0
1479
Газета Реалии Интернет-версия

26.12.2008 00:00:00

Ни для мирного, ни для военного времени

Александр Храмчихин

Об авторе: Александр Анатольевич Храмчихин - заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа.

Тэги: гособоронзаказ, закон, армия


Недавно вице-премьер Сергей Иванов сообщил, что «после событий в Южной Осетии, ряда других решений и президента, и председателя правительства по поводу переоснащения Вооруженных сил» гособоронзаказ на следующий год будет увеличен на 60 млрд. руб. Тем более, подчеркнул Иванов, что дополнительные 60 млрд. руб. – это не только в чистом виде перевооружение армии, но и поддержка нашего высокотехнологичного сектора экономики.

Одновременно начальник вооружения ВС РФ – замминистра обороны генерал-полковник Владимир Поповкин предложил изменить закон о формировании гособоронзаказа, чтобы оперативно вносить в него коррективы. «В случае, если возникает нестабильная ситуация и требуется оперативное решение задач, законы становятся просто непреодолимым препятствием. По недавним событиям на Северном Кавказе – в Южной Осетии и Абхазии – это подтвердилось в полную силу», – сказал генерал.

Кроме того, Владимир Поповкин заявил, что «необходимо разработать механизм компенсации роста цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, при котором возможно закупать необходимое количество продукции Министерству обороны, а предприятиям – обеспечить рентабельное производство». Замминистра отметил также, что время показало несовершенство существующей законодательной базы по части размещения оборонного заказа и финансирования его исполнения. По словам генерала, практика применения соответствующих законов за последние два года свидетельствует о значительных неоправданных потерях времени на размещение заказов, особенно если заранее известно, что в России имеется только один исполнитель по необходимому направлению. В части вооружения это касается как минимум половины всего ГОЗа.

Таким образом, правая рука не имеет ни малейшего понятия о том, что делает левая. Действующая система размещения гособоронзаказа и его финансирования не отвечает никаким требованиям: ни мирного времени (особенно в условиях финансового кризиса), поскольку ведет к нерентабельности предприятий, ни военного – ибо не позволяет обеспечивать войска необходимой продукцией в нужных количествах. Тем не менее заказ будет увеличен на 60 млрд. руб. при сохранении нынешней системы.

Что вполне естественно. Со страниц «НВО» уже не раз говорилось о том, что в России до сих пор нет внятной концепции военного строительства, отсутствует четкая и ясная формулировка, какая армия нам нужна и почему именно такая. А это, как несложно понять, основа всего. Если данный вопрос не решен, то как определить, какова должна быть численность личного состава, количество и качество вооружений, видовая и территориальная структура ВС и т.д.?

По этой причине, в частности, сложилась ситуация, когда предприятия отечественного оборонно-промышленного комплекса, зарабатывающие на экспорте за рубеж хорошо освоенного, но морально устаревшего советского оружия, навязывают эти же образцы собственной армии. А неотлаженность и непрозрачность механизма финансирования ГОЗа приводят к тому, что даже это устаревшее вооружение закупается в микроскопических количествах. В результате – полностью обессмысливает его производство.

И никакой печальный опыт нас ничему не учит – ни войн, ни финансового кризиса. О чем свидетельствует приведенный выше заочный диалог между вице-премьером Ивановым и генералом Поповкиным. Изменение нынешней системы затронет множество интересов (в том числе коммерческих), при этом потребует очень серьезной законодательной работы и даже ломки менталитета «генералов ОПК», которые все еще не готовы жить в условиях рыночной экономики.

Но есть подозрения, что нынешняя Госдума на такую работу просто не способна, ее ведь формировали не для писания законов, а для «одобрямса» в советском стиле. А у руководства ОПК слишком велики лоббистские возможности, чтобы отстаивать выгодное им положение вещей. Интересы же армии, как всегда, останутся на последнем месте, поскольку ее лоббистские возможности, увы, минимальны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1269
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1118
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2138
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
958

Другие новости