0
13345
Газета Реалии Интернет-версия

09.08.2013 00:01:00

Цхинвал: злые языки

Александр Сладков

Об авторе: Александр Леонидович Сладков – специальный корреспондент ВГТРК.

Тэги: Грузия, Южная Осетия, войны, конфликты


Грузия, Южная Осетия, войны, конфликты Боевая работа реактивных систем залпового огня. Фото автора

Можно ли считать основным источником информации участника событий? Сомнительно. Возьмем генерала. Он сидит в штабе, все рычаги управления у него. Но! Что там в окопах? Как там солдатики? Что едят, чем дышат? Как у них политморсос? В смысле политико-моральное состояние. Известно ему об этом только в общих чертах. А боец? Он на острие, в него палят, он – в ответ, но как там стратегия? А шут ее знает! Живым бы выбраться, домой попасть.
Вот и я. Заходил в августе 2008-го с первой группой в Цхинвал. Я имею в виду батальонно-тактическую группу 135-го полка. Ну и что? Видел все вблизи. Но общей картины у меня от этого не складывалось. Прошло пять лет. И есть у меня теперь некая информация. Откуда? Скажем так: злые языки принесли. На стратегию ни в коем случае не претендую. Но информация эта мне показалась интересной. Буду рассказывать и вкраплять ее в свой рассказ потихоньку.
ЗА ДВА ГОДА ДО ВОЙНЫ
Итак, Грузия за пару лет до войны начала крутую модернизацию своих Вооруженных сил. Америка помогала. Технику старую, оставшуюся от Группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ) списывали, а из Украины завозили. Из других стран, в основном бывших союзников СССР по Варшавскому договору. Более всего обласкали грузинских танкистов и артиллеристов. Ну и силы специальных операций. Довели наши западные партнеры ситуацию до того, что в Грузии все воинские части стали частями постоянной боевой готовности – ЧПГ, о которых в России сердюковский призыв военачальников в то время только мечтал.
Провели грузины в 2006-м учения в Ахалцихе. Злые языки говорят, уж очень они были похожи на захват Цхинвала. А еще говорят, началась в Грузии в 2008-м подготовка резервистов. Несколько бригад. Сборы провели, через которые протащили более 20 тыс. человек. Не для крутых схваток. Так, для охраны коммуникаций, может, и для обороны ранее захваченных позиций. А может, и не позиций вовсе, а территорий.
Если что, говорят, грузинская группировка могла состоять из 7,5 тыс. человек, сотни танков, 40 БМП, 80 орудий, 40 систем залпового огня. Пяток Су-25 и восемь ударных вертолетов Ми-24. И предпочтительнее такими силами было наступать из глубины, внезапно, не доводить дело до позиционной войны.
Не обошли злые языки и систему обороны Южной Осетии. По штату 3,6 тыс. человек. На самом деле – 3,2 тыс. Все части сокращенного состава («В») со сроком развертывания до трех дней. Ситуация на стыке с Грузией к августу накалялась, но 1-го числа было вдруг объявлено о реформировании. По-моему, не очень своевременно. И все бы не так плохо, но! Одновременно формировались в Южной Осетии и МВД, и пограничные войска КГБ республики. Довольствие денежное в этих структурах было выше в два с половиной раза, чем у военных. А посему – отток кадров, причем не самых плохих. Массовый отток.
Югоосетинские военные готовились обороняться. Нет, система выстраивалась «по-взрослому»: батальоны, спецназ, разведка. Но! Главный упор, говорят злые языки, был сделан на формирование отдельных стрелковых групп. Чтоб использовать тактику кавказских боевиков: множество мелких отрядов, засады, фугасная война, метод «укусил-отскочил». Несовременно? Нецивилизованно? Зато многообещающе, в смысле прогнозируемых у противника потерь. Основные виды боя: городской и встречный. Ну и зачистка местности.
Особое внимание уделяли защите Цхинвала. Подготовка каждого перекрестка к круговой обороне. Применение противотанковых средств.
НАКАНУНЕ
