0
6225
Газета Ракурс Интернет-версия

05.06.2013 00:01:00

Тибетский дух Санкт-Петербурга

Тэги: санктпетербург, буддизм, тибет. дацан


санкт-петербург, буддизм, тибет. дацан Тибетцы регулярно проводят учения для петербургских буддистов. Фото ИТАР-ТАСС

Буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй» (аббревиатура с тибетского «Источник святого учения Будды, сострадающего ко всем») в Санкт-Петербурге называют тибетским чудом на берегах Невы. Дацан, расположенный на окраине города, построен с учетом канонов тибетской архитектуры, но в стиле модерн. По замыслу архитектора Гавриила Барановского здание должно было гармонировать с обликом города.
Петербургский дацан по сей день остается единственным в европейской части России и самым северным буддийским храмом в мире. Его история начинается с появления в тогдашней столице Российской империи буддийской общины. Она сформировалась в конце XIX века, хотя буддисты в Петербурге появились еще в начале XVIII века. Тогда калмыки, традиционно исповедующие буддизм, были привлечены к строительству Петропавловской крепости. Однако их пребывание в Петербурге было временным, а по данным переписи 1869 года, в столице проживал лишь один буддист.
Инициатива строительства дацана принадлежит ламе Агвану Лобсану Доржиеву, российскому подданному, который в те годы служил старшим советником Далай-ламы XIII (Тхуптэна Гьяцо). В 1898 году Доржиев прибыл в Санкт-Петербург, чтобы склонить правящую власть к оказанию помощи Тибету, который не мог самостоятельно противостоять экспансии Британской монархии. Буддисты в Российской империи – буряты и калмыки – принадлежали к одной из самых влиятельных школ тибетского буддизма – Гелуг. Столицу империи буддисты называли столицей Белого Царя, поскольку Николай II, по их мнению, являлся воплощением богини Белой Тары. Изменение вероисповедной политики в 1905 году и подписание Николаем II указа «Об укреплении начал веротерпимости» сделали возможным строительство в столице империи «небольшой буддийской молельни». В ноябре 1907 года калмыки направили на имя директора Департамента иностранных исповеданий прошение, в котором говорилось: «Нас, калмыков-буддистов, проживающих здесь, в Санкт-Петербурге, насчитывается до двух десятков. Кроме нас в Петербурге проживает немало бурят, приезжают монголы, тибетцы и прочие, исповедующие буддийскую религию. И мы все не имеем храма для удовлетворения нашего религиозного чувства… Нам известно, что буряты намерены возбудить аналогичное ходатайство». Как отмечают историки, в 1907 году имело место еще одно событие – лама Доржиев выступил с идеей более тесного сближения России, Монголии и Тибета путем создания буддийской конфедерации. Вероятно, наличие в столице империи буддийского храма могло бы стать видимым знаком единства трех государств. Ранее, в 90-е годы XIX века, с идеей включения Монголии и Тибета в состав Российской империи выступил тибетский лейб-медик Петр Бадмаев. Однако, несмотря на поддержку Александра III, а затем и Николая II, осуществить задуманное ему не удалось.
Строительство дацана началось в 1909 году и продолжалось до 1915 года. Его возведение обошлось более чем в 150 тысяч рублей (в строительстве использовали дорогой в то время материал – гранит). Средства поступали как от российских буддистов, так и от Далай-ламы XIII и ламы Агвана Доржиева. Хотя строительство дацана завершилось лишь к 1915 году, уже в 1913 году, к 300-летию династии Романовых, состоялось его освящение. Тогда же была совершена первая служба. К 1915 году буддийская община Петербурга включала более 150 человек – бурят, калмыков и буддистов-иностранцев из Японии, Китая, Сиама.
В 1917 году дацан в Петербурге был объявлен достоянием бурят-монгольского народа, в 1937 году буддийский храм закрыли. В 1980-е годы здание дацана планировали передать Музею истории религии и атеизма, но этого не случилось, а через семь лет дацан посетил Далай-лама XIV (Тэнцзин Гьямцхо). В 1990 году здание дацана передали буддийской общине, однако спустя восемь лет при перерегистрации храма он был захвачен, по мнению прихожан, новоявленными буддистами. Судебная тяжба, длившаяся несколько лет, привела к тому, что в 2001 году религиозное объединение буддистов «Дацан Гунзэчойнэй» было восстановлено в правах.
Сегодня «Дацан Гунзэчойнэй» входит в Буддийскую традиционную Сангху России. О современной истории буддийского храма «НГР» рассказал его настоятель лама Буда БАДМАЕВ.
Буддийский храм в Петербурге был освящен в 1913 году, но достроен лишь спустя два года.	Фото с сайта «Дацана Гунзэчойнэй»
Буддийский храм в Петербурге был освящен в 1913 году, но достроен лишь спустя два года.    Фото с сайта «Дацана Гунзэчойнэй»

