0
32924
Газета Реалии Интернет-версия

18.10.2013 00:01:15

Армию будут кормить до августа, а одевать – как придется

О некоторых нюансах военного бюджета России

Владимир Мухин
Обозреватель «Независимой газеты»

Об авторе: Владимир Георгиевич Мухин – обозреватель «НГ».

Тэги: армия, бюджет, минобороны, госдума


армия, бюджет, минобороны, госдума Хорошее питание солдата — залог боеготовности войск. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ

В Комитете Госдумы РФ по обороне в соответствии с законодательством страны 7 октября 2013 года подготовлено Заключение №68/1 по проекту федерального закона № 348499-6 «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». В нем наиболее полно на наш взгляд отражены открытые статью документа и изложены все проблемные по ним вопросы. В целях объективного информирования общественности о военных расходах страны предлагаем основные положения документа.
В Заключении № 68/1 отмечается, что «расходы по разделу 02 «Национальная оборона» на 2014 год предусмотрены в сумме 2489,35 млрд. руб. и превышают объемы 2013 года на 387,43 млрд. руб. (18,4%). В 2015 и 2016 годах такие расходы предусмотрены в сумме 3026,94 млрд. руб. и 3378,04 млрд. руб. соответственно. Рост объемов бюджетных ассигнований по отношению к предыдущему году предусмотрен в сумме 537,59 млрд. руб. (21,6%) и 350,3 млрд. руб. (11,6%). Доля планируемых расходов на национальную оборону по отношению к ВВП в 2014 году составит 3,4%, в 2015 году – 3,8% и в 2016 году – 3,9%, что значительно выше параметров 2013 года (3,2%)».
Структура функциональных расходов проекта федерального бюджета на национальную оборону представлена в таблице на стр. 3.
ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
На выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы гражданскому персоналу бюджетные ассигнования предусмотрены в суммах 526,3 млрд. руб. на 2014 год, 577,6 млрд. руб. и 613,9 млрд. руб. на 2015 и 2016 годы соответственно. Из указанных бюджетных ассигнований на 2014–2016 годы на выплату денежного довольствия военнослужащим предусматривается 372,1 млрд. руб., 417,7 млрд. руб. и 454,0 млрд. руб. (в 2013 году – 341,9 млрд. руб.), на заработную плату гражданского персонала 154,1 млрд. руб., 159,9 млрд. руб. и 159,9 млрд. руб. соответственно.
При этом Комитет по обороне отмечает, что индексация денежного довольствия военнослужащих в документе не предусмотрена, и предлагает выделить средства на эти цели.
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В целях продовольственного обеспечения предусмотрено в 2014 году – 40,2 млрд. руб., в 2015–2016 годах – по 42,4 млрд. руб. Фактическое количество личного состава, законодательно имеющего право на продовольственное обеспечение, в 2012 году составило 471,7 тыс. человек, при этом стоимость услуг по организации их питания составила 49,7 млрд. руб.
Исполнение государственного контракта на оказание услуг по организации питания в 2013 году прогнозируется в сумме 50,5 млрд. руб. Дополнительная потребность на 2014 год (от потребности 2013 года) составляет 5,5 млрд. руб. за счет увеличения в течение года ожидаемой Минобороны России численности личного состава военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, до 50 тыс. человек для доукомплектования Вооруженных сил Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 604, а также обучаемых по довузовской подготовке (президентские кадетские училища). Всего ожидаемое увеличение численности – 50,91 тыс. человек.
Итого потребность на 2014 год на оплату услуг по организации питания составит 56,0 млрд. руб. При отсутствии дополнительного финансирования (18,1 млрд. руб.) предусмотренные проектом федерального бюджета объемы бюджетных ассигнований позволят организовать питание 100% личного состава в течение восьми месяцев 2014 года.
ВЕЩЕВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Проектом федерального бюджета предусмотрено выделить на вещевое обеспечение бюджетные ассигнования в суммах в 2014 году 14,1 млрд. руб., в 2015 и 2016 годах – по 14,7 млрд. руб. По мнению Комитета по обороне ГД, этих средств явно недостаточно. И чтобы обеспечить войска положенным вещевым довольствием, необходимо дополнительное выделение бюджетных ассигнований: на 2014 год – 18,84 млрд. руб., на 2015 года – 22,5 млрд. руб. и на 2016 год – 8,89 млрд. руб.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОРЮЧЕ-
СМАЗОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
На оплату и хранение специального топлива и горюче-смазочных материалов в 2014 году предусматривается 59,7 млрд. руб., в 2015 году – 62,9 млрд. руб., в 2016 году – 62,9 млрд. руб.
