого ли, что в России права собственности не защищены? Путин как бы не касается темы прав собственности – он видит в сложившейся ситуации только консервативный, в значительной степени популистский мотив, который, безусловно, предлагается менее образованной, но более консервативной публике.

Нельзя не заметить изменения стилистики выступления по сравнению с прежними Посланиями Путина. Он озвучил большое количество конкретных решений – через голову правительства, которое не в состоянии решать проблемы.

Никогда ранее Путин не был так резок в оценках деятельности кабинета министров. Он заявил, что мер для реализации указов принимается недостаточно: «Где все эти меры? С издания указов прошло полтора года. Вы знаете, что я отмечаю? То ли делается так, что это вызывает негативную реакцию в обществе, то ли вообще ничего не делается… Конечно, при такой работе мы не достигнем поставленных целей».

Проведение преобразований недопустимо затянулось, считает президент. И поэтому люди – потребители услуг – кардинальных изменений не чувствуют. Пробуксовка грозит власти утратой того самого консервативного электората, на который опирается Путин. Президент подвел печальный итог деятельности правительства: «Мы выделяем огромные ресурсы. Но если не проводить реформы, вместо качества будут расти только неэффективные расходы, раздуваться управленческий аппарат, что и происходит часто на практике». «Обращаю на это внимание и федеральных органов власти, и руководителей регионов РФ», – добавил Путин.

Президент резко возразил премьеру Дмитрию Медведеву, ссылавшемуся ранее на экономические трудности международного плана. Он уверен, что основными причинами замедления экономического роста являются внутренние проблемы: «Изменение экономической конъюнктуры не повод для ревизии целей и заявлений о том, что у государства не хватает средств на реализацию майских указов».

Правительственные чиновники неоднократно огорчали президента осторожными заявлениями на этот счет. К примеру, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев говорил, что из-за низких темпов экономического роста правительство может оказаться не в состоянии решить все задачи, зафиксированные в майских указах. Заметим, что еще в марте этого года президент заявлял, что средства, выделенные на поддержку экономики, работают вхолостую или не работают вообще. В конце апреля появились сообщения о том, что правительство реализовало 40% указов из числа предвыборных обещаний Путина. На этой неделе «НГ» писала (см. номер «НГ» от 11.12.13), что исполняется лишь один из 15 указов и поручений президента. Эти данные не опровергнуты правительством. Оглашению Послания предшествовала информация о том, что в администрации президента работают над законопроектом, вводящим уголовное наказание для нерадивых чиновников.

TASS_5590065.jpg
Руководитель Интерфакса Михаил Комиссар, лидер
КПРФ Геннадий Зюганов и главный редактор «НГ»
Константин Ремчуков перед оглашением Послания
обсуждают его возможные сюжеты.
Фото ИТАР-ТАСС

Еще один важный блок содержится в Послании – и тоже консервативный. Говоря о расходах на оборону, Путин фактически обозначил, что люди, занятые в ОПК, до 2020 года могут чувствовать себя хорошо, уверенно, поскольку отрасли обеспечены госзаказом. А ведь речь идет о 2 млн рабочих мест – высокооплачиваемых. И 7 млн сотрудников, включая членов их семей. Правда, президент намекнул руководству оборонно-промышленного комплекса: мол, подумайте, что этим людям делать потом, когда закончится госзаказ. Путин таким образом напомнил о конце советской эпохи, когда расходы на оборону упали и выяснилось, что ОПК оказался не обеспеченным госзаказами. И ученые пошли на рынок торговать.

Путин понимает: если втягиваешься в масштабную гонку вооружений – безусловно, требуется наведение порядка и создание более динамичной модели экономического развития. Потому что без денег, которые генерируются экономическим ростом, невозможно обеспечить столь большие расходы. Это тревожный сигнал: неотменяемые обязательства по оборонным расходам предполагают усиление административно-репрессивных контрольных функций.

С другой стороны, если говорить именно о консерватизме, то огромное количество тезисов в выступлении президента построено именно на нем. В том числе те, что относятся к национальному вопросу. Руководитель страны произнес слова, которые до него никто никогда на высшем уровне не произносил. Он заговорил об «этнической мафии», которую крышует полиция. Это очень важное заявление. «НГ» многие месяцы настаивает ( «НГ» от 23.10.1324.10.13, 25.10.1330.10.13 и др.): когда есть этническая мафия или этническая оргпреступность, а за спиной гражданина не стоят правоохранительные органы как институт защиты, – преступность вызывает межнациональный конфликт. Путин это увидел – он апеллирует вообще к гражданам, но в первую очередь – к консервативной части населения. Потому что консервативная трактовка явления описывается именно этими словами: этническая мафия, крышуемая полицейскими.

Путин и здесь предложил целый ряд инициатив: въезд иностранцам, нарушающим правила пребывания, будет запрещен на срок до 10 лет, в зависимости от тяжести совершенного нарушения. Государство, заявил Путин, должно знать, зачем и на какой срок приезжает иностранец в РФ: «При этом надо решить вопрос с иностранцами, которые въехали в страну в безвизовом порядке и длительное время находятся в России без определенной цели. Ну, якобы без определенной цели, у них-то, наверное, какая-то есть цель. Но государство об этом ничего не знает». Предложенные меры, добавил президент, «поставят дополнительные барьеры для иностранных граждан, которые занимаются теневой, а то и криминальной деятельностью, либо работают нелегально, зачастую в нечеловеческих условиях». Такие граждане, по его словам, часто становятся жертвами преступников. Кроме того, Путин предложил дать юрлицам и индивидуальным предпринимателям возможность нанимать иностранцев на основе патентов.

Эту инициативу президента глава Института национальной стратегии Михаил Ремизов считает очень важной. На взгляд эксперта, Путин пытается таким образом распределить миграционные потоки по регионам. Предполагается, что там, где существует избыток мигрантов, патент будет стоить дороже. А там, где есть недостаток рабочей силы, – дешевле. И соответственно патент не даст права мигранту работать за пределами региона, где он куплен.

Само стремление дифференцировать распределение миграционных потоков по регионам – здравое, отмечает Ремизов, вопрос только в том, будет ли работать такой механизм: «Действующая система патентов – для работы на физических лиц – не слишком успешна. По сути, это была форма явочным порядком провести миграционную амнистию. При желании легализоваться действительно любой мигрант мог за 1000 рублей в месяц приобрести патент и не иметь проблем с нелегальным пребыванием. Но не так много людей этой инициативой воспользовались, по крайней мере так говорят представители ФМС».

Обращением к электорату выглядели все тезисы президента. Неслучайно он много времени посвятил общественному контролю. Однако здесь в отличие от разделов, посвященных правительству и миграции, все выглядело менее определенно. В целом же Послание, лишенное явных сенсаций (кроме разве сюжета с офшорами), стало подтверждением неизменности курса руководства России и дальше опираться на консервативные ценности. Очевидно, что этот курс будет продолжен и за пределами нынешнего президентского срока Владимира Путина. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
494
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
506
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
655
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
486

Другие новости