0
1174
Газета Реалии Интернет-версия

14.05.2010 00:00:00

Прорыв на черноморском направлении

Борис Подопригора

Об авторе: Борис Александрович Подопригора - член Экспертно-аналитического совета при комитете по делам СНГ и соотечественников Госдумы РФ.

Тэги: украина, россия, чм, севастополь


украина, россия, чм, севастополь Еще недавно невозможно было представить совместный парад ВС России и Украины в Киеве.
Фото Reuters

Именно как шаг к реинтеграции постсоветского пространства следует расценивать ратификацию парламентами Украины и России харьковского соглашения от 21 апреля. И все же 30-процентная скидка на российский газ в обмен на базирование нашего Черноморского флота в Севастополе не исчерпывает значения этого события. Постсоветская интеграция без участия Украины утрачивает системный характер, превращаясь в спорадические шаги навстречу пусть и важным соседям России, но не главному из них. Поэтому экономически не менее переплетенные и исторически обусловленные отношения с Белоруссией так и не привели в рабочее состояние союз двух стран. Скажем больше: его подспудно декларируемая эксклюзивность при отсутствии наглядных результатов дискредитирует саму интеграционную идею. Напомним, что к распаду Союза ССР привели не столько Беловежские соглашения, сколько итоги украинского референдума, состоявшегося полутора неделями раньше.

Логика подсказывает, что собирать разбросанные «камни» следует с самого крупного. Разумеется, не о возрождении Советского Союза идет речь. Но, напомним, что конкурентный Америке Евросоюз вырос из объединенного франко-германского картеля угледобывающей и сталелитейной промышленности. Поэтому не «имперская догматика», а экономический расчет подводит к целесообразности действовать в том же русле.

Объединение экономических величин ведет к синергетическому эффекту, более весомому, чем их арифметическая сумма. В связке флота с газом каждой из составляющих принадлежит своя роль. Севастополь – это мифологический символ общей судьбы двух народов. Газ – это инструмент их экономического сближения.

Это не умаляет значения флотского фактора. Сегодня на общем с Украиной побережье базируется российский «полуфлот» (на самом деле в 6 раз меньший, чем советский, – всего около 10 кораблей основных классов) и «никакой» – их. Может, «синергетический» подход поможет и тут? Во всяком случае, не придется раз в три года делить маяки. Тем более что та же борьба с пиратством, иными формами терроризма и наркотрафиком требует не бумажной координации, а направления в проблемный регион общей военно-морской группировки. Создать ее совместно с украинскими моряками нам, безусловно, проще, чем с любым по удаленности Западом или Востоком. Поэтому не будем кокетничать: следующим после 21 или 27 апреля шагом должно быть объединение двух черноморских флотов под единым командованием, но с тщательной проработкой политически деликатных допущений. Если такое союзничество будет обеспечено, то его эффективность может превзойти военно-интеграционное значение организации Договора о коллективной безопасности весьма «флегматичной» семерки стран СНГ.

Но, повторим, интересы экономической кооперации двух стран выходят далеко за тему льготных энергопоставок. Государственное разделение исторически обусловленных производств стало причиной их упадка, а то и разорения. Если смотреть правде в глаза, то и киевско-харьковское авиаобъединение «Антонов», и николаевские судоверфи нужны Украине лишь в качестве совместного с Россией конструкторско-производственного комплекса. Ибо в их создание закладывались и «неукраинский» масштаб, и всесоюзная перспектива. А узко рыночный подход да еще в политической «аранжировке» в нашем с Украиной случае явно не срабатывает.

Задачей прежде всего российской дипломатии должен стать не бухгалтерский учет прибыли и издержек (для этого хватит Счетной палаты), а подготовка и реализация цельной концепции постсоветской реинтеграции с упором на социально-экономическую эффективность. Ее в виде новых рабочих мест и дополнительных доходов должны оценить массы, а не только правящие элиты наших ближних соседей. Мягко говоря, не всегда находящиеся в единстве с народом. В этом смысле харьковский договор с Украиной приобретает для них «лакмусовое» значение: сработает или нет? В любом случае наше политическое целеполагание уже не может ограничиваться односторонней подпиткой соседских властей взамен на их «вроде бы» лояльность. Изменчивую при посулах с другой стороны.

Не менее важным решением последнего времени обещает стать отмена квот на трудовую миграцию в Россию. Для нее, а заодно и для интеграционных перспектив важнее не предоставление экстренных кредитов, а нацеливание потоков гастарбайтеров в наши хиреющие зауральские веси. Второго Узбекистана с Таджикистаном они нам точно не создадут, чего не скажешь о Китае, по-своему справедливо считающего, что «свято место пусто не бывает». Создание общего рынка рабочей силы становится важнейшей частью интеграционных усилий в масштабах СНГ. Это напрямую относится и к Украине. Формирование общей таможенной зоны – шаг в правильном направлении. Но ее значение для нищенствующей Центральной Азии и запутавшихся в долгах Украине с Молдавией – из категории «верхнеполитических», не вызывающих сиюминутного отклика населения. При том что это население весьма отзывчиво на «майданы» с «тюльпанами».

Таким образом, базирование российских кораблей в Севастополе по крайней мере до 2042 года задает перспективу и позитивный контекст системных подвижек в постсоветском пространстве. Если, конечно, не станет столь же долгоиграющим поводом для политических игр.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Президенту Чили объявляют импичмент

Президенту Чили объявляют импичмент

Данила Моисеев

Себастьяну Пиньере ставят в вину жестокое подавление протестов

0
524
В Киеве состоялся саммит глав правительств государств–членов ГУАМ

В Киеве состоялся саммит глав правительств государств–членов ГУАМ

0
357
Кабмин Армении одобрил законопроект о конфискации незаконно нажитого имущества без решения суда

Кабмин Армении одобрил законопроект о конфискации незаконно нажитого имущества без решения суда

0
298
Координатором экспертного совета при правительстве РФ стал Александр Волошин

Координатором экспертного совета при правительстве РФ стал Александр Волошин

0
562

Другие новости

Загрузка...
24smi.org