Газета Реалии Интернет-версия

21.07.2017 00:01:00

Дорога в глубины Вселенной начинается на Земле

Олег Цыганков

Об авторе: Олег Семенович Цыганков – доктор технических наук, заслуженный конструктор РФ, главный научный сотрудник ПАО «РКК «Энергия» им. С.П. Королёва».

Тэги: королев, звезда, энергия, анохин, ту 14а, союз 5, гагарин, чкалов, мир, орлан

королев, звезда, энергия, анохин, ту 14а, союз 5, гагарин, чкалов, мир, орлан Бригада испытателей после завершения одной из программ полетов «в невесомости». Стоят: В. Воробьёв (ЦПК), Н. Муляров (ЦПК), О. Цыганков («Энергия»), П. Шарин (ЦПК), В. Ульянов («Энергия»), В. Скачков (ЦПК). Сидят: Е. Лохин («Энергия»), В. Солдаткин («Энергия»), А. Полещук («Энергия»), И. Крылов (с камерой, Центрнаучфильм).

Тема, поднятая в публикации «Первопроходцы неизвестности» («НВО» №13 за 14–20 апреля 2017 года), нашла живейший отклик у людей, которые были или остаются причастными к затронутой стороне космической деятельности.

В статье отдается должное труду и памяти тех людей, на которых оценивалось и измерялось воздействие на организм человека факторов и условий космического полета и определялись допустимые пределы этого воздействия, а также определялась дееспособность людей в этих условиях. Прослежены судьбы участников таких экспериментов. Исследования в Институте авиационной (впоследствии и космической) медицины носили биомедицинскую направленность, где испытуемые являлись объектами воздействия и источниками объективной и субъективной информации. Результаты, выводы и рекомендации этих исследований открывали путь для полета человека в космос.

В 1969 году с подачи Сергея Павловича Королева при поддержке Мстислава Всеволодовича Келдыша и активности Олега Георгиевича Газенко создан Институт медико-биологических проблем, в котором были сосредоточены исследования в области космической медицины.

В тот же период на скафандростроительном предприятии НПП «Звезда» им. Г.И. Северина (тогда завод №918) был образован медицинский отдел и группа сотрудников для участия в испытаниях систем жизнеобеспечения и защитного снаряжения.

И здесь правомерно поставить вопрос: а как организованы и обеспечены отработка и испытания космических систем, элементом которых является человек, в головной отечественной организации по пилотируемым космическим полетам – Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» им. С.П. Королева? Ответом на данный вопрос и является этот материал.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

В 1962 году в СССР начато проектирование корабля «Союз», а в 1966 году состоялся его беспилотный полет. Предстояли полеты, содержанием которых должны стать как неизвестный ранее вид деятельности человека, так и новое оборудование, обеспечивающее выполнение полетных задач. Задачи эти можно было выполнить, только проведя их предварительную отработку, испытания и оценку выполнимости в условиях невесомости как одного из самых существенных условий космического полета.

В 1964 году в ОКБ-1 (теперь РКК «Энергия») по указанию С.П. Королёва был организован летно-испытательный отдел, в функции которого было включено: разработка программы полета, бортовых инструкций экипажу и методических положений для создания тренажеров; испытание космической техники и отработка действий космонавтов в условиях, приближенных к условиям полета и, в первую очередь, в условиях невесомости. Руководителем отдела был приглашен знаменитый летчик-испытатель, Герой Советского Союза Сергей Николаевич Анохин. На работу в отдел пришли опытнейшие специалисты по летным испытаниям, закончившие службу в ВВС, а также молодые, но опытные инженеры из подразделений предприятия. В рамках летно-испытательного отдела была выделена группа для участия и технического обеспечения летных испытаний «на невесомость», лидером которым стал Владимир Викторович Аксёнов, впоследствии летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, кандидат технических наук.

