0
15603
Газета Печатное дело Интернет-версия

21.01.2015 00:01:00

Мишель Уэльбек отправил Францию в гарем

Тэги: уэльбек, франция, литература, ислам, исламизм


уэльбек, франция, литература, ислам, исламизм

Michel Houellebecq. Soumission. 

–   Flammarion, Paris, 2015.

1-7-2.jpg

Сатирическая антиутопия Мишеля Уэльбека «Soumission» («Подчинение»), описывающая возможное будущее Франции под властью мусульман, вышла в свет 7 января – в один день с террористическим актом против карикатуристов из Charlie Hebdo. Знаковое совпадение для книги, тема которой – готовность плюралистического общества стать исламским при условии, что этот ислам окажется мирным. В отличие от российской писательницы Елены Чудиновой, в романе которой «Мечеть Парижской Богоматери» Франция силой захвачена воинствующими исламистами, Уэльбек допускает возможность цивилизованного преобладания мусульман в Европе. В версии «Подчинения» те убеждают французов, что их правление принесет стране пользу, и оказываются правы, хотя многое зависит от приоритетов современного человека.

Название романа – отсылка к слову «ислам», которое дословно означает «предание себя» (Богу). Сюжет разворачивается в 2022 году, когда в результате президентских выборов хозяином Елисейского дворца становится мусульманин Мухаммед бен Аббас. Приход к власти умеренного приверженца ислама в полной мере подготовила политическая дискредитация президента Франсуа Олланда. Отдавать голоса националистке Марин Ле Пен французы не захотели: во втором туре бен Аббас, поддержанный главными партиями, не только одержал победу – он убедил соотечественников ввести шариат.

Установление умеренного исламского правления поставило героя книги, профессора Сорбонны, перед выбором: что важнее – привычные секулярные принципы или финансовое благосостояние, стремительно пришедшее во Францию вместе с саудовскими инвестициями. Деньги арабов позволили существенно поднять зарплату преподавателям, но чтобы продолжить работу в университете, нужно принять ислам. Требуется и другое – смириться с тем, что студентки носят никабы. В повествовании, начинающемся с беспорядочной сексуальной жизни героя, нащупывается точка совпадения с мусульманскими ценностями: гаремная культура, в ее первом приближении, ему вовсе не чужда.

Столкновение существующих по инерции в сознании героя секуляристских ценностей с экономическими преимуществами исламского правления (мусульмане, по Уэльбеку, еще и побеждают безработицу среди мужчин, лишив женщин права на трудоустройство) оказывается не в пользу первых. Профессор возвращается в Париж, где занимает кафедру в «Исламском университете Сорбонна» и готовится принять чужую веру. Тем временем жизнь в мусульманской Франции течет своим чередом. На практике она оказывается вполне мирной.

По утверждению самого Уэльбека (сделанному до январских терактов, после которых писатель приостановил рекламную кампанию книги), в центре «Подчинения» – исчерпанность «цивилизации Просвещения», готовой уступить свое жизненное пространство более энергичным альтернативам, в первую очередь исламской. «В наши дни мусульманину во Франции не за кого голосовать, по этой причине исламская партия – это идея, которая напрашивается сама собой. Конечно, успех мусульман уже в 2022 году кажется неправдоподобным, но предположим, у них найдется лидер, наделенный политическим талантом, подобно моему бен Аббасу. Исламская партия может пойти по следам «Братьев-мусульман», создавать благотворительные ассоциации. На мой взгляд, в стране, где бедных становится все больше, это может завоевать поддержку избирателей за пределами электората этнических мусульман».

Отношения Уэльбека и ислама – сюжет не из простых, если принять во внимание, что писатель уже был судим за оскорбление мусульманской веры, которую назвал «идиотской». Вместе с тем «Подчинение» вопреки утверждениям критиков – рассказ не о внешних врагах, а о внутренних проблемах, для которых ислам является сопутствующим обстоятельством. Успех ислама – результат кризиса самой Франции, сомнительная, но при этом не ужасная альтернатива.

Но мусульмане все равно обиделись на писателя. «Подчинение» исторгло из меня рвоту, – заявил звезда французского телеэкрана Али Бадду, выступивший до терактов 7 января. – Подумать только, 2015 год начинается с такой пакости, как эта книга».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
663
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
683
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
924
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
657

Другие новости