0
1739
Газета Реалии Интернет-версия

19.06.2009 00:00:00

Щит Содружества дал трещину

Тэги: одкб, лукашенко, минск


одкб, лукашенко, минск Белорусский президент свою армию от себя не отпускает.
Фото Reuters

В Москве прошел саммит глав государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Из семи президентов стран-участниц этого военно-политического союза – Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, России и Узбекистана в Первопрестольной не было только Александра Лукашенко. Он, как видно, всерьез обиделся на российские власти за «экономическую дискриминацию» – ограничение на ввоз белорусской молочной продукции, установленное Роспотребнадзором.

ПЯТЕРКА ПЕРВЫХ

Правда, сложности в двусторонних отношениях между Москвой и Минском все-таки не смогли нарушить работу саммита глав государств ОДКБ. И отказ Лукашенко от его посещения договоренностей межу ними не сорвал. Лидеры пяти стран – Армении, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и России – все же подписали Соглашение о создании Коллективных сил оперативного реагирования. В КСОР должны войти десантно-штурмовые и специальные бригады, а также подразделения специального назначения от каждой страны.

Их задача – противодействовать распространению наркотиков, бороться с террористами, защищать суверенитет и территориальную целостность Содружества Независимых Государств. Семь минус два, шутили наблюдатели, все равно «пятерка». А это отличная оценка.

Уже известно, что в Коллективные силы оперативного реагирования больше всего войск выделит Россия – 98-ю гвардейскую дивизию ВДВ и 31-ю гвардейскую десантно-штурмовую бригаду. По десантно-штурмовой бригаде должны были предоставить Армения, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан, а Киргизия – разведывательно-десантную роту. В силы специального назначения КСОР планировалось включить подразделения спецназа от органов внутренних дел этих стран, а также внутренних войск, органов безопасности и специальных служб, представителей МЧС. В частности, от России – отряд милиции особого назначения «Зубр» и отряд милиции специального назначения «Рысь». От Белоруссии – специальный отряд быстрого реагирования бригады специального назначения внутренних войск МВД республики, от Киргизии – тоже специальный отряд быстрого реагирования┘ Всего в КСОР должно быть от 15 до 20 тысяч высокопрофессиональных бойцов. Обещали вооружить их всем необходимым оружием, военной техникой и системами обеспечения боя. «Не хуже, чем в НАТО», – сказал Дмитрий Медведев.

Договоренности об этом были достигнуты на саммите министров обороны стран – членов ОДКБ за неделю до встречи глав государств. Там же стало известно и об «особой позиции» Узбекистана. Он выдвинул ряд условий, которые должны быть в перспективе работы ОДКБ согласованы с его национальным законодательством. А пока этого не произошло, Ташкент, поддерживая идею о КСОР, на время откладывал подписание соглашения. Остальные обещали его затвердить. Не получилось.

Произошла неувязка с Белоруссией. Ее десантно-штурмовую бригаду и специальный отряд быстрого реагирования от Внутренних войск республики в состав КСОР не включили. Как и десантно-штурмовую бригаду Узбекистана. По известной причине. Минск, как и Ташкент, являясь членом ОДКБ, не стал членом КСОР.

И хотя в столице Белоруссии утверждают, что без подписи руководителя республики соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования недействительно, в самой Организации Договора о коллективной безопасности считают иначе. Пресс-секретарь ОДКБ Виталий Струговец объяснил, что принцип консенсуса, которым руководствуются в организации, означает только то, что если ни от кого из членом ОДКБ нет официального отказа от самой идеи и решения о создании КСОР, то сами Коллективные силы оперативного реагирования считаются созданными. Даже если пока под этим соглашением нет подписей всех членов ОДКБ.

Напомним, что руководство Узбекистана всегда имело свое особое мнение по поводу коллективных сил. Реально Ташкент никогда не входил ни в одну из военных структур ОДКБ. С Белоруссией другое дело. Она с первого дня создания Организации Договора о коллективной безопасности была самым активным ее членом, особенно тогда, когда республику возглавил Александр Лукашенко. И то, что из-за «молочного конфликта» с Москвой он вдруг распространит свою обиду на ОДКБ, откажется подписать Соглашение о создании Коллективных сил оперативного реагирования, стало для всех сюрпризом.

Правда, некоторые наблюдатели утверждают, и с их логикой трудно не согласиться, что отказ президента Белоруссии от визита в Москву на саммит глав государств Организации Договора о коллективной безопасности и от подписания Соглашения о Коллективных силах оперативного реагирования (КСОР) из-за «экономической дискриминации» со стороны России можно было ожидать. Почему?

В ПОЗИЦИИ БАТЬКИ ЕСТЬ СВОЯ ЛОГИКА

Александр Лукашенко, говорят эксперты, несмотря на свои заявления о приверженности идее коллективной обороны и безопасности, всегда ставил интересы своей страны и личной власти выше интересов своих партнеров – членов ОДКБ. Многие эпизоды из истории организации это доказывают. И тому есть масса примеров. Вот один из самых, так сказать, «многолетних».

В рамках Организации Договора о коллективной безопасности существует Объединенная система ПВО. Наиболее успешно работает она на российско-белорусском направлении. Военные двух стран на постоянной основе обмениваются информацией об обстановке в воздушном пространстве над Белоруссией и Европейской частью России, проводят совместные учения и стрельбы, в основном на российском полигоне в Астраханской области, Москва поставляет Минску на льготных основах зенитно-ракетные комплексы, в том числе и С-300┘

Но есть вопрос о более тесной интеграции двух систем. Современный бой очень скоротечный. Все последние войны, как знают специалисты, начинались с ударов с воздуха, и важно не терять времени на согласование действий между двумя странами, если вдруг над территорией того или другого государства появится вражеский бомбардировщик или крылатая ракета. Необходимо иметь единое командование объединенной системы ПВО, которое получит право принимать решение по уничтожению цели.