Подготовка гидромакета базового блока орбитальной станции, испытателей в скафандрах и легководолазов к погружению. Слева направо: В. Ульянов, Е. Лохин, О. Цыганков, Т. Чибискова, П. Поздняков, Б. Ханутин (все «Энергия»).	Фотографии предоставлены автором
Подготовка гидромакета базового блока орбитальной станции, испытателей в скафандрах и легководолазов к погружению. Слева направо: В. Ульянов, Е. Лохин, О. Цыганков, Т. Чибискова, П. Поздняков, Б. Ханутин (все «Энергия»). Фотографии предоставлены автором

Методика моделирования невесомости в полете самолета уже была отработана пилотами ЛИИ им. М.М. Громова на специально подготовленных машинах Ту-104А. Одним из пионеров таких полетов был Анохин. Работа была организована в форме межведомственных испытаний с распределением ответственности: ОКБ-1 – объекты испытаний, технология и методика их эксплуатации; Завод «Звезда» – космические скафандры и их эксплуатация; ЛИИ им. М.М. Громова – полеты и моделирование условий g=0 и g=0,16. Позднее полеты осуществлялись и на базе ГНИИ ВВС в Чкаловском с участием ЦПК им. Ю.А. Гагарина. Испытатели представлены ведомствами – участниками испытаний.

Первый выход человека в открытый космос был пионерским экспериментом, поставленным Сергеем Королёвым и выполненным Алексеем Леоновым (1965). Следующим шагом в развитии внекорабельной деятельности (ВКД) стал переход через открытый космос из космического корабля (КК) «Союз-5» в КК «Союз-4» уже двух космонавтов (1969), тщательно отработанный в условиях моделированной невесомости. Появились знания и опыт для подготовки и решения более сложных и объемных задач.

Наступили времена орбитальных станций (ОС). Вся внекорабельная деятельность отечественных космонавтов осуществлена на ОС «Салют-6», «Салют-7», орбитальном комплексе «Мир», российском сегменте Международной космической станции (МКС). На ОС обеспечена возможность выхода космонавта в открытый космос в созданных для этой цели скафандрах «Орлан-Д» (1968), длительного пребывания вне гермоотсека и выполнения разнообразных технологических операций: замена служебного оборудования и научной аппаратуры, монтажные и ремонтные работы с использованием специально созданных инструментов. Первая половина 70-х, наряду с обеспечением текущих программ, ознаменована интенсивными экспериментальными работами по всестороннему исследованию функциональных возможностей человека, снаряженного в скафандр под избыточным давлением и находящегося в условиях невесомости. Таким образом, к началу полета ОС «Салют-6» была сформирована рабочая концепция подготовки и реализации ВКД, эффективность которой подтвердилась результатами в реальных космических полетах.

ПОГРУЖЕНИЕ В ГИДРОСРЕДУ

Методика отработки операций по мелким элементам в салоне самолета в режиме невесомости длительностью в 30 секунд была недостаточно продуктивной для растущего объема работ. Начинается активное освоение метода гидроневесомости. Попытки использования водной среды для имитации невесомости путем погружения осуществлялись медиками уже в 60-е годы. Погружение в скафандре в гидросреду опробованы в 1966–1969 годы. По техническому заданию РКК «Энергия» в НПП «Звезда» был разработан гидроаналог скафандра «Орлан» для испытаний в гидросреде. Одновременно были изготовлены гидромакеты модулей ОС «Салют» и КК «Союз». Первые погружения по отработке ВКД и тренировки экипажа проведены в 1977 году в обычном плавательном бассейне в ЦПК, а в 1977 году погружение проводились в построенной в ЦПК прекрасно оснащенной гидролаборатории с ванной диаметром 23 м и глубиной 12 м.

В этот исторический период в нашей стране разрабатывались программы и техника не только для геоцентрических полетов, но и для полетов к Венере, Марсу, в том числе и полета человека на Луну. В середине 60-х годов в ЛИИ выполнялись полеты с моделированием лунной тяжести для получения основных понятий об особенностях поведения и физиологии человека в условиях 0,16g, о возможностях деятельности на поверхности Луны. Далее развернулись экспериментально-испытательные работы применительно к целям и задачам планируемой лунной экспедиции, возможным нештатным ситуациям и способам их парирования. Проведена отработка исследовательского оборудования и геологических инструментов, адаптированных к лунному скафандру «Кречет-94» (1967). Интенсивные работы продолжались вплоть до приостановки программы Н1-Л3 в 1973 году. Получены значимые результаты, не потерявшие ценности до сих пор. Эти результаты были использованы недавно в экспериментальной программе «Марс-500» при имитации действий на поверхности планеты. В интересах лунной программы в РКК «Энергии» был создан и использовался стенд для моделирования условий 0,16g методом обезвешивания системы «человек–скафандр». Впоследствии стенд «Селен» был перерегулирован на моделирование силы тяжести, близкой к нулю. НПП «Звезда» располагала стендом разгрузки силы тяжести до 0,16g путем наклона опорной плоскости.