Теперь, собственно, и о самой войне. Ведь началась она не 8 августа. Злые языки утверждают: раньше! Сначала перестрелки между южными осетинами и грузинами носили эпизодический характер. Потом систематический. Потом снайперы появились, минометы. 4 августа осетинская сторона потеряла трех солдат убитыми, шестерых ранеными. И осетины отвечали. Не только по позициям грузин. И по домам, говорят, бывало, попадали.
В чем небольшая странность? Осетинская сторона втянулась в боевые действия, не подготовив к ним республику. Не только тайных, но и показных действий не предпринимала. Надежда на Россию? Все равно заступится? А как же Ленин? Как же его мудрость: «Всякая революция только тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться!» Классика! Специально ей пренебрегали или случайно?
Тем не менее грузины усекли: осетинские батальоны ведут бои разобщенно. Без какого-либо плана. Нет даже передового пункта управления. Министерство обороны в координации действий не участвует. Даже связи с батальонами нет. И тем не менее. Южные осетины выбили-таки грузин с высоты в районе Авневи. Те потеряли убитыми 15 человек. Ранеными – 30. Так по крайней мере говорят. И произошло все это, мол, 7 августа. А вечером Михаил Саакашвили выступил с заявлением о временном перемирии. Насторожились в Цхинвале? Нет, расслабились. Большинство военных убыли со своих постов домой – отдыхать.
А грузинские колонны, большие, мощные, военные, тем временем пошли со стороны Гори в сторону Цхинвала. И югоосетинские военные попробовали было заминировать местность на их пути – поздно. Не угадали они направление главного удара. Раскидали силы по всей границе с Грузией. Растаскали! А грузины шли к Цхинвалу и Хетагурово, в сторону Двани, Ионча и Знаура. Колонны выдвигались к границе с Южной Осетией (а там до Цхинвала сотни метров!), занимали позиции, маскируясь в складках местности, готовясь для рывка. Радиосети югоосетинских военных грузины не подавляли. Они подслушивали. А потом вклинивались в них и дезинформировали обороняющихся, подрывали их моральный дух.
И вот, как уверяют злые языки, ночью вперед пошли грузинские танки без включенных фар. Они вклинивались меж позиций югоосетинских батальонов, заставляя их отходить. Обеспечив дорогу основным силам, танки начали обстрел российских миротворцев, точнее их Верхнего городка. А миротворцы ушли в оборону. Мотив – в Верхнем городке склады оружия и боеприпасов, как их оставить. Тут весы: на одной чаше жизнь людей, на другой – сохранность железа. Но! Не мне это обсуждать, я там не был. Говорят, лишь с поста у Тамарашени российские миротворцы отошли к осетинам и приняли участие в боевых действиях. А мимо Верхнего миротворческого городка уже шли грузинские колонны. Нижний городок, где располагался штаб миротворцев, грузины не трогали и даже перемещались по этому городку.
В ОБОРОНЕ
А что Южная Осетия? Сотрудники МВД, за исключением ОМОНа, в Цхинвале ушли со своих позиций в тыл, в Джаву. Так говорят. Да и я, если честно, видел 8-го рано утром в Джаве столько брутальных, обвязанных пулеметными лентами мужчин! Аж уверенность у меня тогда появилась: раз в тылу их полно, на передовой-то еще больше! Отправившись в город, я убедился – нет. Все не так.
Пограничники югоосетинские, говорят, не предупредив военных, тоже оставили позиции и ушли в глубь своей родины. С осетинскими батальными связи не было, координаты для артиллерии они не давали, поэтому грузины шли в атаку без потерь. Появились российские самолеты, по ним пошли пуски ракет. С позиции ПВО Грузии, которую соорудили в 500 метрах от населенного пункта Калкцеули.
Югоосетинские миротворцы (целый батальон) со своих позиций ушли и выявить их участие в боевых действиях, как говорится, позже не удалось.