Разговор о создании такого командования шел на протяжении десяти с лишним лет. Но подписание соглашения раз за разом откладывалось. Под тем или иным надуманным предлогом. А, по сути, только потому, что Александр Лукашенко никак не хотел делиться даже малой толикой суверенитета своей страны. Ведь в случае чего, решение о прекращении полета чужого самолета в небе Белоруссии должны были бы принимать в Подмосковье на ЦКП единой системы ПВО. Наконец, договоренность о создании единого командования зимой этого года была достигнута. Но кандидатуру командующего опять никак не могут согласовать. Единое командование не действует.

Другой пример. Белоруссия – член ОДКБ с первых дней его создания. Но никто из известных военных экспертов, кого автор ни опрашивал, никак не мог вспомнить, в каких тактических или оперативно-тактических учениях в рамках Организации Договора о коллективной безопасности за пределами территории Белоруссии принимали участие белорусские воинские подразделения. Самому мне неоднократно доводилось бывать на подобных маневрах ОДКБ, и тоже не припомню, чтобы там присутствовали белорусские солдаты и офицеры. Что неудивительно. В своей президентской программе Александр Лукашенко заявлял, что «ни один белорусский солдат больше никогда не будет воевать за пределами республики», и неукоснительно выполняет свое обещание.

Все многонациональные учения, в которых принимают участие белорусские части и подразделения, проходят на земле Полесья и ими неизменно руководит сам Лукашенко. Иногда с младшим сыном – Колей. Как с участием белорусской десантно-штурмовой бригады действовали бы Коллективные силы оперативного реагирования, например на центральноазиатском направлении, остается только догадываться. Что-то мне подсказывает, что они там могли и не появиться, даже есть бы президент Белоруссии вопреки «молочному демаршу» приехал в Москву и подписал бы соглашение о создании КСОР.

Мы много раз слышали и продолжаем слышать, что «Белоруссия – западный форпост Содружества», что «десять миллионов белорусов защищают Россию от танков НАТО», что Минск «бескорыстно участвует в защите безопасности России», не получая ни копейки за размещенные на территории республики российские военные объекты – Центр дальней связи ВМФ в Вилейке и Станцию предупреждения о ракетном нападении под Барановичами, в Ганцевичах. И «это чего-нибудь да стоит»... Потому что если Минск выйдет из совместных военных договоренностей, то Москве придется тратить бешеные финансовые средства на организацию оборонительной инфраструктуры на западном ТВД. Сейчас там у нее ничего нет.

Все так. И спорить с этим бессмысленно. Но нельзя забывать, что основные заказы на производство оборонной продукции белорусским заводам поступают от российского Минобороны. Москва платит серьезные деньги Минскому заводу колесных тягачей за тележки для стратегического подвижного ракетного комплекса «Тополь-М», за шасси для зенитно-ракетных систем С-300 и С-400, оперативно-ракетного комплекса «Искандер-М», за другую военную продукцию других белорусских предприятий. Без российских оборонных заказов этим заводам пришлось бы совсем непросто. Других потребителей подобной продукции и в таких объемах у них просто нет. Да и безопасность, суверенитет и территориальную целостность самой Белоруссии обеспечивает не только армия нашего соседа и ОДКБ, но еще и верные своему союзническому долгу Ракетные войска стратегического назначения России, вообще все ее стратегические ядерные силы сдерживания. А это тоже чего-то да стоит.


А вот белорусские десантники за пределами РБ свое боевое мастерство не демонстрировали ни разу...
Фото Виктора Литовкина

СОЮЗНИЧЕСКИЙ ДОЛГ

Возникает естественный вопрос. Должны ли соседи-братья, тем более связанные не одним договором о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, считать, кто больше, а кто меньше вложил в их общую оборону, кто честно, а кто недостаточно честно выполняет свой союзнический долг? Ведь существует мнение (и его придерживаются очень многие люди), что, отказавшись подписывать соглашение о КСОР, Александр Лукашенко совершенно прав – интересы его страны и личной власти, безусловно, выше любых союзнических обязательств. О чем тут спорить?

Каждый волен поступать и мыслить по-своему. Но, по-моему, надо четко разделять – или ты абсолютно суверенный человек и поступаешь, как выгодно лично тебе в бытовом и ином плане, или ты все же связан какими-то договорными, юридически обязывающими соглашениями со своими родственниками, друзьями, партнерами, наконец. Невозможно долгое время быть и нашим, и вашим. Среди порядочных людей принято выбирать что-то одно. Кто поверит тебе, если ты готов в последнюю и, может быть, решающую минуту под тем или иным благовидным предлогом отказаться от данного ранее слова? Подвести своих друзей и партнеров?

А ситуация с соглашением о КСОР, хотим мы того или не хотим, сегодня складывается именно так. Впрочем, не только с Коллективными силами оперативного реагирования. Как выясняется, после отказа от соглашения о КСОР глава Белоруссии подписывает соглашение с ЕС о «Восточном партнерстве». И сразу возникает резонный вопрос: и при чем тут «молочный конфликт»?

Просто руководители Белоруссии, несмотря на все широковещательные заявления, не готовы реально участвовать в системе коллективной безопасности, в развертывании и применении своих войск в коалиционных силах за пределами своей территории. И «экономическая дискриминация», как становится очевидно, тут играет далеко не первую скрипку.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1025
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1666
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1509
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2836

Другие новости