0
3658
Газета Реалии Интернет-версия

05.12.2014 00:01:00

В Пентагоне грядут перемены

Тэги: чак хейгел, пентагон, обама, белый дом, игил, эбола, буш, америка, ньютон, картер


чак хейгел, пентагон, обама, белый дом, игил, эбола, буш, америка, ньютон, картер Отставка Чака Хейгела с поста министра обороны так и не прибавила веса Бараку Обаме. Фото Reuters

Бывший сержант Сухопутных войск (СВ) США и ветеран Вьетнамской войны республиканец Чак Хейгел, в груди которого, как напоминание о боевой молодости, до сих пор остались кусочки шрапнели, в конце прошлого месяца подал президенту США заявление об отставке, которое тот подписал. Провожая Хейгела, Барак Обама ни слова не сказал об истинных причинах отставки военного министра, с которым, по сообщениям американских СМИ, он в течение двух недель обсуждал этот вопрос. Он назвал Хейгела «образцовым министром обороны». Промолчал об этом и уходящий глава Пентагона.

Хейгел будет занимать свой пост до конца декабря, пока Обама не выберет нового министра и он не будет утвержден Сенатом. Правда, газета New York Times со ссылкой на высокопоставленные источники в Белом доме сообщила, что министр написал свое заявление «под давлением», поскольку он, с точки зрения президента и его сторонников, несколько неадекватно реагировал на внешнеполитические акции администрации, включая борьбу с «Исламским государством Ирака и Леванта» (ИГИЛ).

ТУМАННЫЕ ПОВОДЫ ОТСТАВКИ

Истинные причины ухода 68-летнего Хейгела пока остаются за кадром. И их скорее всего американская и мировая общественность узнает несколько позже. Как это принято в высоких политических и административных кругах, при расставании с тем или иным чиновником его начальники говорят только о положительных моментах пребывания отставников на своих постах. Не отошел от этого вежливого правила и глава Белого дома.

Обама поблагодарил министра за проделанную работу и подчеркнул, что только благодаря ему программа вывода американских войск из Афганистана осуществляется очень эффективно и в ее реализации были достигнуты существенные сдвиги. «Чак был образцовым министром обороны, обеспечившим уверенное руководство в период модернизации нашей стратегии и корректировки бюджета с учетом долгосрочных угроз, в то же время решал неотложные проблемы – такие как ИГИЛ и Эбола», – заявил Обама и добавил, что глава Пентагона был «неординарным руководителем». Он также сказал, что Хейгел обратился к нему с просьбой об отставке еще в октябре. По словам Обамы, подавая заявление об отставке, тот сказал, что в настоящее время, когда до новых выборов президента США осталось еще два года, для него наступило «самое подходящее время» завершить свою деятельность.

Хейгел тоже был очень вежлив и корректен. Он поблагодарил президента за оказанное ему доверие и полное взаимопонимание с его стороны по всем проблемам и решениям, принимавшимся в МО. «Служить вместе с теми, кто служит в вооруженных силах, в Министерстве обороны, и поддерживать их семьи было для меня величайшей честью и делом всей моей жизни, самым важным делом. Я чрезвычайно горжусь тем, чего мы достигли за это время», – сказал Хейгел.

Ведущие американские СМИ подчеркивают, что решение министра об отказе от портфеля никак не связано с его противодействием некоторым решениям и реальными действиями Белого дома в борьбе с ИГИЛ и с тем, что Республиканская партия, в которую входит министр обороны, обыграла на выборах в американский парламент его бывшее демократическое большинство, поддерживающее своего выдвиженца Барака Обаму.

Но в действительности дело скорее всего обстоит несколько сложнее. Фигура министра обороны является весьма значимой в политическом арсенале Америки. От решений и склонностей руководителя военного ведомства, играющего одну из главных ролей в федеральном истеблишменте, и от его согласия с лидерами Вашингтона, тем более в современных условиях, очень многое зависит. Превалирование той или иной партии в американском парламенте, как правило, влечет за собой административные перестановки. Так, во времена правления Джорджа Буша-младшего, когда демократы одержали победу на выборах в нижнюю палату Конгресса в ноябре 2006 года, президент был вынужден отправить в отставку главу Пентагона Дональда Рамсфелда.

