0
5956
Газета Реалии Интернет-версия

17.01.2014 00:01:00

Размолвка по существу

Андрей Серенко
Собственный корреспондент "НГ"

Об авторе: Андрей Николаевич Серенко – корреспондент «НГ».

Тэги: нато, афганистан, мид


нато, афганистан, мид И на встрече министров обороны в рамках Совета Россия–НАТО консенсуса достичь не удалось. Фото Вадима Савицкого

Поиск нового формата взаимодействия России и НАТО по афганской проблеме после 2014 года становится новым вызовом в российско-натовских отношениях. Консультации российских экспертов и представителей Североатлантического альянса, проведенные под занавес 2013 года в Москве, обозначили скорее новые вопросы, чем дали ответы на уже имеющиеся проблемы. Впрочем, хотя первые консультации экспертов России и НАТО по перспективам нового этапа афганского урегулирования трудно считать успешными, представители Москвы и Брюсселя не теряют оптимизма.

ЭТАЛОН РОССИЙСКО-НАТОВСКОГО 

ПАРТНЕРСТВА

«Сотрудничество России и НАТО в Афганистане – это образец для всего нашего сотрудничества, – заявил на предрождественском международном семинаре в Москве глава отдела Афганистана Управления по операциям штаб-квартиры НАТО Николас Уильямс. – Однако Россия и НАТО не смогут полноценно сотрудничать друг с другом, если будут взаимодействовать только по Афганистану». В этом все участники семинара, посвященного перспективам российско-натовского сотрудничества по афганской проблематике, организованного ПИР-Центром и Информационным бюро НАТО в Москве, были согласны с Николасом Уильямсом. Однако на этом солидарность в оценках российских и западных экспертов была исчерпана.

Представительный состав участников международного семинара, на котором присутствовали не только независимые эксперты, но и принимающие решения чиновники НАТО, Евросоюза, МИДа и Минобороны России, не способствовал наступлению качественного, синергетического эффекта при формулировке рекомендаций по заявленной теме. Представители натовской стороны говорили об успешной в целом миссии альянса в Афганистане и демонстрировали оптимизм в отношении афганского будущего после 2014 года. Российские участники, напротив, придерживались критических оценок миссии ISAF и пессимистического взгляда на афганскую ситуацию после ухода из страны западных войск. Вполне возможно, что именно из-за столь радикально отличающихся оценок российские и натовские представители так и не смогли представить качественно новые рекомендации по афганскому взаимодействию Москвы и Брюсселя после 2014 года.

ПЕССИМИЗМ ДИПЛОМАТИИ

Исполняющий обязанности начальника отдела Афганистана МИД России Альберт Хорев считает, что завершающий этап президентских выборов в Афганистане пройдет на фоне существенной активизации боевиков вооруженной оппозиции. По словам российского дипломата, «боевики различных вооруженных группировок воспользовались моментом передачи ответственности за безопасность в Афганистане от сил НАТО к национальной армии и полиции»: «В итоге они смогли расширить свое влияние на новые территории страны. Особенно тревожит ситуация на севере Афганистана, в провинциях Кундуз, Тахар и Бадахшан. Общая численность боевиков различных вооруженных группировок – «Талибана», «Хизб-и-Ислами», «Хизбут Тахрир» и других – достигла сегодня в Северном Афганистане 10 тыс. человек».

Альберт Хорев отметил, что, по оценкам экспертов ООН, уровень роста насилия в Афганистане за последнее время вырос в три раза. «В 2013 году боевики перестали уклоняться от прямых столкновений с частями афганской армии и полиции. Это привело к росту потерь среди афганских силовиков. Согласно данным Министерства обороны Афганистана, каждый месяц погибает около 200 военнослужащих национальной армии», – сказал шеф афганского отдела российского МИДа.

В связи с наступлением зимы, считает Альберт Хорев, боевики «Талибана» снизят свою сезонную боевую активность: «Однако с началом весны 2014 года ситуация изменится, и в разгар президентских выборов в Афганистане радикальные группировки вновь активизируют свои действия». Если этот прогноз сбудется, то успешная организация выборов окажется под вопросом. Талибы могут заблокировать проведение выборов главы афганского государства примерно на 50% территории страны», – считает Альберт Хорев, и поэтому «нельзя исключать возможности переноса выборов президента Афганистана на неопределенный срок».

