0
4765
Газета Реалии Интернет-версия

21.07.2017 00:01:00

Дорога в глубины Вселенной начинается на Земле

Олег Цыганков

Об авторе: Олег Семенович Цыганков – доктор технических наук, заслуженный конструктор РФ, главный научный сотрудник ПАО «РКК «Энергия» им. С.П. Королёва».

Тэги: королев, звезда, энергия, анохин, ту 14а, союз 5, гагарин, чкалов, мир, орлан


королев, звезда, энергия, анохин, ту 14а, союз 5, гагарин, чкалов, мир, орлан Бригада испытателей после завершения одной из программ полетов «в невесомости». Стоят: В. Воробьёв (ЦПК), Н. Муляров (ЦПК), О. Цыганков («Энергия»), П. Шарин (ЦПК), В. Ульянов («Энергия»), В. Скачков (ЦПК). Сидят: Е. Лохин («Энергия»), В. Солдаткин («Энергия»), А. Полещук («Энергия»), И. Крылов (с камерой, Центрнаучфильм).

Тема, поднятая в публикации «Первопроходцы неизвестности» («НВО» №13 за 14–20 апреля 2017 года), нашла живейший отклик у людей, которые были или остаются причастными к затронутой стороне космической деятельности.

В статье отдается должное труду и памяти тех людей, на которых оценивалось и измерялось воздействие на организм человека факторов и условий космического полета и определялись допустимые пределы этого воздействия, а также определялась дееспособность людей в этих условиях. Прослежены судьбы участников таких экспериментов. Исследования в Институте авиационной (впоследствии и космической) медицины носили биомедицинскую направленность, где испытуемые являлись объектами воздействия и источниками объективной и субъективной информации. Результаты, выводы и рекомендации этих исследований открывали путь для полета человека в космос.

В 1969 году с подачи Сергея Павловича Королева при поддержке Мстислава Всеволодовича Келдыша и активности Олега Георгиевича Газенко создан Институт медико-биологических проблем, в котором были сосредоточены исследования в области космической медицины.

В тот же период на скафандростроительном предприятии НПП «Звезда» им. Г.И. Северина (тогда завод №918) был образован медицинский отдел и группа сотрудников для участия в испытаниях систем жизнеобеспечения и защитного снаряжения.

И здесь правомерно поставить вопрос: а как организованы и обеспечены отработка и испытания космических систем, элементом которых является человек, в головной отечественной организации по пилотируемым космическим полетам – Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» им. С.П. Королева? Ответом на данный вопрос и является этот материал.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

В 1962 году в СССР начато проектирование корабля «Союз», а в 1966 году состоялся его беспилотный полет. Предстояли полеты, содержанием которых должны стать как неизвестный ранее вид деятельности человека, так и новое оборудование, обеспечивающее выполнение полетных задач. Задачи эти можно было выполнить, только проведя их предварительную отработку, испытания и оценку выполнимости в условиях невесомости как одного из самых существенных условий космического полета.

В 1964 году в ОКБ-1 (теперь РКК «Энергия») по указанию С.П. Королёва был организован летно-испытательный отдел, в функции которого было включено: разработка программы полета, бортовых инструкций экипажу и методических положений для создания тренажеров; испытание космической техники и отработка действий космонавтов в условиях, приближенных к условиям полета и, в первую очередь, в условиях невесомости. Руководителем отдела был приглашен знаменитый летчик-испытатель, Герой Советского Союза Сергей Николаевич Анохин. На работу в отдел пришли опытнейшие специалисты по летным испытаниям, закончившие службу в ВВС, а также молодые, но опытные инженеры из подразделений предприятия. В рамках летно-испытательного отдела была выделена группа для участия и технического обеспечения летных испытаний «на невесомость», лидером которым стал Владимир Викторович Аксёнов, впоследствии летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, кандидат технических наук.

Подготовка гидромакета базового блока орбитальной станции, испытателей в скафандрах и легководолазов к погружению. Слева направо: В. Ульянов, Е. Лохин, О. Цыганков, Т. Чибискова, П. Поздняков, Б. Ханутин (все «Энергия»).	Фотографии предоставлены автором
Подготовка гидромакета базового блока орбитальной станции, испытателей в скафандрах и легководолазов к погружению. Слева направо: В. Ульянов, Е. Лохин, О. Цыганков, Т. Чибискова, П. Поздняков, Б. Ханутин (все «Энергия»). Фотографии предоставлены автором

Методика моделирования невесомости в полете самолета уже была отработана пилотами ЛИИ им. М.М. Громова на специально подготовленных машинах Ту-104А. Одним из пионеров таких полетов был Анохин. Работа была организована в форме межведомственных испытаний с распределением ответственности: ОКБ-1 – объекты испытаний, технология и методика их эксплуатации; Завод «Звезда» – космические скафандры и их эксплуатация; ЛИИ им. М.М. Громова – полеты и моделирование условий g=0 и g=0,16. Позднее полеты осуществлялись и на базе ГНИИ ВВС в Чкаловском с участием ЦПК им. Ю.А. Гагарина. Испытатели представлены ведомствами – участниками испытаний.

