0
1798
Газета Реалии Интернет-версия

23.01.2009 00:00:00

Россия–НАТО: четыре острых вопроса

Тэги: россия, нато, сотрудничество


россия, нато, сотрудничество Яап де Хооп Схеффер убежден, что Россия и НАТО нужны друг другу.
Фото Reuters

13 января прозвучало суровое заявление заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал-полковника Анатолия Ноговицына, суть которого сводилась к тому, что Россия готова возобновить сотрудничество с НАТО в военной сфере в случае, если США признают ошибочность своей негативной реакции на действия Москвы в отношении Грузии в августе 2008 года. Однако ответ генерального секретаря Североатлантического альянса на столь категоричное требование оказался более чем мягким. Несколько дней спустя Яап де Хооп Схеффер счел должным отметить, что «НАТО и Россия нужны друг другу». Генсек также подчеркнул, что Москва «была и остается важным партнером» Брюсселя.

РЕАНИМАЦИЯ «УГРОЗЫ» НЕ СОСТОЯЛАСЬ

Между тем, по мнению большинства российских и значительной части международных экспертов, в отношениях между РФ и НАТО сегодня по-прежнему существуют четыре основные проблемы. Это, во-первых, возобновление собственно политического диалога между Москвой и Брюсселем; во-вторых, перспективы членства в альянсе Украины и Грузии; в-третьих, позиция стран НАТО по ДОВСЕ и, в-четвертых, развертывание элементов американской ПРО в Европе.

Поскольку точка зрения Москвы на существо названных проблем большинству читателей «НВО» хорошо известна, следует подробно изложить мнение Брюсселя.

Что касается возобновления политического диалога между Россией и Североатлантическим союзом, прежде всего – в рамках Совета Россия–НАТО (СРН), то наиболее детально высказался на сей счет Совет альянса на уровне министров иностранных дел, прошедший в декабре прошлого года. Главы внешнеполитических ведомств государств – участников НАТО пришли к единой позиции: необходимо размораживание, но дозированное, отношений с Россией. Реализовывать эту задачу поручено генеральному секретарю НАТО Яапу де Хоопу Схефферу. Участники заседания также разрешили проведение неофициальных заседаний СРН на уровне послов.

По мнению российских экспертов, хотя этот процесс и обставлен рядом ограничений, решение министров иностранных дел означает, что альянс возвращается на позиции реализма. Особо отрадно, отметил в разговоре с корреспондентом «НВО» представитель российских военно-дипломатических кругов, что большинство членов НАТО не пошло на поводу ряда стран, выступивших с инициативой реанимировать идею «угрозы с Востока», и осознало непродуктивность замораживания диалога с Россией по ключевым вопросам безопасности.

Наши источники в МИД РФ заявили, что Россия в дальнейшем в отношениях с НАТО будет действовать, исходя из уроков событий августа 2008 года, когда альянс, руководствуясь логикой «свой – чужой», не предпринял шагов по предотвращению военной авантюры Тбилиси и занял одностороннюю позицию поддержки режима Саакашвили. И тогда же, вопреки положениям Римской декларации (основополагающий документ по деятельности Совета Россия–НАТО) о созыве консультаций в рамках СРН в случае осложнения ситуации, ряд членов альянса заблокировали диалог в этом формате.

Сегодня сотрудничество по целому ряду направлений деятельности СРН по-прежнему остается замороженным. И, как подчеркивают в российских военно-дипломатических кругах, это произошло не по инициативе Москвы. «Россия готова к возобновлению отношений, но будет делать это на основе учета взаимных интересов, а не по принципу необходимости взаимодействия только со стороны НАТО: нужна Россия в определенных вопросах, с ней по ним и будут взаимодействовать, а в других – нет», – пояснил нашему корреспонденту высокопоставленный представитель МИД РФ.

По его словам, «иллюзию партнерства Москва поддерживать не намерена» и не видит сегодня оснований для спешки в возобновлении контактов с Брюсселем. Тем более что российское военно-политическое руководство убеждено: у Североатлантического союза нет монополии на определение графика и условий размораживания сотрудничества. Пока же очевидно, что процесс этот будет непростой и потребует времени. И начинать его, скорее всего, придется с истоков сегодняшней ситуации: с серьезного разговора об августовских событиях на Кавказе, от которого натовцы предпочли в свое время воздержаться.

Выход из сложившейся ситуации, по мнению некоторых политологов, для альянса будет возможен только в случае готовности лидеров входящих в него государств восстановить основополагающую формулу Римской декларации: все 27 членов Совета РФ–НАТО выступают в национальном качестве, совместно и на равноправной основе участвуют в поиске точек соприкосновения в решении проблем безопасности, представляющих взаимный интерес. «Для возобновления полноценного взаимодействия в рамках СРН Россия считает необходимым соблюдение всеми его членами основополагающих принципов: неделимость безопасности и необеспечиваемость своей безопасности за счет безопасности других. Как это и было зафиксировано в документах Россия–НАТО», – подчеркивают собеседники «НВО».