Лидер республиканского большинства в Палате представителей, бывший представитель США в ООН Джон Болтон в интервью «Голосу Америки» заявил, что министра обороны начали вытеснять сразу же после вступления в должность в феврале 2013 года, и отметил, что отставка Хейгела должна сопровождаться «новым взглядом на американскую оборонную политику». Он выразил свое сомнение в том, что шеф Пентагона как-то «отличился в этом министерстве». «Я думаю, что он был там всего лишь мальчиком на посылках, направленным в военное министерство Белым домом и всегда недооценивавшим значение своего ведомства», – констатировал республиканец. По мнению Болтона, к этой акции Обаме и его советникам было необходимо готовиться с большей тщательностью и более аргументированно озвучивать свое решение. Он заявил, что никем не ожидаемое объявление Белого дома о замене министра свидетельствует только о том, что Америку ожидают совсем не лучшие времена. «Я думаю, что такого рода перестановки сигнализируют о том, что впереди новые проблемы», – подчеркнул Джон Болтон.

СЛУГА ЦАРЮ, ОТЕЦ СОЛДАТАМ

Не понаслышке знакомый со всеми «прелестями» солдатского быта военный министр, прослуживший на своем посту 636 дней, пользовался значительным авторитетом среди военных Америки, о которых он эффективно заботился. Хотя у Хейгела и были некоторые проблемы с артикуляцией несколько туманных стратегических задач Вашингтона на мировых форумах, к войскам он относился с пониманием, говорил на их языке и со спокойной уверенностью защищал их интересы. По этой причине, узнав о его уходе, многие военные и ветеранские организации выразили обеспокоенность этим фактом. Они единогласно заявили, что теперь целый ряд проблем солдат и ветеранов, которые довольно успешно удавалось разрешать главе Пентагона и которые он планировал решить в будущем, теперь могут повиснуть в воздухе.

Несмотря на все заявления о том, что Хейгелу не удавалось эффективно справляться со своими обязанностями и занять определенное место среди приближенных к Обаме чиновников, к чему он, по мнению прессы, никогда и не стремился и что привело к его отставке, все, близко сотрудничавшие с министром подчиненные, отзываются о нем с большой симпатией и говорят о том, что их начальнику, при отсутствии ярко выраженного стремления постоянно мелькать в заголовках газет, удавалось в спокойной манере повышать благосостояние рядовых и ветеранов ВС.

Помощники Хейгела дают положительную оценку его работе по выстраиванию отношений с Египтом и Израилем, а также отмечают поворот центра внимания бюрократической машины военного ведомства в сторону азиатских стран. Все они утверждают, что все-таки главными задачами, которые пытался решить Хейгел, были задачи эффективного управления МО в условиях сокращения огромного военного бюджета и выхода Америки из состояния постоянных войн, в котором она находится вот уже 13 лет.

В то время как Белый дом был занят проблемами разрешения кризисных ситуаций в мире, военный министр занимался такими вопросами, как укрепление ядерной триады ВС США, модернизация огромной электронной системы медицинского учета, повышение морального духа войск и ликвидация растущей волны насилия в военной среде.

Ему пришлось существенно сократить расходы МО, что повлекло за собой вынужденную ликвидацию некоторых льгот для военнослужащих и членов их семей. Однако Хейгел всеми силами старался компенсировать утрату некоторых преимуществ своими подчиненными и военными пенсионерами путем переноса этих выплат в сферу общегражданского обеспечения. Все свои действия он каждый квартал досконально обсуждал с подчиненными и представителями ветеранских организаций, с целью достижения всестороннего согласия по принимаемым мерам. Кроме того, министр каждый месяц приглашал на обед в Пентагон представителей рядового и сержантского состава ВС и ветеранов.

Как заявила исполнительный директор Национальной ассоциации семей военнослужащих Джойс Рэезер, Хейгел не всегда учитывал мнение специалистов, с которыми он проводил совещания по социальным вопросам военной службы, но всегда пунктуально выслушивал все их проблемы, и присутствующие понимали, что были услышаны.

Представители многих объединений ветеранов военной службы заявили, что они будут «скучать без Хейгела». Так, глава Ассоциации офицеров Америки Норб Райан заявил, что у его организации никогда не было серьезных трений с министром, поскольку тот всегда старался делать все возможное, чтобы самыми лучшими методами управлять вверенным ему ведомством. «Он оказывал положительное влияние не только на ветеранов, но и на военных чиновников», – отмечает бывший заместитель начальника штаба ВВС генерал Дик Ньютон, подчеркивая тот факт, что Хейгел всегда старался смягчить довольно жесткие меры, которые ему приходилось принимать в отношении ветеранов и членов их семей.

