Дмитрий Медведев выступает в Эвиане (Франция).
Фото Reuters
Картина складывающейся сейчас обстановки в мире, в том числе на евро-атлантическом пространстве, кардинальным образом отличается от той, которая была в 1990-е годы. А потому созданная в ту пору система безопасности ныне все чаще показывает свою неэффективность. Это проявилось во время нескольких региональных кризисов, главным образом в Косово. Августовский вооруженный конфликт в Закавказье также показал, что сложившиеся в конце прошлого века механизмы безопасности не работают.
Вот почему Москва предлагает прежде всего взглянуть на основополагающие принципы Хельсинкского акта, посмотреть, какие из них нуждаются в адаптации к современным условиям, а затем путем активного многостороннего переговорного процесса выйти на восстановление доверия в сфере обеспечения европейской безопасности и приступить к подготовке нового Договора о европейской безопасности. Данный вопрос, сообщили «НВО» в МИД РФ, предполагается обсудить на заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Хельсинки, запланированном на 4–5 декабря с.г.
ПОСТРОЕНИЕ НА ПРОЧНОМ ФУНДАМЕНТЕ
По мнению российской стороны, в основу, так сказать, «Хельсинкского акта-2» могли бы быть положены следующие «блоки».
Во-первых, в документе должно содержаться четкое подтверждение базовых принципов безопасности и межгосударственных отношений на евро-атлантическом пространстве. Имеются в виду приверженность добросовестному выполнению международных обязательств, уважение суверенитета, территориальной целостности и политической независимости государств, а также невмешательство во внутренние дела. Должны уважаться и другие принципы, которые вытекают из Устава ООН. Главное и новое, что Россия видит в этом смысловом блоке, – единообразная трактовка и соблюдение названных принципов.
Любое решение относительно ликвидации того или иного конфликта должно приниматься с согласия вовлеченных в него сторон. Нельзя ограничивать рамки переговорного процесса, нельзя применять инструменты принуждения в том случае, если они не предусмотрены Уставом ООН для решения такого рода вопросов. В противном случае закладываются проблемы на будущее, убеждены в российских военно-дипломатических кругах.
Во-вторых, в документе должны быть прописаны процедура и механизм урегулирования международных споров невоенными средствами в соответствии с Уставом ООН таким образом, чтобы стабильность международного мира и безопасности «выводили бы за скобки» дальнейшую дестабилизацию.
Новый договор, по мнению российской стороны, призван дать гарантии обеспечению равной безопасности, в том числе на основе подтверждения государствами евро-атлантического пространства трех «не»:
– не обеспечивать свою безопасность за счет безопасности других;
– не допускать в рамках любых военных союзов и коалиций действий, ослабляющих единство общего пространства безопасности, в том числе использование своей территории в ущерб безопасности других государств, миру и стабильности в Евроатлантике;
– не позволять, чтобы развитие военных союзов осуществлялось в ущерб безопасности других участников договора.
При этом, подчеркивают в МИД РФ, необходимо подтвердить уважение права любого государства на нейтралитет. Также в договоре должно быть прописано, что ни у кого, ни у одной международной организации или какого-либо государства, нет эксклюзивного права на поддержание мира и стабильности в Евроатлантике. Как подчеркнул президент РФ Дмитрий Медведев в своем выступлении в Эвиане, это в полной мере относится и к России.
В договоре, по словам представителей российского внешнеполитического ведомства и экспертов, могли бы найти отражение и базовые принципы развития режимов контроля над вооружениями, укрепления доверия, сдержанности и разумной достаточности в военном строительстве. В частности, он мог бы включать в себя такие принципы, как равенство прав, сбалансированность и взаимность, одинаковое уважение интересов безопасности государств, приверженность продолжению процесса контроля над вооружениями на основе переговоров, разумная достаточность военных потенциалов и ненаступательная оборона, отказ от дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил за пределами своих территорий.
В будущем договоре, считают специалисты, также важно было бы прописать новое качество взаимодействия, процедур и механизмов взаимодействия по таким направлениям, как распространение оружия массового уничтожения, терроризм, воинствующий сепаратизм, наркотрафик и другие виды трансграничной преступности.