Исходя из имеющихся данных, расчетная потребность на оплату и хранение специального топлива и горючего в 2014 году в рамках ГОЗ для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, с учетом индекса цен, составляет 69,1 млрд. руб., что на 6,9 млрд. руб. больше ГОЗ 2013 года (62,2 млрд. руб.). В 2015 году потребность составит 72,0 млрд. руб., в 2016 году – 73,9 млрд. руб.
Основной причиной увеличения потребности в финансировании является рост цен, произошедший в 2013 году по отношению к расчетным ценам государственного оборонного заказа 2013 года, в среднем на 8%, а также в 2014 году – от 3 до 17% (на автобензин и авиакеросин – 10%, на дизельное топливо летнее – 17%, зимнее – 3%, арктическое – 12%).
Выделение в 2014 году на закупку горюче-смазочных материалов 69,1 млрд. руб. позволит Вооруженным силам Российской Федерации в полном объеме выполнить поставленные задачи по обеспечению ядерной безопасности, боевой готовности войск, мероприятий боевой подготовки войск и сил флота, налета летного состава 100–120 часов, выполнения задач ВМФ в районах Мирового океана, учебного процесса в военных учебных заведениях, на военных базах, расположенных за границей.
Напротив, в случае выделения в рамках ГОЗ на 2014 год 59,1 млрд. руб. Минобороны России будет вынуждено снизить объем закупаемых нефтепродуктов на 422 тыс. тонн и понизить количество выполняемых мероприятий боевой подготовки на 20–30%, в том числе: по налету летного состава – на 20%, по обучению механиков-водителей бронетехники – на 30%, по обучению водителей автомобильной техники – на 25%, количество кораблей, привлекаемых к проведению учений в мировом океане, – на 40%.
СОДЕРЖАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Проектом федерального бюджета в 2014–2016 годах на содержание и эксплуатацию объектов инфраструктуры Минобороны России на 2014 год предусматривается 57,59 млрд. руб., на 2015 и 2016 годы – по 59,0 млрд. руб. При этом дополнительная потребность МО РФ на указанные цели составляет 40,17 млрд. руб.
Предусмотренные проектом федерального бюджета к выделению в 2014 году ассигнования в сумме 57,59 млрд. руб. позволят обеспечить подразделения Минобороны России коммунальными услугами на семь полных месяцев 2014 года и осуществить эксплуатацию и текущий ремонт казарменно-жилищного фонда на восемь полных месяцев.
Кроме того, недофинансирование коммунальных расходов не позволит обеспечить своевременность расчетов со сторонними поставщиками ресурсов, что прямым образом отразится на их неспособности в полном объеме к поставке топливно-энергетических ресурсов, помимо объектов Минобороны России, и на объекты социальной сферы и жилого фонда субъектов Российской Федерации и приведет к социальной напряженности в регионах России.
СТРАХОВАНИЕ ВОЕННОГО ИМУЩЕСТВА
В проекте федерального бюджета на 2014–2016 годы на указанные цели предусмотрено лишь 78,1 млн. руб. Дополнительная потребность Минобороны России составляет 505,9 млн. руб. ежегодно.
РАСХОДЫ НА НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНУЮ СИСТЕМУ
На реализацию накопительно-ипотечной системы в 2014–2016 годах предусмотрены бюджетные ассигнования в суммах 78,4 млрд. руб., 36,9 млрд. руб. и 38,7 млрд. руб. соответственно. Дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях на реализацию этой системы жилищного обеспечения военнослужащих составляет в 2014 году 49,7 млрд. руб., в 2015 году – 45,5 млрд. руб., в 2016 году – 60,2 млрд. руб.
МОБИЛИЗАЦИОННАЯ И ВНЕВОЙСКОВАЯ ПОДГОТОВКА
Солдату не приходится задумываться, найдутся ли в бюджете деньги на второй ботинок. 	Фото с официального сайта Министерства обороны РФ
Солдату не приходится задумываться, найдутся ли в бюджете деньги на второй ботинок.     Фото с официального сайта Министерства обороны РФ
Проектом федерального бюджета на 2014–2016 годы не предусмотрены бюджетные ассигнования на проведение диагностических исследований, предшествующих медицинскому освидетельствованию граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыву на военную службу.
Также Комитет по обороне отмечает, что в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 288-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва» предусмотрена выплата денежного содержания гражданам, пребывающим в резерве, и проведение с ними военных сборов. По данным Минобороны России, в 2014–2016 годах предусматривается численность резерва в количестве 5000 человек. Для обеспечения указанного резерва потребность Минобороны России составляет в 2014 году 279,4 млн. руб., в 2015 году – 288,3 млн. руб., в 2016 году – 324,9 млн. руб. Вместе с тем проектом федерального бюджета на 2014–2016 годы бюджетные ассигнования на указанные цели не предусмотрены.