Что касается шансов кандидатов в новые президенты Афганистана, то, по мнению представителя российского МИДа, серьезные перспективы есть у бывшего афганского министра иностранных дел доктора Абдуллы Абдуллы. Дело в том, что из 11 претендентов на президентское кресло 10 кандидатов являются представителями пуштунского этноса и лишь один доктор Абдулла представляет афганских таджиков и политические группы бывшего антиталибского «Северного альянса». Это обстоятельство, по мнению Альберта Хорева, дает шанс непуштунскому кандидату на успех.

ЭКСПЕРТЫ НЕ ВЕРЯТ В РЕВАНШ 

ТАЛИБОВ

Следует отметить, что, в отличие от российских участников семинара, западные и афганские представители отказываются рассматривать возможность возвращения к власти в Афганистане талибов после 2014 года. «Каждый год разные эксперты предсказывают коллапс в Афганистане, различные катастрофические потрясения, однако этого не происходит», – заметил в ответ на драматические прогнозы некоторых россиян глава отдела Афганистана Управления операций штаб-квартиры НАТО Николас Уильямс. По его словам, сегодня лишь 15% населения Афганистана поддерживают «Талибан» и другие организации экстремистов.

«После 2014 года в Афганистане ничего драматичного не произойдет», – считает атташе по культуре посольства Афганистана в РФ Наджибулла Шинвари.

«Молодежь Афганистана не допустит возвращения талибов», – уверен директор кабульского Центра по изучению конфликтов и мира Хекмат Халил Карзай. По его словам, «сегодня 60% населения Афганистана составляют молодые люди в возрасте до 26 лет. Афганистан – это одна из самых молодых стран не только в регионе, но и в мире. И для афганской молодежи неприемлем политический режим, который предлагают установить талибы».

Для того чтобы реванш талибов не состоялся, считает Хекмат Карзай, в Афганистане должны быть успешны завершены три переходных процесса в политической и экономической сферах, а также в области безопасности. «Афганистану, афганским вооруженным силам сегодня нужна различная поддержка, в том числе в создании национальных военно-воздушных сил», – сказал Хекмат Карзай, говоря о важности переходного процесса в сфере безопасности.

Успешную трансформацию афганской экономики Хекмат Карзай видит прежде всего в более эффективном управлении природными ресурсами страны, а также в повышении регионального статуса Афганистана. «Мы должны стать региональным хабом, связующим звеном для экономических, транспортных и инфраструктурных проектов между Центральной и Южной Азией», – уверен афганский эксперт.

Политическую трансформацию Афганистана, считает Хекмат Карзай, можно осуществить, лишь решив три ключевые задачи. Первая задача – успешное проведение легитимных выборов президента страны. Вторая задача – изменение «афганской политики» соседнего Пакистана: «Пакистан должен начать играть конструктивную роль». По мнению Хекмата Карзая, арест почти три года назад пакистанскими спецслужбами второго человека в «Талибане» муллы Абдула Гани Барадара привел к «ликвидации ключевого звена в переговорной цепочке» с талибами. Третья задача – отказ мирового сообщества и стран региона от реализации на афганской территории конкурирующих политических проектов: «Нам нужно, чтобы все страны, проявляющие интерес к Афганистану, выступали в едином ключе».

Хекмат Карзай заявил также о необходимости нового диалога между Афганистаном и Россией, без каких-либо посредников. «Для России партнером в Афганистане должен быть только Афганистан, а не США, НАТО или кто-либо еще, – заявил афганский эксперт. – Мы не хотим, чтобы НАТО смотрело на Афганистан через российскую призму, точно так же, как и Россия не должна смотреть на Афганистан через натовскую или американскую призму».

МОСКВА ИЩЕТ РЕГИОНАЛЬНЫХ 

СОЮЗНИКОВ

Анализ выступлений российских участников дает основания полагать, что Москва сегодня крайне настороженно относится к попыткам натовской стороны вывести ее на формат двустороннего сотрудничества по Афганистану. Представляющие на семинаре российскую позицию официальные лица либо ограничивались перечислением эпизодов, характеризующих уже достигнутый формат сотрудничества Москвы с НАТО (подготовка афганских наркополицейских, саперов, «вертолетный пакет» и т.д.), либо говорили о необходимости подключения к афганской проблематике коллективных институтов – ОДКБ, ШОС и даже БРИКС.

