0
5498
Газета Реалии Интернет-версия

07.10.2016 00:01:00

Новейшая история заполярного предприятия ОСК

Евгений Зудин

Об авторе: Евгений Васильевич Зудин – генеральный директор АО «10 ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод» .

Тэги: минобороны, северный флот, рахманов, атомфлот, росатом, мурманск


минобороны, северный флот, рахманов, атомфлот, росатом, мурманск Цеха и другие объекты градообразующего предприятия недавно прошли ремонт и модернизацию.

До начала 90-х годов АО «10 ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод» было известно как стабильное, развитое предприятие Минобороны РФ, специализирующееся на выполнении всех видов ремонта атомных подводных лодок. Наступивший затем длительный период нестабильности привел к сокращению численного корабельного состава Северного флота, снижению производственной загрузки предприятия, задержке заработной платы, массовому сокращению персонала и как результат – распродаже имущества за долги. Впрочем, такой конец на самом деле оказался началом новой эпохи в истории предприятия.

В июне 2010 года завод становится дочерним зависимым обществом Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Возрождение обанкротившегося градообразующего предприятия началось с февраля 2015 года после принятия Объединенной судостроительной корпорацией политически сложного решения по возрождению судоремонтного завода.

Перед руковоством предприятия встала непростая задача – вывести завод из кризиса. О глубине последнего свидетельствует статистика: в феврале 2015 года на предприятии работало около 350 человек (из них 62 – основные производственные рабочие), эксплуатировался один плавучий док ПД-18 и рейдовый буксир РБ-298, а также три плавучих причала в аварийном состоянии. Производственные и офисные здания предприятия пребывали в критическом состоянии – негерметичная кровля, отсутствие теплового контура и т.д. По периметру завода отсутствовало ограждение. Расчетный счет заблокирован, задержка заработной платы – три месяца, гособоронзаказ 2012–2014 не закрыт, а текущий – обеспечивал лишь 30-процентную загрузку основного производства. При этом завод не являлся исполнителем ни одной из федеральных целевых программ, а имеющиеся у завода лицензии давали право работать только на кораблях Минобороны РФ.

Для разблокировки счета, которая позволила бы погасить задолженность по заработной плате, налогам, закрыть работы по гособоронзаказу 2012–2014 и дать возможность предприятию приступить к самостоятельной производственной и хозяйственной деятельности, требовалось единовременное вливание денежных средств в размере не менее 268 млн руб.

В марте 2015 года совместно с ОСК завод разработал бизнес-план своего развития на период 2015–2017 годы. Он предусматривает перевод, раскрепление и ввод в эксплуатацию на акватории судоремонтного предприятия второго плавучего дока, дающего возможность достойной загрузки, своевременного производства работ по доковому ремонту и утилизации кораблей и судов различных типов и тактико-технических характеристик, что позволило бы вывести предприятие из финансового кризиса.

В мае 2015 года, по результатам посещения завода президентом ОСК Алексеем Рахмановым, предприятию выделен заем в размере 268 млн руб., в полном объеме направленный на погашение задолженности по заработной плате, налогам и на завершение работ по гособоронзаказу 2012–2014. На развитие предприятия и модернизацию производств денежных средств не выделялось.

Несмотря на имеющиеся производственные, финансовые и экономические показатели, жесткую конкуренцию, удалось создать молодую команду единомышленников и организовать производство.

Итоги работы предприятия в последние полтора года впечатляют (табл. 1). Работы по гособоронзаказу 2012–2015 выполнены и закрыты в прошлом году. Загрузка предприятия в нынешнем – приближается к 100%. Все работы по гособоронзаказу выполняются в срок, согласованный с Северным флотом и заказчиком. Выполняются работы по выигранным конкурсам по линии Росатома и Атомфлота. По состоянию на август 2016 года численность сотрудников предприятия превысила 500 человек, основных производственных рабочих среди них уже 166 человек.

