0
1791
Газета Реалии Интернет-версия

15.10.2010 00:00:00

Габалинская РЛС опять стала предметом политического торга

Тэги: азербайджан, иран


Завершился официальный визит в Азербайджан министра обороны Исламской Республики Иран (ИРИ) Ахмеда Вахиди. За два дня, проведенных в Баку, он провел интенсивные переговоры со своим азербайджанским коллегой Сафаром Абиевым, встретился с министром иностранных дел Эльмаром Мамедъяровым и был принят президентом Ильхамом Алиевым.

Согласно сообщению официальных источников, в ходе встреч и переговоров стороны обратили внимание на интенсивность взаимных визитов высокопоставленных чиновников двух стран и их руководителей, отметив, что это является показателем многовекторности сотрудничества обеих стран.

Напомним, что между Ираном и Азербайджаном существует соглашение о развитии связей в оборонной сфере. Как заявил «НВО» источник в военном ведомстве Азербайджана, в ходе визита в основном обсуждались вопросы расширения этих связей, доведение сотрудничества до более высокого уровня. Накануне визита иранский министр в интервью агентству «Тренд» отметил, что «подписанные ранее договоры принесли положительные результаты. Их выполнение может сыграть большую роль в создании мира и стабильности в регионе».

Однако, несмотря на столь лестные высказывания о дружеских отношениях, между Баку и Тегераном все-таки есть проблемы. В частности, на одну из них указал министр обороны Азербайджана. В ходе обсуждения ситуации в регионе Сафар Абиев намекнул на неискренность Ирана, который дружит с Арменией, а на словах говорит о братстве с Азербайджаном. «Самой большой проблемой, препятствующей обеспечению безопасности в регионе, является агрессия Армении против Азербайджана», – заявил министр. При этом он отметил, что главная причина этого заключается в непризнании некоторыми странами армянской агрессии, в оказании ими экономической и военной помощи стране-оккупанту при одновременном развитии дружественных связей с Азербайджаном. Намек на Тегеран, да и не только на него, более чем прозрачный.

Как среагировал на это иранский министр, пока неизвестно. Возможно, эта тема найдет свое продолжение в ходе ожидающихся визитов в Азербайджан президента Ирана Махмуда Ахмадинежада и спикера иранского парламента Али Лариджани. Но, комментируя участившиеся вояжи в Баку иранских военных и политических руководителей, местные аналитики отмечают, что после применения международных санкций Иран почувствовал опасность изоляции и предпринимает усиленные дипломатические шаги на Южном Кавказе. В первую очередь он стремится упрочить отношения с Азербайджаном, который, несмотря на международные санкции, не делает резких движений в отношениях в Ираном.

Военный эксперт Узеир Джафаров считает, что у Ирана есть опасения по поводу своей безопасности. Этим обстоятельством следует объяснить как нынешний визит министра обороны, так и предстоящие визиты иранского президента и спикера парламента. «Иран больше всего беспокоит возможность присутствия американского контингента в нашем регионе. Известно, что США предложили пользоваться Габалинской РЛС совместно с Россией. Иран беспокоит, что американские военные могут прийти в регион и тем самым создать опасность для Ирана. Однако у Азербайджана свои национальные интересы, и конкретные решения по этому вопросу будут известны в первой половине 2011 года», – заявил журналистам Джафаров.

Напомним от себя, станцию предупреждения о ракетном нападении РЛС «Дарьял», которая принадлежит Азербайджану, но используется российскими военными на правах аренды, предложил использовать для наблюдения за ракетоопасными направлениями бывшему президенту Джорджу Бушу в то время президент России Владимир Путин. Многие наблюдатели помнят его слова, что согласие воспользоваться Габалинской РЛС со стороны американцев вместо радара в Чехии снимет озабоченности Москвы, что размещение третьего позиционного района ПРО США направлено не против Ирана, а против России. Но администрация Соединенных Штатов тогда под надуманными предлогами отказалась от присутствия в Габале, хотя и признала ее технические возможности для решения задач ПРО.

Теперь, с приходом в Белый дом Барака Обамы и его отказа от третьего позиционного района ПРО США в Польше и Чехии, вопрос об использовании Габалинской станции СПРН в интересах двух стран, а может, и НАТО, опять появился в повестке дня переговоров Москвы и Вашингтона. Что, естественно, очень волнует Тегеран.

По мнению политолога-дипломата Фикрета Садыхова, для Азербайджана Иран важен как соседнее дружественное государство, где проживает огромное количество азербайджанцев (более 25 миллионов. – «НВО»). «Естественно, мы не собираемся вместе с Ираном отражать атаки на Тегеран. Но мы и не присоединимся открыто к тем санкциям и жестким требованиям, которые предъявляют ведущие страны мира. Мы понимаем, что за всем этим стоят определенная политика, интересы и задачи. И для ведущих стран порой «ядерная» программа ИРИ служит больше поводом, чем реальной причиной, которой они пытаются изолировать данное государство», – считает эксперт.

Баку


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
756
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
1146
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
896
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
869

Другие новости