ПРЕТЕНДЕНТЫ

В американских СМИ появились многочисленные сообщения о вероятных кандидатах на пост военного министра. Пресса приводит свои соображения по поводу целого ряда чиновников и политиков, один из которых может занять министерское кресло и стать четвертым по списку министром обороны за время правления президента Обамы.

Первым среди них называют 60-летнего Эштона Картера, которого очень хорошо знают в Пентагоне, но считают чрезмерно жестким руководителем. В 1993–1996 годах он служил помощником министра обороны по вопросам международной политики в области безопасности. Картер руководил разработкой общих подходов Пентагона к управлению ядерным арсеналом США и осуществлял взаимодействие с бывшими советскими республиками. В 2009–2011 годах он был заместителем министра обороны по разработкам, закупкам и МТО ВВТ. Затем, почти до конца 2013 года, занимал пост заместителя главы военного ведомства по оперативным вопросам. То есть за пять последних лет службы в МО Картер побывал на третьей и второй позициях в иерархии военной администрации. В 2013 году он претендовал на главное кресло в Пентагоне, но Обама выбрал Хейгела. Хотя и был очень высокого мнения о профессиональных качествах Картера. В настоящее время Картер является одним из руководителей частной филантропической организации Фонд Маркла и входит в состав членов специализированной группы экспертов, занимающихся проблемами национальной безопасности в информационном веке.

Вторым кандидатом считалась 53-летняя Мишель Флорнуа. Она стала самой высокопоставленной дамой в аппарате военного министерства за всю его историю. Флорнуа попала в Пентагон еще при президенте Клинтоне. А до февраля 2012 года в течение трех лет была заместителем министра обороны по вопросам политики и возглавляла группу специалистов, которая разработала Стратегическое руководство по обороне, опубликованное в 2012 году. Правда, по последним данным американских СМИ, она якобы отказалась участвовать в гонке за министерское кресло.

В качестве третьего вероятного кандидата на пост главы Пентагона рассматривается нынешний министр ВВС Дебора Джеймс, которой в настоящее время исполнилось 55 лет. Хотя она, как и Флорнуа, тоже попала в Пентагон во времена президента Клинтона, там считают, что у нее нет достаточного опыта работы в высших структурах МО. Некоторое время Джеймс занимала пост помощника министра обороны по юридическим вопросам, а затем была переведена на должность помощника главы Пентагона по делам резерва. В свое время она была членом комитета по ВС Палаты представителей Конгресса, занимала очень жесткие позиции по многим вопросам военной политики и строительства ВС и с бесконечным упорством до конца отстаивала свою точку зрения. За что от своих коллег и получила прозвище Кувалда.

Среди других политиков и профессионалов, на одном из которых может остановиться внимание президента, журналисты называют целый ряд имен. Прежде всего это близко сотрудничавший с Хейгелом сенатор Джэк Рид (65 лет), тоже воевавший во Вьетнаме. За ним идет 56-летний сенатор Тим Кейн, который является членом комитетов Сената по вооруженным силам, бюджету и иностранным делам. Кроме того, он возглавляет подкомитет Сената по делам Ближнего Востока, Южной и Центральной Азии. В качестве вероятного министра упоминается сенатор и нынешний председатель комитета Сената по ВС Карл Левин, который тоже был близок министру. Но ему уже 80 лет. А в марте прошлого года он заявил, что в 2015 году намерен уйти со своего поста. Все эти политики являются членами Демократической партии. Возглавить Пентагон может и бывший заместитель министра ВМС Роберт Уорк (61 год), назначенный в мае этого года на должность заместителя главы военного ведомства.

Как уже отмечалось, министр обороны играет далеко не последнюю роль в формировании военно-политического курса США. От его профессионализма, способности объективно оценивать ситуацию в мире, убеждать соратников в своей правоте и предпочтений многое зависит в отношениях Америки с другими странами. Поэтому их правительства с нетерпением ждут выбора, который должен сделать президент Барак Обама.


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
638
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
654
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
890
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
631

Другие новости