Значительные мощности завода и его близость к Северному Ледовитому океану позволяют принимать активное участие в развитии Арктики и Севморпути. 	Фотографии предоставлены АО «10 ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод»
Значительные мощности завода и его близость к Северному Ледовитому океану позволяют принимать активное участие в развитии Арктики и Севморпути. Фотографии предоставлены АО «10 ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод»

Поставлены на учет и получено разрешение на право эксплуатации опасных производственных объектов, проведено экспертное обследование, зарегистрированы и допущены к эксплуатации крановое оборудование и другие объекты, поднадзорные Ростехнадзору. Переоформлены, а также получены новые лицензии и разрешительные документы, дающие заводу право работать на кораблях и судах Минобороны РФ, гражданского флота, атомного ледокольного флота и в области использования атомной энергии в мирных целях. Созданы и введены в эксплуатацию не имеющие аналогов на предприятиях ОСК в Мурманском регионе участки по проведению технического освидетельствования баллонов высокого давления, ремонту и зарядке различных типов огнетушителей, переработки жидких радиоактивных отходов, а также электромонтажный участок, позволяющий исключить привлечение частных и малых предприятий, не входящих в ОСК, при исполнении работ в рамках гособоронзаказа и по линии других заказчиков. Ведется работа со школами, средними и высшими учебными заведениями по привлечению на завод молодых специалистов. За счет предприятия выполнен ремонт кровли производственных и офисных зданий, кроме самого большого блока цехов А. Ведутся работы по созданию теплового контура – меняются окна, выполняется косметический ремонт. Разрабатывается проект ограждения завода по всему периметру.

Несмотря на положительные результаты производственной и хозяйственной деятельности завода, из-за отсутствия второго дока, рваной загрузки и несвоевременной оплаты заказчиком выполненных работ остаются проблемы, связанные с задержкой заработной платы и возвратом займа ОСК.

В третьем квартале 2016 года инвестиционным комитетом ОСК запланировано рассмотрение инвестиционной программы развития завода на период 2016–2020 годов. Основное, обозначенное в ней мероприятие заключается в передислокации, раскреплении и вводе в эксплуатацию на акватории завода в 2017 году второго плавучего дока. Наличие второго дока позволит создать на базе АО «10 ордена Трудового Красного Знамени судоремонтного завода» современное, специализированное доковое производство для обеспечения выполнения работ по доковому ремонту и сервисному обслуживанию и утилизации подлодок, кораблей и судов как в рамках гособоронзаказа, так и по результатам конкурсных процедур в части номенклатуры Росатома, Атомфлота, предприятий нефтегазового комплекса и других потенциальных заказчиков. Это позволит обеспечить загрузку предприятия по самым разным направлениям.

Предварительная расчетная динамика роста загрузки и годового финансового оборота в случае ввода в эксплуатацию второго плавучего дока представлена в табл. 2.

Еще одно преимущество – географическое расположение завода в непосредственной близости от Баренцева моря и Северного Ледовитого океана открывает перспективы привлечения дочернего зависимого общества ОСК в северо-западном регионе при создании Кольской опорной зоны для обеспечения социально-экономического развития Арктики и морского северного арктического пути.

В июле 2016 года АО «10 ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод» стало представителем Союза машиностроителей России в Мурманском регионе. Мурманское отделение Союза машиностроителей России не функционировало более пяти лет и в рейтинге союза находилось на последних местах. На базе предприятия реорганизовано и приступило к общественной деятельности Мурманское отделение союза нового состава. Его председателем назначен Евгений Зудин, а куратором – президент ОСК Алексей Рахманов. Кроме того, завод стал членом Общероссийского отраслевого объединения работодателей Союза машиностроителей России.

Таким образом, благодаря вовремя и правильно принятому решению о возрождении АО «10 ордена Трудового Красного Знамени судоремонтного завода», смене руководящего состава и назначению молодого, опытного гендиректора за сравнительно короткий срок завод-банкрот превратился в развивающееся предприятие военного и гражданского судоремонта. Это первый, но не самый трудный этап возрождения. Руководству завода совместно с профильными департаментами ОСК в нынешних условиях дефицита бюджета еще предстоит решить проблемные вопросы, касающиеся включения завода в федеральные целевые программы, и обеспечить исполнение инвестиционной программы развития предприятия в 2016–2020 годах.

Слаженный трудовой коллектив завода, умеющий и желающий работать в новых реалиях, намерен окончательно вернуть былую славу орденоносному предприятию и поднять престиж работы в судоремонтной отрасли северного региона России.   

Untitled-2.jpg

Справка о предприятии по состоянию на август 2016 года

Акционерное общество «10 ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод»

Образован 20 августа 1935 года

В марте 1981 года завод награжден орденом Трудового Красного Знамени

Место расположения – г. Полярный закрытого административно-территориального образования Александровск Мурманской области

Персонал – 512 человек, из них 166 ОПР

Выполнен ремонт, сданы флоту более 500 ед. кораблей и судов СФ, из них более 200 ед. атомных и дизельных подводных лодок 1-го, 2-го и 3-го поколения


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1003
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1648
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1481
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2791

Другие новости