Очевидно, что многомодульные космические объекты не могут быть выведены на орбиты в проектной конфигурации. Завершение их изготовления и сборки из заводских цехов и МИКов выносится на монтажные орбиты и реализуется в процессе ВКД. Таким образом осуществляется интеграция в ОС новых модулей, прокладка межмодульных коммуникаций, модернизация и реконструкция ОС с целью расширения научного потенциала, поддержания и восстановления работоспособности и живучести в течение всего длительного срока активного существования. Отсюда понятно, какое особое место в летно-технической эксплуатации геоорбитальных объектов, межпланетных экспедиционных комплексов, напланетных станций занимает и будет занимать внекорабельная деятельность и ее адекватная наземная подготовка.

НОВЫЙ ЭТАП

На основе группы Аксёнова, по его инициативе в ЦБКЭМ (теперь РКК «Энергия») была образована лаборатория по обеспечению ВКД (1970), руководителем которой он оставался до зачисления в отряд космонавтов (1973). С 1974 года лабораторию возглавил Олег Семенович Цыганков, по предложению которого и при поддержке руководства в лице летчиков-космонавтов Валерия Викторовича Рюмина и Александра Павловича Александрова в 1986 году лаборатория была преобразована в экспериментально-испытательный отдел по обеспечению внекорабельной деятельности и технологических работ.

В 2001 году в должности начальника отдела Цыганкова сменил летчик-космонавт Александр Федорович Полещук. Целью работы отдела, которая достигается исполнением сотрудниками отдела своих должностных обязанностей, является комплексное обеспечение ВКД: организация создания экспериментальных установок для наземной отработки ВКД; технологическое и методическое обеспечение ВКД; создание средств фиксации, инструментов и оснастки для ВКД; наземная отработка ВКД в условиях, приближенных к натурным; разработка бортовых инструкций экипажу; информационное обеспечение и сопровождение в ЦУПе бортовой подготовки и реализации ВКД.

Есть концептуальное обстоятельство, которое способствует особо продуктивной и успешной работе отдела: инженеры и руководители отдела наряду с исполнением должностных инженерно-технических и организационно-методических функций в статусе испытателей-добровольцев принимают физическое участие в экспериментах и испытаниях в условиях воздействия вредных факторов космического пространства, в том числе моделированной микровесомости в самолете-лаборатории, в гидросреде и др., для чего проходят медицинское освидетельствование, парашютную и водолазную подготовку, владеют техникой и методикой работы в скафандре, накапливая значительный опыт, который передают кандидатам в космонавты при подготовке. Все это возможно при личной хорошей переносимости специалистами физических условий испытаний. При этом в качестве испытателя-добровольца сотруднику отдела необходимо иметь: требуемый для данного испытания профиль и уровень образования; допуск врачебной комиссии к конкретному виду испытаний; квалификационную специализацию (знание объекта, программы и методики испытаний, оценки и оформления результатов); знание и практические навыки по выполнению типовых операций и действий в нештатных и аварийных ситуациях.

При участии в испытаниях в условиях самолета-лаборатории, гидросреды, барокамер, центрифуг, различных климатогеографических зон на организм испытателя действует один или сочетание вредных факторов: перегрузки, невесомость, а также их чередование; повышенная или пониженная температура и/или резкое ее изменение; повышенное или пониженное барометрическое давление и/или резкое его изменение; повышенный или пониженный (полная тишина), шум и/или резкое его изменение; повышенное гидростатическое давление и/или резкое его изменение; гидродинамическое сопротивление; повышенная радиация; замкнутый объем; звуковые и световые раздражители; ортостатические исследования; инъекции, прием лекарственных препаратов; выполнение физических упражнений с повышенной или предельно допустимой для человека нагрузкой.