По мнению российской стороны, в ходе работы над новым договором следовало бы оценить, насколько адекватны созданные когда-то международные структуры в области безопасности. При этом Россия не предполагает разрушать или ослаблять ничего из того, что уже имеется. Поэтому, отмечают в МИД РФ, все разговоры о том, что российское предложение нацелено на разрушение НАТО, ОБСЕ или какой-либо другой организации, не имеют под собой никаких оснований. Более того, в упомянутом выступлении президента Дмитрия Медведева было четко отмечено, что международные организации будут приглашаться для участия в переговорном процессе. В том числе НАТО, которая сегодня сама отделяет себя от совместных усилий, претендуя на роль единственного механизма в области безопасности на евро-атлантическом пространстве. «Речь идет о том, чтобы проанализировать, насколько адекватны эти структуры в нынешней ситуации, а дальше – договориться о гармонизации деятельности на основе единых правил работы», – подчеркнули в разговоре с корреспондентом «НВО» в МИД РФ.
«Конечной целью усилий мы видим развитие и совершенствование механизмов коллективного согласования на политическом и оперативном уровнях. Такие согласования должны быть нацелены на предотвращение и урегулирование конфликтов в Евроатлантике, содействие в решении международных проблем и развитие дружественных отношений и сотрудничества между государствами», – отметил наш собеседник из внешнеполитического ведомства страны.
По его словам, развитие механизмов коллективного согласования российская сторона видит на основе ряда принципов. Первый: приоритет поддержки центральной роли ООН в укреплении международного мира и безопасности. Второй: обязательство сотрудничать в соответствии с Уставом ООН с Советом Безопасности ООН, на который возложено право санкционировать принудительные действия для поддержания и восстановления международного мира и безопасности. Также необходимо проведение безотлагательных консультаций с участниками договора, ищущими поддержки в осуществлении своего права на индивидуальную или коллективную оборону, если их суверенитет, территориальная целостность или политическая независимость находятся под угрозой.
Эти принципы определены в Уставе ООН, но Россия предлагает еще раз зафиксировать их в новом документе.
НИ «ЗА», НИ «ПРОТИВ»
На сегодняшний день никто из западных партнеров Москвы, кроме Кипра (по мнению экспертов «НВО», в обмен на поставки наших вооружений), официально российскую идею о новом Договоре о европейской безопасности еще не поддержал. Но тем не менее ни одна из западных стран, включая США, не высказалась и против. Дмитрий Медведев предложил дать старт многосторонним переговорам по Договору о европейской безопасности на встрече на высшем уровне с участием глав всех евро-атлантических государств, включая США и Канаду, а также руководителей действующих в сфере евро-атлантической безопасности ключевых межправительственных организаций – ОДКБ, СНГ, НАТО, Евросоюза, ОБСЕ.
Будущая площадка, на которой можно было бы вести переговоры, также остается предметом дальнейших согласований. Гипотетически есть несколько вариантов. Один из наиболее простых – использовать возможности ОБСЕ. Тем более что в числе участников переговорного процесса Россия видит все 56 стран организации.
Есть предложение задействовать европейскую штаб-квартиру ООН в Женеве. Женевский вариант выглядит предпочтительнее, так как с самого начала это был бы процесс, свободный от негативной исторической памяти работы на площадке ОБСЕ. Имеется в виду принятая в 2000 году Хартия европейской безопасности. Этот документ оказался в значительной степени мертворожденным потому что именно процесс его подготовки был сужен до рамок постоянных представительств при ОБСЕ.
Переговорный процесс, который предлагается российской стороной по разработке нового договора, подразумевает, что в эту подготовку будут подключаться все более и более серьезные и весомые силы в государствах на евро-атлантическом пространстве, а на финальной стадии и руководство стран. Только так можно добиться серьезных, юридически обязывающих обязательств и их дальнейшего выполнения, убеждены российские специалисты.
Естественно, надо работать открыто, транспарентно, чтобы не создавалось впечатления, что есть какая-то скрытая повестка дня. Ее нет. Россия реально исходит из того, что необходима новая организация архитектуры безопасности. В противном случае проблемы в этой сфере будут все больше нарастать. Проблемы серьезные: дальнейшее расширение НАТО на восток, размещение американских противоракетных систем в странах Центральной Европы, продолжающийся кризис вокруг ДОВСЕ, не урегулированный до конца косовский вопрос, попытки возрождения политики сдерживания России и создание новых разделительных линий на континенте.
Вести честный, открытый разговор, по мнению ряда политологов, будет непросто. Прежде всего из-за неготовности к диалогу Вашингтона. Как ни парадоксально это звучит, но по некоторым вопросам США не находят нужным консультироваться и со своими ближайшими союзниками. Проблематика размещения элементов ПРО США в Чехии и Польше, например, даже не обговаривалась в рамках Евросоюза.
Российская Федерация исходит из того, отмечают в МИД РФ, что прежде всего должен быть процесс консультаций, а затем принятия совместных решений. Переговорный процесс предлагается вести по принципу «Хельсинки-2», то есть с широким привлечением экспертов, с поэтапным продвижением к конечной цели.