0
6437
Газета Тенденции Интернет-версия

04.08.2004 00:00:00

"Ислам", противоречащий Корану

Тэги: таджикистан, экстремизм, невежество


Моя статья - призыв к единоверцам, особенно молодежи, не поддаваться на провокации, которые одну за другой устраивает в государствах Средней Азии организация "Хизб ут-Тахрир". Чувство религиозной ответственности заставляет меня как мусульманина и гражданина своей страны предупредить соотечественников о последствиях деятельности этих радикальных исламистов.

Прежде всего необходимо сказать, что "Хизб ут-Тахрир" не является исламской партией и не борется за распространение ислама. Ее деятельность координируется и финансируется его врагами, чтобы исказить и очернить нашу религию. При этом отсутствие объективной информации об идейных и программных установках "Хизб ут-Тахрир" сегодня порождает самые противоречивые толкования ее намерений.

Листовки вместо Хадисов

Самым главным вопросом при определении отношения к "Хизб ут-Тахрир" является вопрос о соответствии идеологии этой организации исламскому учению. Каждый мусульманин прежде всего должен исходить именно с этой позиции. Изучение учредительных документов и агитационной литературы "Хизб ут-Тахрир" и сравнение их содержания с учением ислама показывают, что тахрировцы преподносят людям новую интерпретацию ислама. Эта интерпретация далека от истинных исламских источников - Корана и Хадисов Пророка, а также известных тафсиров (комментариев) Корана.

Основоположники "Хизб ут-Тахрир" в своих книгах самовольно искажают важнейшие принципы исламского учения, в том числе текст стихов Корана и высказываний Пророка. В результате такого искажения ислам, который является религией мудрости, мира, толерантности и братства, преподносится как непримиримая и радикальная религия, отрицающая сущность всех других мировоззрений. Приведу некоторые наиболее очевидные примеры расхождений.

Как учат идеологи "Хизб ут-Тахрир", ислам в общественно-политическом устройстве не признает совещательных процедур. Например, главный идеолог этой организации Такиуддин Набахони в своей книге "Демократия - безбожная система" объявляет деятельность совещательных органов (в том числе парламента), а также всенародное голосование чуждыми исламскому обществу.

Эти пункты учения тахрировцев открыто противоречат учению ислама о советах, поскольку и Коран, и Хадисы Пророка призывают мусульман совещаться друг с другом. В священном Коране есть сура под названием "Шуро" ("Совет"), в 38-м аяте которой обмен мнениями и взаимное совещание признается как одно из главных качеств мусульманина: "...дело их - по совещанию между ними, и тратят они из того, чем Мы их наделили". (Цитируется по переводу И.Ю. Крачковского) В другой суре Корана (3:159) Всевышний дает четкое указание Пророку Мухаммаду учитывать мнение народа при принятии важных решений: "...извини же их и попроси им прощения и советуйся с ними о деле".

В своей книге Набахони утверждает, что ислам не признает ни одной из четырех основных демократических свобод: ни свободы совести, ни свободы собственности, ни свободы личности, ни права голоса. То же самое находим и в программе "Хизб ут-Тахрир", пункт 9.5.1.

На самом же деле все эти свободы не только признаются в исламе, но считаются священными и защищаются шариатом. Например, право человека на собственность зафиксировано в Коране так: "Мужчинам - доля из того, что они приобрели, а женщинам - доля из того, что они приобрели" (4:32). Объявлением этого принципа еще 1400 лет тому назад ислам признал право женщины на собственность. Женщины Европы официально получили это право только в XIX веке.

По утверждению тахрировцев, ислам не признает принципа сосуществования идей, культур и цивилизаций, и мусульманин не должен мириться с другими мировоззрениями. В книге "Опасные предрассудки" они подвергают острой критике идеи диалога цивилизаций и сотрудничества культур.

Однако авторитетные исламские источники и вся история нашей религии показывают, что ислам всегда выступал за мирное сосуществование различных культур и мировоззрений и призывал к этому своих последователей. В священном Коране ясно указано: "Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним" (60:8). Ярким примером толерантного и доброго отношения к представителям других религий является жизнь самого Пророка.

Несмотря на враждебное отношение иудеев к первым мусульманам, после своей победы Пророк простил все их деяния; он принимал их приглашения в гости и навещал их больных; брал долг от иудеев и христиан, при необходимости оставлял им в залог свои вещи. Однажды к Пророку в гости пришли христиане из города Наджрон, и он расстелил свой халат, чтобы посадить на нем гостей.

Итак, по мнению идеологов "Хизб ут-Тахрир", ислам является религией, которая не признает свободу личности, сосуществование культур и мировоззрений, выступает против демократии, не учитывает волю и голос народа, приветствует нетерпимость. Такой образ ислама наносит вред прежде всего самим мусульманам. Нетрудно представить, что в современном мире такая позиция поставит мусульман в положение "войны против всех". Радикальные призывы "Хизб ут-Тахрир" провоцируют другие общества на борьбу с исламом.

Кто и зачем создал "Хизб ут-Тахрир"?