БЕЗ ПДЧ НЕ ПРОЙДУТ

Американцам не удалось на декабрьском заседании глав внешнеполитических ведомств альянса продавить План действий для членства (ПДЧ) в НАТО для Киева и Тбилиси. Провалом закончилась и попытка обойти ПДЧ через запуск для Украины и Грузии ежегодных национальных программ. На своей встрече министры иностранных дел входящих в альянс государств было четко зафиксировано, что реализация таких программ не отменяет для стран-абитуриентов выполнения ПДЧ. Тем не менее многие российские эксперты видят попытки США создать иллюзию, что интеграционные перспективы для Украины и Грузии необратимы и точка невозврата пройдена.

Политологи обращают внимание и на то, что, несмотря на подтверждение в декабре в коммюнике Совета министров иностранных дел НАТО решений Бухарестского саммита альянса и констатацию достигнутого Украиной и Грузией прогресса, в Брюсселе все же пришлось признать, что и Тбилиси, и Киев очень далеки от членства в Североатлантическом союзе и не соответствуют предъявляемым к этому требованиям. По мнению российских специалистов, отсутствие поддержки идеи подключения Украины и Грузии к ПДЧ со стороны большинства в альянсе отражает понимание рисков форсированного втягивания этих стран в НАТО.

Позиция Москвы заключается в том, что искусственное форсированное втягивание Киева и Тбилиси в альянс, в том числе вопреки мнению большей части граждан Украины, не добавляет в отношения между Россией и НАТО позитивных моментов, а наоборот, подвергает их угрозе.

ВСЕ СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА┘

К сожалению, ничего нового в последнее время не появилось и в позиции НАТО, касающейся реализации статей Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). По-прежнему звучат тезисы о том, что ДОВСЕ является краеугольным камнем европейской безопасности, выражается обеспокоенность российским мораторием. Которого, отметим, могло и не быть, ратифицируй страны НАТО адаптированный ДОВСЕ.

Разработанный США и поддержанный другими государствами – членами альянса так называемый План параллельных действий в его нынешнем виде, по оценке российских экспертов, остается непроходным. Прежде всего потому, что до сих пор представляет лишь перечень шагов, которые Россия должна сделать навстречу странам НАТО в обмен на их достаточно абстрактное обещание рассмотреть российские озабоченности по договору в неком неопределенном будущем.

«На Чрезвычайной конференции участников ДОВСЕ в 2007 году Россия выдвинула конкретные и далеко идущие инициативы по восстановлению жизнеспособности договора. И План параллельных действий – лишь попытка ответа на них. Кроме того, за последние месяцы Россией был выдвинут ряд новых предложений. И паузу в разговоре по ДОВСЕ после августовских событий прошлого года взяла не российская сторона», – пояснил позицию России высокопоставленный источник «НВО» в МИД РФ. По его словам, Москва по-прежнему остается открытой к диалогу по ДОВСЕ.

Однако Россия твердо исходит из того, что странам НАТО необходимо не на словах, а на деле уважать интересы другой стороны. И не увязывать эту тему с другими. Например, с вопросами так называемых «замороженных конфликтов» на постсоветском пространстве, заявил в разговоре с корреспондентом газеты высокопоставленный представитель МИД РФ.

СНОВА О ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЕ

На всех уровнях сегодня подтверждается неизменность курса Брюсселя на создание интегрированной системы противоракетной обороны Североатлантического альянса в Европе. Обращает на себя внимание и решение о сопряжении предполагаемого развертывания в Польше и Чехии третьего позиционного района глобальной ПРО США и натовских усилий в данной сфере.

Но одновременно главы внешнеполитических ведомств государств – участников альянса на той же декабрьской встрече высказались за укрепление сотрудничества в области противоракетной обороны с Россией. У отечественных экспертов это вызывает неоднозначную реакцию. С одной стороны, заявление о намерении продолжать взаимодействие с Москвой по вопросам ПРО в России восприняли как позитивный шаг, в том числе и потому, что эта работа была фактически прекращена после августовских событий на Кавказе. Самостоятельно возвращаясь к некоторым формам сотрудничества, альянс, по сути, признает неадекватность своей первой реакции на события в Южной Осетии. С другой стороны, по мере того, как курс НАТО на создание интегрированной европейской ПРО приобретает более конкретные формы, становится все очевиднее, что участие России в формировании ее концепции и, стало быть, в определении ее направленности не предусматривается.

При этом российские специалисты, разумеется, не могут закрывать глаза на уже упоминавшееся выше подключение к интегрированной европейской системе элементов глобальной ПРО США, которые намечено развернуть в Польше и Чехии. А это, по мнению экспертов, дает основания утверждать, что создаваемая система европейской ПРО будет иметь значительный антироссийский потенциал.

Тем не менее, заверили корреспондента газеты в МИД РФ, Москва не снимает с повестки дня задачу сотрудничества с США и НАТО в противодействии распространению ракет и ракетных технологий. «Москва готова к конструктивному и равноправному диалогу в оценке существующих и потенциальных ракетных угроз и реагированию на них», – подчеркивают в российском внешнеполитическом ведомстве.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1113
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1760
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1614
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
3029

Другие новости