Бюджетные ассигнования по подразделу 0205 «Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности» в состав проекта федерального бюджета также не включены.
ФИНАНСИРОВАНИЕ
ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА
Комитет по обороне отмечает, что в утвержденной президентом Российской Федерации государственной программе вооружения-2020 (далее – ГПВ) спланирована поставка новых перспективных средств вооруженной борьбы на море и средств обеспечения базирования сил Черноморского флота, которые начнут поступать с 2014 года, в результате чего гидротехнические сооружения и береговая инфраструктура в военной гавани Геопорт г. Новороссийска стали первоочередными и критически важными объектами федеральной целевой программы. В этой связи перераспределены сроки строительства гидротехнических сооружений, что требует пересмотра и сроков финансирования федеральной целевой программы без изменения общего объема бюджетных средств на ее реализацию. По данной федеральной целевой программе осуществлена корректировка, которая поддержана в ВПК при правительстве Российской Федерации и Минэкономразвития России.
По мнению Комитета по обороне, в целях исполнения указания президента Российской Федерации от 17 апреля 2013 года № ПР-861 необходимо предусмотреть дополнительный объем бюджетных ассигнований в суммах в 2014 году 8,9 млрд. руб., в 2015 году – 8,7 млрд. руб., в 2016 году – 8,7 млрд. руб.
КАПСТРОИТЕЛЬСТВО, РЕМОНТ
ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ,
ЖИЛИЩНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
На обеспечение военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях (около 48 тыс.), постоянным жильем в 2014–2016 годах дополнительно к проекту бюджета необходимо 89,1 млрд. руб.; на дальнейшее формирование фонда служебного жилья в 2014–2016 годах – 380 млрд. руб.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
И ИНЫЕ ВЫПЛАТЫ НАСЕЛЕНИЮ
В проекте федерального бюджета запланировано дважды повысить размер понижающего «коэффициента» денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» – с 1 января на 2% и с 1 октября 2014 года на 2,07%, который в результате составит соответственно на 1 января 2014 года 60,05% и на 1 октября 2014 года 62,12% от размера указанного денежного довольствия.
Знакомясь с думским документом по проекту бюджета, мы видим, что стремление руководства страны значительно поднять обороноспособность России вошло в острое противоречие с ее нынешними экономическими возможностями. В Заключении, подписанном главой Комитета ГД по обороне Владимиром Комоедовым, отмечается, что «структурой бюджетных расходов, предусмотренных законопроектом, учтены не все требования законодательства и решения руководства страны по вопросам содержания Вооруженных сил и социальной защиты военнослужащих». Документ не дает четкого объяснения, почему именно так сформирован военный бюджет, и в основном определяет и анализирует статьи, по которым необходимо произвести дофинансирование расходов на национальную оборону. Несложный анализ показывает, что эти расходы необходимо поднять как минимум еще на 30–40%. Но предстоящие военные расходы по своему росту и объему и так опережают в проекте бюджета страны на ближайшую трехлетку все его социально значимые статьи. И это не является секретом.
«С одной стороны, выводы Комитета ГД по обороне можно рассматривать как очередные «страшилки» военных депутатов. Для Российской армии были еще и более худшие времена. Но она сохраняла свои функции», – считает военный эксперт Владимир Попов. Вот и на этот раз, по его мнению, «недостаток средств на продовольствие компенсируют сухарями и консервами из госрезерва, и войска продолжат донашивать полевое обмундирование, снятое со складов «НЗ». Немного солдаты померзнут в казармах. Чуть-чуть не достреляют, чуть-чуть не долетают», – считает эксперт. При этом в выводах депутатов его настораживает другое. «Военные расходы уже непомерны для нашей страны. Почти 4% от ВВП – это много. И этот показатель скоро будет ощущаться не только в рамках экономики государства, но в масштабах российского общества. С одной стороны, мы не хотим быть милитаризованным государством. С другой, как во времена СССР, тратим на оборону уже в ущерб благосостоянию народа».    
Расходы проекта федерального бюджета на 2013–2015 годы по разделу «Национальная оборона» (млн. руб.)
Показатель 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год Изменения по сравнению с объемами, утвержденными законом № 216-ФЗ Изменения по сравнению с проектом 2015 года





