Признаться, как-то не доводилось встречаться с результатами социологических исследований по поводу влияния военного кинематографа на выбор человеком своей профессии.
Но по личному опыту знаю: среди бывших сослуживцев немало тех, чье решение поступать в военное училище окончательно созрело после просмотра одного из военных фильмов.
Обо всем этом, и не только, заставили вспомнить и задуматься итоги Второго Всероссийского открытого конкурса сценариев и киноработ «Кинопризыв».
С одной стороны, за последние полтора-два десятилетия отечественным кинематографом создано немало картин по военной тематике: о Великой Отечественной войне и афганских событиях, о боевых действиях на Северном Кавказе и о сегодняшних армейских буднях. Фильмы были серьезные и комедийные, созданные признанными мэтрами российской киноиндустрии и не очень известными режиссерами.
С другой стороны, много ли среди этого относительного изобилия военных фильмов было тех, которые, что называется, «призывали» в армию, убеждая человека сделать свой внутренний жизненный выбор в пользу профессии защитника Отечества? Честно говоря, не знаю…
Не хочется показаться каким-то брюзгой по принципу «в наше время было лучше», но отчего-то снятый в 1971 году фильм «Офицеры» хочется смотреть бесконечное количество раз, а нынешние киноработы даже с хорошим подбором актеров после их единственного просмотра такого желания не вызывают.
И дело даже не в часто встречающихся в современных кинокартинах фактических и внешних неточностях, когда, увидев на экране образ патлатого офицера с неправильно закрепленными звездочками на погонах и шевроном «из другой оперы», почему-то уже отказываешься верить всему остальному действию фильма.
Просто для создания качественной картины нужно как минимум четыре основных условия: хороший сценарий, прекрасный режиссер, точный подбор актеров на роли и, конечно же, соответствующий бюджет. И отсутствие одного из этих условий не компенсируешь ни обилием «стрелялок» и кровавых батальных сцен с первоклассной компьютерной графикой, ни чрезмерным наполнением диалогов героев меткими армейскими афоризмами и крепкими выражениями.
Впервые стартовавший в 2013 году при поддержке военного ведомства конкурс «Кинопризыв» как раз и направлен на качественное возрождение военного кино и поддержку молодых и талантливых авторов, для которых он может стать неким подобием социального лифта, открывая перед ними новые возможности.
За эти два года в конкурсных номинациях «Кинопризыва» – «Лучший игровой фильм», «Лучший документальный фильм», «Лучший анимационный фильм» и «Лучший киносценарий» – приняли участие более 300 авторов со всей России. Профессионалами и новичками были представлены 41 игровой, 47 документальных, 25 анимационных фильмов, 255 киносценариев и более 50 внеконкурсных работ.
Эти работы размещались на официальном сайте «Кинопризыва» с проведением зрительского интернет-голосования. На финальном этапе экспертный совет во главе с режиссером и продюсером Егором Кончаловским, в который в числе других входит и народный артист СССР Василий Лановой, выносил свой вердикт. После чего оценки складывались, и определялась лучшая работа.
Кроме того, на повышение профессионального уровня молодых авторов был направлен и целый ряд мастер-классов, творческих встреч, лекций и кинопоказов с участием мэтров киноиндустрии.
В нынешнем году общий призовой фонд конкурса в 1 млн 600 тыс. рублей поделили художественная работа режиссера Арсения Гончукова «1210», документальный фильм Валерия Довбня «Личная фотохроника Анатолия Лебедя» и анимационная работа режиссера Елены Черновой «Солдатская песня» и сценарий Дмитрия Пинчукова «Охота на черного ангела».
А при выборе лучшего отечественного фильма столетия предпочтения голосовавших на сайте «Кинопризыва» зрителей распределились поровну между картинами «Герои Шипки», «В бой идут одни «старики» и «Офицеры».
Тем самым «Кинопризыв» напомнил, что у современных авторов военных фильмов есть достойные творческие ориентиры, к которым он и помогает стремиться.