0
3699
Газета Реалии Интернет-версия

15.01.2010

Из офицеров создадут молчаливое сословие

Тэги: вс, реформа, кодекс


вс, реформа, кодекс Береги честь смолоду.
Плакат Марии Маризе–Краснокутской. 1947 год.

В 2010 году на 3-м Всеармейском совещании офицеров армии и флота, посвященном формированию коллективной этики российского офицера, будет принят кодекс чести российского офицера. Под руководством статс-секретаря – замминистра обороны Николая Панкова до 1 февраля 2010 года в воинских частях, общевойсковых бригадах и на кораблях пройдет широкомасштабная дискуссия, связанная с обсуждением кодекса, основы которого сейчас вырабатываются в Минобороны.

Это будет первый писаный кодекс офицерской чести в российской армии. До революции небезосновательно считалось, что нравственный закон изначально заложен в сознании военного человека, и, если требуется его предписывать и внедрять, значит, нравственное разложение армии достигло предела.

ДВОРЯНСКИЙ ДУХ

В современной Российской армии речь о кодексе чести идет с 1990-х годов. Самый известный проект создали полковники запаса Александр Савинкин и Игорь Домнин при участии группы специалистов в сфере военной социологии и психологии. В основе лежат дореволюционные традиции, что отражено в постулате: «Стремление к чести побуждает офицеров быть цветом нации, воплощением аристократизма, дворянского духа и рыцарства, руководствоваться нормами высшей нравственности...». В 25 пунктах собраны все обязанности офицера, прописанные в уставах и законах, плюс моральные запреты: «избегать распутства, пьянства, бранных слов, азартных игр, участия в финансовых спекуляциях, политической борьбе».

Понятно, что такой сословно-кастовый кодекс появился как ответ на крушение коммунистической морали и связан с неприятием демократических ценностей, олицетворением которых стала эпоха дикого капитализма и чиновничьего беспредела.

Странно, что авторы кодекса, отлично знакомые с положением дореволюционной армии, не видят, что в начале ХХ века русская армия была точно в таком же положении, что и сейчас.

«Из числа строевых офицеров все более способное, самостоятельное и предприимчивое постепенно находит себе выход на сторону. Остаются в рядах войск, кроме редких любителей военного дела, по преимуществу самые неразвитые и инертные». Это написал генерал Евгений Мартынов в книге «Из печального опыта Русско-японской войны», изданной в 1907 году. В 1913 году его уволили с должности начальника дивизии за критику военных порядков. Для решения «офицерского вопроса», находящегося в «плачевном состоянии», Евгений Мартынов предлагал комплекс мер, актуальных и сегодня, в том числе: «Вывести столь глубоко укоренившееся в русской армии хамство, преследуя не только дерзость младшего по отношению к старшему, но также и всякую грубость начальника относительно подчиненного».

С ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ

С противоположных позиций подходит доктор философских наук, генерал-майор в отставке Юрий Киршин. Основой нравственности он считает военную идеологию государства. По его мнению, «один из важнейших принципов военной идеологии РФ должен заключаться в том, чтобы Вооруженные силы, военная организация России в целом как в мирное, так и в военное время соответствовали демократическому правовому государству с рыночной экономикой». Но, отмечает Юрий Киршин, многие российские генералы и офицеры боятся гласности, гражданского контроля, боятся, что демократия подорвет единоначалие и дисциплину.

«В основе внутренней безопасности лежат такие ценности, как социальная справедливость, защита прав граждан, общественное согласие, наличие консенсуса, отрицание насилия для преодоления политических разногласий». В этом же ряду стоят «свобода личности от насилия, человеческое достоинство, соблюдение прав, гуманное отношение начальников к подчиненным», – считает Юрий Киршин.

Разве эти демократические ценности противоречат воинским уставам? Нет, это противоречит лишь начальственному самодурству. И вполне может статься, что именно эти категории в кодекс чести не войдут.