2014 год 2015 год 2016 год
Национальная оборона 2 101 922,0 2 489 357,6 3 026 948,0 3 378 040,0 29 721,0 12 525,2 351 092,0
в том числе:
Вооруженные силы РФ 1 622 583,2 1 917 944,7 2 385 039,6 2 665 637,1 14 800,2 –25 266,2 280 597,5
Мобилизационная и вневойсковая подготовка 6792,5 6664,4 6674,3 6674,3 –216,4 –216,4 0,0
Мобилизационная подготовка экономики 5661,9 5426,6 5474,1 5474,1 –285,7 –288,2 0,0
Ядерно-оружейный комплекс 29 289,0 37 869,2 43 526,6 46 261,6 4534,2 4955,6 2735,1
Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества 5804,4 5760,7 5866,2 5929,1 –127,8 –129,2 62,9
Прикладные научные исследования 197 829,0 241 331,5 266 829,3 284 636,9 7448,6 38 297,5 17 807,6
Другие вопросы 233 962,0 274 360,6 313 537,9 363 426,9 3568,0 –4827,8 49 889,0

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Госдума отменила норму, которая позволяла лишать депутата права выступать в зале

Госдума отменила норму, которая позволяла лишать депутата права выступать в зале

0
128
Польша одержима военной базой США

Польша одержима военной базой США

Валерий Мастеров

Общеевропейская армия не нужна Варшаве

0
246
Бизнес испугался бюджетного кризиса и неуправляемой инфляции

Бизнес испугался бюджетного кризиса и неуправляемой инфляции

Анастасия Башкатова

Российские предприниматели не ощутили пользы от переизбытка денег в казне и резервах

0
280
Банк России: сам себе прокурор и адвокат?

Банк России: сам себе прокурор и адвокат?

Никита Кричевский

Создание межведомственной комиссии - единственный на сегодня путь прекратить бесконтрольность Центробанка и решить проблему пострадавших вкладчиков

0
302

Другие новости

Загрузка...
24smi.org