Остается открытым вопрос о финансовых источниках и реальных целях этой организации. Агитационная литература тахрировцев настолько испещрена изречениями из Корана и исламскими лозунгами, что любой неопытный мусульманин не станет сомневаться, что она действительно служит исламу.

Однако более глубокое изучение программных и идеологических установок "Хизб ут-Тахрир" и конкретных примеров ее деятельности позволяет сделать вывод, что ее создали антиисламские круги. Одним из доказательств тому является безбедное существование этой организации в ряде западных стран, где существуют ее крупные центры и офисы, разрабатывающие концепцию создания "мирового исламского халифата". При этом в арабском мире, особенно в странах Персидского залива "Хизб ут-Тахрир" не имеет народной поддержки, не пользуется авторитетом среди исламского духовенства и рядовых верующих.

За время учебы в Омманском национальном университете я постоянно общался с такими крупнейшими религиозными деятелями исламского мира, как Мухаммад Кутб, ныне покойный Шейх Бен Боз - верховный муфтий Саудовской Аравии, доктор Юсуф Карзави, декан шариатского факультета Омманского национального университета доктор Абдуазиз Хайят, муфтий Мухаммадсодик Мухамамадюсуф. Они в один голос утверждали, что "Хизб ут-Тахрир" создан именно с целью искажения и очернения ислама.

"Хизб ут-Тахрир" возникла в 40-50-е годы ХХ века, когда в мире началось активное возрождение исламского сознания, и в ряде таких мусульманских стран, как Египет, Ливия, Алжир, Сирия, Пакистан, Ливан, Иордания и др., новые исламские движения возглавили антиколониальную национально-освободительную борьбу. В ответ на это на Западе за короткий период были созданы десятки крупных "исследовательских центров по изучению ислама", которые в основном предназначались для разработки методов и программ, препятствующих процессу исламского возрождения. Было принято решение создать альтернативную исламскую структуру, вооруженную наиболее радикальными исламскими лозунгами, чтобы казаться "самой исламской".

Эта структура должна была одурманивать умы мусульман, не давая им возможности использовать современные достижения цивилизации, а также создать образ ислама, в котором каждый представитель другой религии чувствовал бы реальную угрозу своему жизненному укладу. В ее задачи также входила борьба с независимыми правительствами и умеренными движениями исламского мира. Такой силой, которая соответствует целям врагов ислама, стала "Хизб ут-Тахрир". На сегодняшний день она успешно справляется со своей миссией.

Угроза народам Средней Азии

Как указывается в учредительных документах и агитационной литературе "Хизб ут-Тахрир", стратегической целью организации является создание единого всемирного халифата. У него должна быть не федеральная, а унитарная структура, так как якобы "шариат не допускает существования более одного исламского государства".

На практике реализация этой концепции означает уничтожение национальных государств. Поскольку идея национальной государственности и национальной независимости является доминирующей идеей современности, путь к тахрирскому халифату будет долгим и кровавым. Для Таджикистана это особенно важно, так как таджикскому народу лишь через тысячу лет удалось восстановить свою национальную независимость, и сегодня строительство национального государства является главным стабилизирующим фактором в республике.

Идейные установки "Хизб ут-Тахрир" противоречат не только Корану и Сунне, но и учению ханафитского мазхаба (традиционной исламской школы), которому следует население Таджикистана. Теологическая школа имама Абуханифы славится своей высокой рациональностью, толерантностью, уважением к свободе личности и национальным особенностям других народов. Внедрение радикальных идей "Хизб ут-Тахрир" в ханафитскую среду угрожает единству нашего общества, создает предпосылки для нового кризиса и нестабильности.

Как предотвратить эту угрозу? Как не допустить, чтобы силы нашей молодежи были использованы против стабильности, безопасности и самого существования нашей государственности? Многое в этом процессе будет зависеть от методов борьбы.

Как бороться с радикализмом?

В числе основных недостатков борьбы с "Хизб ут-Тахрир" в странах Средней Азии многие специалисты отмечают излишний упор на силовое решение проблемы. С ними вполне можно согласиться: негативных последствий такого подхода за десять лет накопилось уже немало.

В первую очередь значительная часть населения оказалась в местах лишения свободы. Например, по данным ряда источников, к 2000 г. в тюрьмы Узбекистана попали более 5 тыс. членов "Хизб ут-Тахрир". Это вызвало обострение отношений властей с определенными слоями населения, в том числе с родственниками задержанных, и в конечном счете привело к резкому увеличению числа сторонников этой партии. В связи с многочисленными арестами международные правозащитные организации включили Узбекистан в список стран, где нарушаются права человека. Кроме того, снизился уровень общественной безопасности, о чем свидетельствуют многочисленные теракты.

Сходная ситуация сложилась в Узбекистане. Использование в борьбе с "Хизб ут-Тахрир" силовых методов привело к тому, что действия исламистов стали более скрытными, изощренными и агрессивными. В тюрьмах к ним присоединились тысячи новых активистов. Теперь различные источники сообщают, что сформировалось радикальное крыло "Хизб ут-Тахрир", выступающее за применение силовых методов борьбы.

