Недавно вице-премьер Сергей Иванов сообщил, что «после событий в Южной Осетии, ряда других решений и президента, и председателя правительства по поводу переоснащения Вооруженных сил» гособоронзаказ на следующий год будет увеличен на 60 млрд. руб. Тем более, подчеркнул Иванов, что дополнительные 60 млрд. руб. – это не только в чистом виде перевооружение армии, но и поддержка нашего высокотехнологичного сектора экономики.
Одновременно начальник вооружения ВС РФ – замминистра обороны генерал-полковник Владимир Поповкин предложил изменить закон о формировании гособоронзаказа, чтобы оперативно вносить в него коррективы. «В случае, если возникает нестабильная ситуация и требуется оперативное решение задач, законы становятся просто непреодолимым препятствием. По недавним событиям на Северном Кавказе – в Южной Осетии и Абхазии – это подтвердилось в полную силу», – сказал генерал.
Кроме того, Владимир Поповкин заявил, что «необходимо разработать механизм компенсации роста цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, при котором возможно закупать необходимое количество продукции Министерству обороны, а предприятиям – обеспечить рентабельное производство». Замминистра отметил также, что время показало несовершенство существующей законодательной базы по части размещения оборонного заказа и финансирования его исполнения. По словам генерала, практика применения соответствующих законов за последние два года свидетельствует о значительных неоправданных потерях времени на размещение заказов, особенно если заранее известно, что в России имеется только один исполнитель по необходимому направлению. В части вооружения это касается как минимум половины всего ГОЗа.
Таким образом, правая рука не имеет ни малейшего понятия о том, что делает левая. Действующая система размещения гособоронзаказа и его финансирования не отвечает никаким требованиям: ни мирного времени (особенно в условиях финансового кризиса), поскольку ведет к нерентабельности предприятий, ни военного – ибо не позволяет обеспечивать войска необходимой продукцией в нужных количествах. Тем не менее заказ будет увеличен на 60 млрд. руб. при сохранении нынешней системы.
Что вполне естественно. Со страниц «НВО» уже не раз говорилось о том, что в России до сих пор нет внятной концепции военного строительства, отсутствует четкая и ясная формулировка, какая армия нам нужна и почему именно такая. А это, как несложно понять, основа всего. Если данный вопрос не решен, то как определить, какова должна быть численность личного состава, количество и качество вооружений, видовая и территориальная структура ВС и т.д.?
По этой причине, в частности, сложилась ситуация, когда предприятия отечественного оборонно-промышленного комплекса, зарабатывающие на экспорте за рубеж хорошо освоенного, но морально устаревшего советского оружия, навязывают эти же образцы собственной армии. А неотлаженность и непрозрачность механизма финансирования ГОЗа приводят к тому, что даже это устаревшее вооружение закупается в микроскопических количествах. В результате – полностью обессмысливает его производство.
И никакой печальный опыт нас ничему не учит – ни войн, ни финансового кризиса. О чем свидетельствует приведенный выше заочный диалог между вице-премьером Ивановым и генералом Поповкиным. Изменение нынешней системы затронет множество интересов (в том числе коммерческих), при этом потребует очень серьезной законодательной работы и даже ломки менталитета «генералов ОПК», которые все еще не готовы жить в условиях рыночной экономики.
Но есть подозрения, что нынешняя Госдума на такую работу просто не способна, ее ведь формировали не для писания законов, а для «одобрямса» в советском стиле. А у руководства ОПК слишком велики лоббистские возможности, чтобы отстаивать выгодное им положение вещей. Интересы же армии, как всегда, останутся на последнем месте, поскольку ее лоббистские возможности, увы, минимальны.