Понятие «воинская честь» зависит от исторической эпохи и общественного устройства. В Советской военной энциклопедии она трактуется так: «внутренние нравственные качества и принципы воина, характеризующие его поведение, отношение к выполнению воинского долга; одна из категорий этики воинской». В словаре Владимира Даля два понятия чести. Это «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть», и – «условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое».

В Книжке красноармейца 1918 года и Дисциплинарном уставе 1919 года сказано: «Революционная воинская честь есть сознание собственного достоинства как воина-революционера Рабоче-Крестьянской Красной Армии и гражданина свободной страны, исполняющего по совести свой долг». Уберите слова про революцию и – лучше не скажешь! Совесть в основе всего. А ее никакими кодексами не привьешь. Ее надо с детства закладывать. А кто у нас детей воспитывает? Голливуд, «Дом-2» и бандитские сериалы про «бригаду». Вот и приходят в армию молодые офицеры, уверенные, что миром правят деньги и грубая сила. Со школьной программы надо начинать, с телевидения...

ПОНАДОБИЛОСЬ СПЛОТИТЬ

«Честь» и «честность» – слова однокоренные. Любой порядочный человек должен обладать такими качествами, как честность, справедливость, уважение к людям. И в кодексе чести офицера они наверняка будут прописаны. Но будет ли это означать, что этих принципов станут придерживаться генералы и старшие офицеры в отношении подчиненных?

В одном из госпиталей Минобороны, где имеются коммерческие палаты, по итогам 2009 года выдали из доходов денежные премии. Все начальство получило от 160 тысяч до миллиона рублей. А врачи, медицинский и обслуживающий персонал, кто создает эти самые доходы, не получил ни копейки сверх окладов. О каком кодексе чести офицера после этого может идти речь?

Впрочем, военных врачей, как известно, в ходе реформы разофицерили и распогонили. Они теперь люди гражданские. Каковы должны быть взаимоотношения офицеров с простыми гражданами, в кодексе, наверное, тоже пропишут. Пока руководство Минобороны РФ граждан не любит, особенно гражданские СМИ. Даже информация о создании кодекса чести российского офицера поступила в информагентство из какого-то анонимного источника в Минобороны.

Давно известно: офицеры – душа армии. Солдаты – люди временные, приходят и уходят, а офицер армией живет. И если в армии воровство, преступность, разгильдяйство, дедовщина и прочий негатив, то виноваты в этом не только общество и школа. Одна из важнейших миссий офицера – воспитывать подчиненных, в том числе собственным примером. Если офицер позволяет себе грубую брань и рукоприкладство, то в казарме по ночам будет сущий беспредел. Если генерал хамит подчиненным и обращает в свою пользу вверенное ему имущество, разлагается всё соединение.

Но на генералов, похоже, кодекс распространяться не будет. Если у нас мигалки и спецномера позволяют отменять правила дорожного движения, то почему большие генеральские звезды не могут иметь такой же эффект в отношении какого-то там кодекса?

После армейской реформы, тайком придуманной в кулуарах, проведенной бесцеремонно и жестко, трудно воспринимать серьезно министерскую идею о кодексе чести. Все уже привыкли, что инициативы сверху ничего хорошего для основной массы военнослужащих не несут. Наградные деньги по аморальному в сути своей приказу № 400 перессорили целые подразделения. Повышение в разы окладов аппарату Минобороны оставило острое ощущение несправедливости у строевых офицеров, особенно в далеких гарнизонах. Теперь вот кодекс предлагают, о котором десять лет и слышать не хотели.

Кодекс чести офицера срочно понадобился именно после погрома офицерского корпуса, названного приданием нового облика Вооруженным силам. Реформа эта вызвала массовое недовольство. Во что оно выльется, неизвестно. В милиции, например, появился майор Дымовский, выступивший с обвинениями в Интернете. И у него тут же нашлись последователи.

Поспешное создание свода корпоративной этики, прокламирующего братство лейтенанта и генерала, – отличный способ стравливания пара методом дискуссионных обсуждений. Кодекс чести может оказаться действенным средством, чтобы манипулировать офицерским сообществом. Таким способом можно попытаться всех недовольных происходящим в армии сплотить в единое молчаливое сословие, отдельное от гражданского общества.