Очевидно, для Таджикистана, как и для других среднеазиатских республик, такое развитие событий было бы крайне нежелательным. За каждым отчетом силовых структур о задержании очередной группы тахрировцев стоят искалеченные судьбы наших молодых соотечественников, которых мы не смогли спасти от влияния радикальных учений.

Вот почему подход к борьбе с распространением радикальной идеологии может быть только комплексным. Прежде всего необходимо раскрыть истинную сущность "Хизб ут-Тахрир". Сегодня население ничего не знает об истинных планах этой партии. Сообщения о задержании кого-то "за антиконституционную деятельность" воспринимаются как очередная "разборка" властей со своими политическими противниками и не встречают народной поддержки.

Разъяснительная работа среди населения невозможна без соответствующей агитационной литературы. Сегодня вообще не существует научно обоснованных и при этом доступных работ по этой теме, в то время как "Хизб ут-Тахрир" выпустила более 20 агитационных книг и брошюр.

Естественно, что разработка необходимых материалов возможна только с привлечением опытных богословов, политологов, психологов, юристов, а также при финансовой поддержке со стороны государства. К сожалению, сегодня агитационная борьба с "Хизб ут-Тахрир" монополизирована двумя силами: отдельными представителями так называемого "официального духовенства", у которых нет необходимого авторитета в обществе, и сотрудниками силовых структур. От такой борьбы нельзя ожидать серьезных результатов.

На мой взгляд, работникам силовых структур пора прекратить публикацию никому не нужных обвинительных статей, написанных только "по материалам уголовных дел". Вместо этого необходимо всячески поддерживать деятельность авторитетных представителей интеллигенции и исламского духовенства, независимо от того, насколько "официален" их статус. Можно также использовать потенциал суфийских шейхов и Партии исламского возрождения Таджикистана.

Очень важно, чтобы в центре этой борьбы снова не оказались силовики и госчиновники. Люды должны быть уверены, что принятые меры направлены не на защиту правительства, а на сохранение государственности, национального единства и стабильности в обществе.

Почему молодежь идет к радикалам?

Очевидно, что существует целый комплекс идеологических, политических, экономических и социальных факторов, способствующих притоку молодежи в ряды "Хизб ут-Тахрир". К ним также относятся малодоступность традиционного религиозного образования и идеологическая обработка населения. Правильное определение роли каждого фактора и уточнение путей их преодоления требуют длительной работы специалистов.

Конструктивному использованию исламского потенциала в борьбе с радикализмом препятствуют неготовность таджикского духовенства к выполнению такой сложной миссии и низкий уровень религиозной образованности в обществе. Не секрет, что сегодня любой тахрировский агитатор даст фору выпускнику Душанбинского исламского университета.

Чтобы повысить квалификацию исламского духовенства, необходимо усовершенствовать учебные программы и техническую базу Душанбинского исламского университета, наладить производство телевизионных фильмов и программ с участием религиозных авторитетов, финансировать научные и богословские исследования. Все это невозможно без государственной поддержки.

Если мы сформируем у нового поколения таджикского духовенства патриотизм, ясную гражданскую позицию и современное мышление, государство от этого только выиграет. Это понимают во многих странах, в том числе в светской Германии, где правительство выделяет средства на подготовку имамов.

Мы не должны опасаться повышения общего уровня религиозной образованности населения. Граждане нашей страны, которые получат хотя бы элементарные знания об исламе и ханафитской школе, перестанут быть легкой добычей для пропагандистов экстремизма.

Конечно, силовые методы также играют важную роль в борьбе с радикализмом. Но они действенны только как составная часть целого комплекса мероприятий. И здесь очень важно не допустить злоупотреблений со стороны сотрудников правоохранительных органов. Как известно, активисты "Хизб ут-Тахрир" почти в каждой листовке пишут о нарушениях закона при задержании их соратников, о применяемых к ним пытках, о взятках, которые полицейские берут в обмен на прекращение уголовных дел и т.д.

Подобные явления, с одной стороны, негативно отражаются на международном имидже страны, а с другой - дают "Хизб ут-тахрир" повод для очернения правоохранительных органов. Кроме того, в обществе формируется отношение к тахрировцам как к невинным жертвам режима.

Подведем итоги. Агитационная деятельность "Хизб ут-Тахрир" ведется с использованием самых действенных и современных методов. Распространение радикальных идей в Средней Азии содержит прямую угрозу нашей государственности, независимости, правам и свободам граждан, национальному согласию и стабильности в обществе. Использование преимущественно силовых методов борьбы приведет к нежелательным результатам и повысит общественный авторитет экстремистов. Только комплексный подход, привлечение всех здоровых сил общества, использование огромного исламского потенциала и раскрытие реакционной сущности "Хизб ут-Тахрир" могут уберечь нашу молодежь от тлетворного влияния этой организации.

Перевод с таджикского Абдулло Хакима


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1330
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
936
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
454
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
633

Другие новости