Минувший год для российского военного ведомства в плане работы по комплектованию должностей военнослужащих-контрактников стал поистине прорывным.
На итоговой коллегии ведомства сообщалось о том, что в 2014 году был достигнут исторический максимум укомплектованности Вооруженных сил Российской Федерации этой категорией военнослужащих. Количество солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту, на тот момент составило 295 тыс. человек – на 75 тыс. больше, чем годом ранее. При этом впервые численность контрактников в войсках превысила численность военнослужащих по призыву.
Еще одним значимым достижением этой работы явился и ее выход на достаточно неплохие качественные показатели. О чем свидетельствуют такие цифры: 64% поступивших на военную службу граждан имеют высшее или среднее профессиональное образование, 99% относятся к первой и второй категориям профессиональной пригодности из четырех существующих, возраст 91% не превышает 30 лет.
Во многом этому способствовал наконец-то сформировавшийся за последние годы в военном ведомстве комплексный подход к решению данной задачи, тесно увязанный с предоставлением контрактникам привлекательного социального пакета гарантий и услуг, созданием необходимого фонда служебного жилья, совершенствованием самой системы отбора кандидатов на контрактную службу и профессиональной подготовки контрактников и обеспечением мощной информационно-агитационной поддержки проводимых мероприятий.
На улучшение качественных показателей отбора контрактников были направлены и недавние изменения в российском законодательстве, предоставляющие право призывникам с высшим образованием выбирать между одним годом службы по призыву и двумя – по контракту.
Казалось, на обозримую перспективу военному ведомству остается лишь поддерживать и усовершенствовать весь этот набравший требуемые обороты механизм.
Однако на днях стало известно, что Министерство финансов внесло на обсуждение в правительство предложения по дальнейшему сокращению расходов государственного бюджета в 2015 году. В числе предлагаемых мер – сокращение расходов на материальное и жилищное обеспечение военнослужащих и отказ в 2015 году, несмотря на «президентский статус» задачи, от увеличения численности военнослужащих-контрактников, за счет чего предполагается сэкономить 16,5 млрд руб.
Помимо банального «недополучения» в 2015 году военным ведомством очередных 50 тыс. контрактников реализация данного предложения грозит обернуться куда более серьезными издержками.
Можно предположить, что в этом случае неизбежно возникнет вопрос о ликвидации существующей сети пунктов отбора по контракту. Поскольку получается, что они, кроме разве что консультирования граждан, как минимум год будут работать для государства «вхолостую». Ликвидация же данной структуры обернется и потерей соответствующих специалистов. Кроме того, отказ от набора контрактников в 2015 году отсечет от службы немало потенциальных кандидатов не только в этот период, но и в будущем, ведь все понимают: приоритет, которым жертвуют сегодня, может ожидать подобная участь и в дальнейшем, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
И, наконец, последнее. Проблема оттока кадров из числа военнослужащих-контрактников, в силу различных причин, по-прежнему существует. Если учесть, что в 2014 году было отобрано и принято на военную службу по контракту более 90 тыс. человек, а общее увеличение проходящих службу контрактников составило 75 тыс. человек, можно сделать вывод о «естественной убыли» в количестве 15 тыс. человек. Несложно догадаться, что предлагаемая Минфином «заморозка» набора контрактников в текущем году на деле обернется также и существенным сокращением их реальной численности. Что в условиях возрастающих объемов поставляемых в войска вооружений и военной техники приведет к серьезной нехватке специалистов, особенно – технического профиля.
Вряд ли издержки подобного характера, столь значимые для боеготовности Российской армии, учитывались представителями Минфина. И есть ли у них экономический прогноз: во что обойдется последующая реанимация данной работы?