Настоящий офицер без всяких кодексов – хороший служака и примерный семьянин.
Фото из книги «Вооруженные силы РФ»

ГЕНЕРАЛЫ И ИДЕАЛЫ

В основе нравственного кодекса должны лежать идеалы. Не надо только их путать с идеологией. Это могут быть идеалы служения Родине, идеалы военного братства, добра и справедливости, гуманизма. В армии демократического государства гуманистический принцип «человек – мера всего» должен прийти на смену тоталитарному «солдата нечего жалеть – бабы еще нарожают». Лозунг «Мы за ценой не постоим!» должен остаться в историческом прошлом. Будет ли это обозначено в кодексе?

Пока есть все основания полагать, что кодекс чести послужит консервации старых представлений и подходов, что новый облик Вооруженных сил изменил лишь форму, оставив прежнее советское содержание военной нравственности. Что это еще одна уловка, дабы сдержать критику снизу неуклюжих и довольно бесчеловечных военных реформ.

Подрывают офицерскую мораль не только действия чиновников Минобороны. К этому приложили руку и законодатели. Никто ведь не считал, какой ущерб патриотизму и воинской чести нанесла свистопляска с законодательными изменениями символов воинской славы и просто символики. Эти изменения уместнее было бы назвать извращениями. Кощунственная корректировка Знамени Победы, монархически орлы, трехцветные звезды на самолетах – это всё называется вытравливанием исторической памяти и традиций.

Создание писаного кодекса чести российского офицера вполне укладывается в еще одну тенденцию: при том, что современная Российская армия остается в сущности советской, отсчет ее истории пытаются вести с 1917 года. Весь советский период пропускается и замалчивается. Исключение делается лишь для 9 Мая. Зато налицо попытки реанимировать отмершие традиции царской армии. Армейская символика, которая всегда является выражением идеологии, переполнена орлами, крестами, мечами, пылающими гренадами. В архивы сдаются прославленные знамена частей и соединений Великой Отечественной, расформирован 254-й гвардейский мотострелковый полк имени Героя Советского Союза рядового Александра Матросова. Из порохового дыма минувших веков на первый план вышли героические русские генералы и фельдмаршалы. Никто не спорит, они уже 200–300 лет служат примерами служения Отечеству. Но назовите пару героических подпоручиков или рядовых Отечественной войны 1812 года. Даже профессиональный историк задумается над таким вопросом.

А ведь это имеет прямое отношение к офицерской чести. После августовской войны 2008 года несколько военачальников были удостоены возрожденного ордена Св. Георгия, 12 человек получили звание Героя Российской Федерации. Хочется воскликнуть: «Список в студию!» Кто эти неизвестные герои? Есть большие подозрения, что в основном это генералы, которые и не приближались к линии фронта, потому и стесняются своих геройских регалий.

Велика ли честь быть офицером в армии, которая все больше приобретает черты сословной: «серая скотинка» – солдаты, «белая кость» – офицеры, «боги-громовержцы» – генералы. Впрочем, кодекса пока нет, гадать не станем. Вот когда его утвердят, тогда станет ясно, какую армию мы получили и что ее ждет.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Саудовская Аравия готова допустить подъем цен на нефть

Саудовская Аравия готова допустить подъем цен на нефть

0
482
Курц созывает коллег на "миграционный" саммит

Курц созывает коллег на "миграционный" саммит

Фемида Селимова

Канцлер Австрии основательно подготовился к встрече в Зальцбурге

0
426
Московская филармония запустит серию просветительских концертов-лекций для подростков

Московская филармония запустит серию просветительских концертов-лекций для подростков

0
389
Михаил Ларионов как будто в первый раз

Михаил Ларионов как будто в первый раз

Дарья Курдюкова

В Новой Третьяковке хотят восстановить справедливость ретроспективой авангардиста-изобретателя

0
604

Другие новости

Загрузка...
24smi.org