– Буда Бальжиевич, в последнее время буддизм наряду с различными восточными практиками набирает популярность. Кто посещает дацан? Это коренные буддисты или приверженцы адаптированного для европейских интеллектуалов мировоззрения на основе буддизма?
– Это, конечно, представители буддийских народов России. На сегодняшний день идет внутренняя миграция населения, поэтому в больших городах появляются выходцы из Калмыкии, Бурятии, Тывы, Алтая и других регионов, где традиционно исповедуют буддизм. Мы прекрасно понимаем, что в результате ассимиляции в больших городах люди обзаводятся семьями, знакомыми, друзьями. Таким образом, происходит некое расширение, развитие буддийского мировоззрения здесь, в Санкт-Петербурге. Понятно, что существуют другие буддийские школы, их много, часть населения является их последователями. Но те люди, которые приходят в наш дацан, непосредственно связаны с традиционным пониманием буддизма, с традиционным религиозным мировоззрением. Подсчета прихожан мы не ведем, специально статистикой у нас никто не занимается. Но мне кажется, около 20–30 тысяч буддистов в этом большом городе есть.
– Изменился ли, на ваш взгляд, национальный состав общины мирян за последние десять–двадцать лет?
– Конечно, изменился. Мы так или иначе находимся в большом европейском городе, наше традиционное население ассимилируется, и поэтому, естественно, изменяется общая ситуация в этом вопросе. К тому же сами горожане интересуются буддизмом, и его приверженцев других национальностей становится больше. Это естественный процесс. Если говорить о традиционно исповедующим учение Будды населении, оно составляет, допустим, одну десятую процента в городе. В Санкт-Петербурге по переписи примерно пять миллионов жителей, а проживают все девять, наверное. Исходя из этого, мы прекрасно понимаем, что даже если перевести сюда все население Калмыкии или Бурятии, то они будут составлять не более двух-трех процентов горожан. Получается, что, так или иначе, изменение национального состава верующих происходит.
Лама Агван Лобсан Доржиев (на первом плане) был инициатором возведения дацана.	Фото с сайта «Дацана Гунзэчойнэй»
Лама Агван Лобсан Доржиев (на первом плане) был инициатором возведения дацана.    Фото с сайта «Дацана Гунзэчойнэй»
– Кто составляет монашескую общину дацана?
– Буряты, калмыки, алтаец и два монаха русских. Это если по национальному составу смотреть. А так 17 человек в моем штате – это чисто священнослужители буддийского культа.
– Тяжба, в которую был вовлечен дацан в конце 90-х годов, тянулась несколько лет. Нет ли новых попыток оспорить у Сангхи право на владение дацаном?
– Если говорить о тяжбе, которая была в 90-х годах, то она имела, как сегодня модно говорить, форму рейдерства. То есть никаких законных, официальных и других прав некая группа людей не имела. Поэтому говорить о большом влиянии других каких-то буддийских сил сегодня не стоит. Существует много различных групп, например, одна из самых крупных в России представляет буддизм линии Карма Кагью, у них есть много центров в разных городах. Но претензий на здание нашего дацана у них нет. А говорить о других маленьких группах нет никакой надобности, потому что они не представляют собой крупную силу. Вообще, я могу констатировать, что все буддисты, которые проживают у нас в городе, приходят сюда и практикуют. Здесь решается вопрос внутренней толерантности, глубокого уважительного отношения друг к другу, осуществляются цели и задачи нашей религии – человека сделать счастливым, спокойным, мудрым, духовно и нравственно богатым. Об этом говорит буддизм, об этом мы говорим людям, и я думаю, что сейчас в таком направлении буддизм и развивается. Прихожане 90-х годов искали в буддизме некое чудо, волшебство и подобные качества. На протяжении многих лет существования дацана эта иллюзия была развеяна, и люди стали углубленно и сознательно практиковать буддизм.
– Далай-лама XIV однажды посетил дацан в Санкт-Петербурге. Как часто в дацане случаются визиты и учения высоких учителей из буддийских регионов России и из-за границы? Какой интерес эти визиты вызывают у прихожан, способствуют ли они популярности дацана?
В мае с.г. «Дацан Гунзэчойнэй» отметил 100-летие со дня освящения.	Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
В мае с.г. «Дацан Гунзэчойнэй» отметил 100-летие со дня освящения.    Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
– К нам приезжают учителя нашей, тибетской традиции, проводят здесь учения. Приезжают монахи из Гомана – тибетского монастыря, который сейчас расположен в Индии, они строят мандалы, проводят учения. Кроме того, мы очень тесно сотрудничаем с тайской общиной Санкт-Петербурга, монах из Таиланда тоже читает здесь лекции. Одновременно у нас в санкт-петербургском дацане практикует дзен-община. Именно такую умиротворяющую и объединяющую буддистов роль сегодня исполняет дацан. В мае мы официально отмечали столетие приезда XII главы буддистов России Пандито Хамбо Ламы Дашидоржи Итигэлова в наш дацан, это было большое религиозное событие для Санкт-Петербурга.
– Нуждается ли здание в ремонте? Как поддерживается его состояние?
– Позиция дацана такова, что ответственность за его сохранение, украшение и существование лежит на самих верующих. Из маленького труда наших обычных прихожан и соткана вся жизнь общины. Тем не менее мы рады, что государство признает ценность нашего здания, регулярно из бюджета города нам на те или иные виды работ выделяются средства. Те противоаварийные работы, которые необходимы, мы рассматриваем и подаем заявку, чтобы город выделил средства на реставрацию дацана. Тесное сотрудничество идет и с администрацией города, и с инстанциями, которые за это отвечают.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
447
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
490
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
703
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
582

Другие новости