А что грузины? Шли себе вдоль магистралей и дорог. Осетины-то на горках свои позиции держали. Не в селах, где запутанные улочки, только давай, громи врага исподтишка! Нет. Грузины их позиции обходили, и осетины подавались назад, чтоб не оказаться в окружении. Также и с некоторыми югоосетинскими батальонами получалось. Окружали их и блокировали, не уничтожая. Тут и резервисты пригодились. Парни из грузинских сел и городов. Старше 35 лет. В новеньких камуфляжах. Отошедшими югоосетинскими батальонами в тылу никто не занимался. Людьми не пополняли, боеприпасы не давали.
Грузины шли вперед после артподготовки и при поддержке танков. Старались действовать как можно быстрее, вынуждая обороняющихся отступить. Малейшее сопротивление – и снова артиллерия, снова танки. Но, говорят, складывалось впечатление, что грузины после выполнения задачи дальше уже не знали, что делать. Инициативы не было. С фронта практически не наступали. Так в Цхинвале было пару раз, в основном осетинские позиции они пытались обойти.
Пленные грузинские бойцы, взятые в Цхинвале, утверждали, что грузинская сторона была уверена, мол, после многочасового обстрела города в нем никого не осталось. Экипажи танков и другой бронетехники направлялись в город, чтобы формально установить над городом свой контроль.
Впрочем, грузины, заняв села, на ночь выводили технику из них. Им явно не хватало сил. Скорее всего существовала надежда на войска, что стоят на западе Грузии. Но там закрутилась абхазская заварушка! Осетины пасовали. Ни тебе засад, ни установленных фугасов на переплетенных сельских узких улочках. И в городе грузинские танки хозяйничали. Не били их, как предполагалось. Гранаты РПГ-7 грузинским танкам были не страшны. Их перед войной одели в активную броню. Тандемных зарядов у югоосетин не было. Потом уже их нашли на брошенных складах пограничников.
Ох, уж и наболтали мне эти злые языки!
ПРИНУЖДЕНИЕ К МИРУ
Данные о действии российских войск противоречивы. Две батальонно-тактические группы получили 8 августа приказ войти в город. Они вроде доложили, что уже там, но! Увы, они встретили ночь на дороге Дзари, Додоти в походном порядке. В городе действовала лишь разведрота капитана Ухватова из 135-го мотострелкового полка. Ну и спецназ российский. Небольшие группы.
В итоге, 8 августа грузины прорвались в Цхинвал с двух направлений. Захватили Тбет и Верхний Тбет, захватили важные Присские высоты. Правда, огневых средств на них не установили. Сосредоточили они силы и на других направлениях. Но уже в эту ночь у них были зарегистрированы случаи дезертирства. В подавляющем числе из пехоты. Надломили их действия российской авиации и артиллерии. Грузинская авиация господствовала в воздухе над Цхинвалом 8 августа в последний раз.
Прошедшую ночь югоосетинские военные не использовали. Ни тебе переброски в город резервов, ни тебе помощи боеприпасами обороняющимся. Добровольцы по Джаве ходили толпами. Вот только их никто не организовал. И с российскими военными югоосетинские коллеги взаимодействовали очень слабо. Можно сказать, никак.
А днем 9 августа, после артподготовки, началось очередное грузинское наступление на Цхинвал. Одновременно с трех сторон. Вошли только с западной. И с российской стороны, уже утром, в город входили две батальонно-тактические группы. Впрочем, их действия окончательно успешными назвать было нельзя. Но часть своих дел они все же сделали: сковали грузин, не дали им окончательно закрепиться в городе. Удары российской авиации и артиллерии стали точнее. Значительный ущерб был нанесен противнику в лесу западнее города, на дороге Эргнети, Цхинвал.
А в городе, к середине дня, уже началась охота за грузинскими танками. И к вечеру грузины бежали из Цхинвала. Осетинские формирования брали город под контроль. Утром 10 августа ввод российских войск уже шел без противодействия грузин. В походном порядке.
Вот такие злые языки. Можно ли им верить? Как это говорили нам в детстве: сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
980
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1158
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1603
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1307

Другие новости