В разное время в отделе работали ставшие космонавтами: В.В. Аксёнов, Г.М. Стрекалов, Ю.В. Усачёв, А.И. Лазуткин, А.Ф. Полещук, К.М. Козеев, М.Б. Корниенко, О.Г. Артемьев; в настоящее время в отряде космонавтов готовятся бывшие сотрудники отдела Н.В. Тихонов и А.Н. Бабкин.

Следует привести здесь отрывки из беседы летчика-космонавта В.В. Аксёнова с астронавтом Эдгаром Митчеллом, в прошлом опытным военным летчиком, летавшим на Луну в миссии «Аполлон-14» и впоследствии создавшим в США НИИ по изучению «ноэтических проблем» – изучению сверхвозможностей человека. Данная информация приведена В.В. Аксёновым в его книге «Дорогами испытаний»: «Э. Митчелл очень эрудированный и широкообразованный человек, глубоко понимающий проблемы, связанные с оценкой возможностей Человека, а также понимающий последствия от воздействия больших и предельных нагрузок на организм человека. Э. Митчелл говорит: «Самое неприятное для организма человека – это переходные процессы. Например, в режимах невесомости на самолете: сначала идет перегрузка, затем сразу же невесомость, затем опять перегрузка. Это очень вредно для организма и не остается без последствий». Когда Э. Митчелл узнал, что Аксёнов лично участвовал в выполнении 1400 режимов невесомости, он воскликнул: «Какое же надо для этого иметь здоровье!» И Аксёнов, летчик-космонавт, выполнивший два космических полета, сделал вывод: «Если же попытаться сравнивать негативное влияние на мое здоровье космических полетов и полетов на невесомость, то значительно большее влияние все же за полетами на невесомость».

Настоятельно рекомендую прочитать книгу В.В. Аксёнова тем, кто хочет понимать работу космонавта-испытателя из промышленности.

Публикация «Первопроходцы неизвестности» воистину задела за живое. Приятно было прочитать, что «те, кто трудился в ИМБП, ЦПК им. Ю.А. Гагарина, НПП «Звезда», получили признание, статус испытателя и были отмечены наградами, кои и не снились их предтечам». Но такие награды не снятся сегодня их коллегам и современникам, испытателям-добровольцам из РКК «Энергия», коих эти веяния никоим образом даже не коснулись. Во всем остальном – полное согласие с автором публикации: и отсутствие социальной поддержки хотя бы в пенсионном обеспечении, и нагрудные знаки родного предприятия или в лучшем случае Федерации космонавтики как общественной структуры, а не признание специфического труда государством или хотя бы ведомством.

На самом деле многим ли известно о существовании в РКК «Энергия» такого вида работ и такой категории испытателей? Иных уж нет, другие пребывают на пенсии «по старости». Кто-то продолжает работать, творчески передавая свои знания и опыт молодым действующим испытателям. Вот имена специалистов РКК «Энергия» им. С.П. Королёва, подлинных энтузиастов, которые в 1967–2017 годы не эпизодически, а регулярно, по 3–5 и вплоть до 15–17 лет трудились на ниве испытаний космической техники и «человеческого фактора»: В.В. Аксёнов, А.В. Кустов, В.А. Свирин, В.Г. Солдаткин, Е.Г. Лохин, О.С. Цыганков, Б.С. Ханутин, А.Ф. Полещук, В.С. Ульянов, В.Г. Сорока, С.С. Киреевичев, М.А. Беляков, Л.Ю. Свиридова, О.Г. Артемьев, А.Н. Бабкин, Н.В. Тихонов и др.

Самоценной наградой испытателям являются события, когда тщательно отработанные на Земле и четко выполненные космонавтами операции обеспечивают выполнение программы полета, парирование нештатных ситуаций и эксплуатацию ОС в полном объеме ее функциональных и научных возможностей.