Так, по словам президента ПИР-Центра Владимира Орлова, «афганская проблематика занимает заметное место в повестке дня БРИКС»: «Потенциал этой организации очень высок, и БРИКС может оказать серьезную помощь Афганистану». По мнению Орлова, «на очередном саммите БРИКС в 2014 году афганская тема может прозвучать еще более заметно, чем это выглядит сейчас».

Впрочем, если связь между БРИКС и Афганистаном выглядит сегодня перспективной пока не для всех аналитиков, то возможности ОДКБ и ШОС считаются гораздо более реалистичными. «Я сожалею, что уже 10 лет ОДКБ не может достучаться до НАТО. Это упущенная возможность», – заявил член экспертно-консультативного совета ПИР-Центра, экс-глава российской разведки генерал армии Вячеслав Трубников. По его словам, «в связи с уходом НАТО из Афганистана сотрудничество НАТО и ОДКБ было бы своевременным».

В ответ на это Николас Уильямс заметил, что ОДКБ – это региональная военно-политическая организация: «НАТО не имеет намерения стать политическим игроком в Центральной Азии и присутствует в Афганистане исключительно из-за необходимости решения задач борьбы с терроризмом». По словам чиновника, «от ОДКБ НАТО до сих пор не получило никаких конкретных и реальных предложений о сотрудничестве по Афганистану». 

Озвученные на семинаре планы российских экспертов привлечь к афганскому урегулированию ШОС пока выглядят не слишком последовательными, поэтому не впечатлили натовских партнеров. В ответ на реплику директора Информбюро НАТО Роберта Пшеля, что альянс «заинтересован в оказании помощи Афганистану со стороны ШОС», специальный представитель президента РФ по делам ШОС Кирилл Барский признал: «Вряд ли следует ожидать от государств – членов ШОС, что они возьмут на себя ответственность за поддержание безопасности внутри Афганистана».

НАТО БЕЗ МАНДАТА

Отсутствие в регионе страны или группы стран, готовых взять на себя такого рода ответственность, делает безальтернативной перспективу продолжения афганской миссии НАТО. «Многие наши критики тем не менее считают, что НАТО должно остаться в Афганистане», – сказал Николас Уильямс. Судя по реакции российских участников семинара, они также не возражали против такой перспективы. Однако  россияне считают необходимым обставить новую натовскую операцию в Афганистане рядом условий, одним из которых является требование получения на это мандата Совбеза ООН.

Представители альянса не разделяют этого условия российской стороны. «Резолюция Совбеза ООН может появиться лишь при желании и по просьбе Афганистана», – уверен Николас Уильямс, отметивший при этом, что «нельзя относиться к Афганистану как к объекту».

Афганские представители не горят желанием поддержать российскую позицию и поставить в ООН вопрос о новом мандате для миссии НАТО в Афганистане. Как заметил в беседе с «НВО» один из афганских экспертов, «Кабул не намерен выдвигать в качестве условия продолжения операции НАТО в Афганистане после 2014 года получение альянсом мандата Совбеза ООН». Отсутствие поддержки с афганской стороны российских требований к статусу новой миссии НАТО в Афганистане делает эту позицию Москвы политически уязвимой.

Хотя по итогам семинара его организаторы с сожалением констатировали отсутствие «прорывных» идей относительно российско-натовского сотрудничества на афганском направлении после 2014 года, тем не менее они озвучили пожелание продолжить обсуждение этой перспективной темы в новом году.

«У Евросоюза есть программа поддержки Афганистана, рассчитанная на десять лет. Нам необходимо продолжить оказание помощи Афганистану в ближайшие годы. Развитие дорог и транспортных проектов поможет Афганистану преодолеть отсталость в экономическом развитии», – прокомментировал итоги дискуссии глава представительства Евросоюза в РФ Вигаудас Ушацкас, подчеркнув необходимость взаимодействия на афганском направлении Евросоюза с Россией и Китаем.

«Мы рассчитываем, что НАТО передаст ОДКБ свой опыт борьбы с терроризмом, экстремизмом и наркотрафиком в Афганистане», – заявил старший вице-президент ПИР-Центра Евгений Бужинский.

«Мы по-прежнему ведем глубокий институциональный диалог между Россией и НАТО, – сказал Николас Уильямс, давая понять, что в штаб-квартире альянса оптимизма на этот счет не убавилось. – НАТО будет пытаться стабилизировать обстановку в Афганистане. Необходимо еще несколько лет, чтобы Афганистан стал обычной страной третьего мира».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
963
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1614
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1443
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2714

Другие новости