Первый выход человека в открытый космос был пионерским экспериментом, поставленным Сергеем Королёвым и выполненным Алексеем Леоновым (1965). Следующим шагом в развитии внекорабельной деятельности (ВКД) стал переход через открытый космос из космического корабля (КК) «Союз-5» в КК «Союз-4» уже двух космонавтов (1969), тщательно отработанный в условиях моделированной невесомости. Появились знания и опыт для подготовки и решения более сложных и объемных задач.

Наступили времена орбитальных станций (ОС). Вся внекорабельная деятельность отечественных космонавтов осуществлена на ОС «Салют-6», «Салют-7», орбитальном комплексе «Мир», российском сегменте Международной космической станции (МКС). На ОС обеспечена возможность выхода космонавта в открытый космос в созданных для этой цели скафандрах «Орлан-Д» (1968), длительного пребывания вне гермоотсека и выполнения разнообразных технологических операций: замена служебного оборудования и научной аппаратуры, монтажные и ремонтные работы с использованием специально созданных инструментов. Первая половина 70-х, наряду с обеспечением текущих программ, ознаменована интенсивными экспериментальными работами по всестороннему исследованию функциональных возможностей человека, снаряженного в скафандр под избыточным давлением и находящегося в условиях невесомости. Таким образом, к началу полета ОС «Салют-6» была сформирована рабочая концепция подготовки и реализации ВКД, эффективность которой подтвердилась результатами в реальных космических полетах.

ПОГРУЖЕНИЕ В ГИДРОСРЕДУ

Методика отработки операций по мелким элементам в салоне самолета в режиме невесомости длительностью в 30 секунд была недостаточно продуктивной для растущего объема работ. Начинается активное освоение метода гидроневесомости. Попытки использования водной среды для имитации невесомости путем погружения осуществлялись медиками уже в 60-е годы. Погружение в скафандре в гидросреду опробованы в 1966–1969 годы. По техническому заданию РКК «Энергия» в НПП «Звезда» был разработан гидроаналог скафандра «Орлан» для испытаний в гидросреде. Одновременно были изготовлены гидромакеты модулей ОС «Салют» и КК «Союз». Первые погружения по отработке ВКД и тренировки экипажа проведены в 1977 году в обычном плавательном бассейне в ЦПК, а в 1977 году погружение проводились в построенной в ЦПК прекрасно оснащенной гидролаборатории с ванной диаметром 23 м и глубиной 12 м.

В этот исторический период в нашей стране разрабатывались программы и техника не только для геоцентрических полетов, но и для полетов к Венере, Марсу, в том числе и полета человека на Луну. В середине 60-х годов в ЛИИ выполнялись полеты с моделированием лунной тяжести для получения основных понятий об особенностях поведения и физиологии человека в условиях 0,16g, о возможностях деятельности на поверхности Луны. Далее развернулись экспериментально-испытательные работы применительно к целям и задачам планируемой лунной экспедиции, возможным нештатным ситуациям и способам их парирования. Проведена отработка исследовательского оборудования и геологических инструментов, адаптированных к лунному скафандру «Кречет-94» (1967). Интенсивные работы продолжались вплоть до приостановки программы Н1-Л3 в 1973 году. Получены значимые результаты, не потерявшие ценности до сих пор. Эти результаты были использованы недавно в экспериментальной программе «Марс-500» при имитации действий на поверхности планеты. В интересах лунной программы в РКК «Энергии» был создан и использовался стенд для моделирования условий 0,16g методом обезвешивания системы «человек–скафандр». Впоследствии стенд «Селен» был перерегулирован на моделирование силы тяжести, близкой к нулю. НПП «Звезда» располагала стендом разгрузки силы тяжести до 0,16g путем наклона опорной плоскости.

Очевидно, что многомодульные космические объекты не могут быть выведены на орбиты в проектной конфигурации. Завершение их изготовления и сборки из заводских цехов и МИКов выносится на монтажные орбиты и реализуется в процессе ВКД. Таким образом осуществляется интеграция в ОС новых модулей, прокладка межмодульных коммуникаций, модернизация и реконструкция ОС с целью расширения научного потенциала, поддержания и восстановления работоспособности и живучести в течение всего длительного срока активного существования. Отсюда понятно, какое особое место в летно-технической эксплуатации геоорбитальных объектов, межпланетных экспедиционных комплексов, напланетных станций занимает и будет занимать внекорабельная деятельность и ее адекватная наземная подготовка.

НОВЫЙ ЭТАП

На основе группы Аксёнова, по его инициативе в ЦБКЭМ (теперь РКК «Энергия») была образована лаборатория по обеспечению ВКД (1970), руководителем которой он оставался до зачисления в отряд космонавтов (1973). С 1974 года лабораторию возглавил Олег Семенович Цыганков, по предложению которого и при поддержке руководства в лице летчиков-космонавтов Валерия Викторовича Рюмина и Александра Павловича Александрова в 1986 году лаборатория была преобразована в экспериментально-испытательный отдел по обеспечению внекорабельной деятельности и технологических работ.

В 2001 году в должности начальника отдела Цыганкова сменил летчик-космонавт Александр Федорович Полещук. Целью работы отдела, которая достигается исполнением сотрудниками отдела своих должностных обязанностей, является комплексное обеспечение ВКД: организация создания экспериментальных установок для наземной отработки ВКД; технологическое и методическое обеспечение ВКД; создание средств фиксации, инструментов и оснастки для ВКД; наземная отработка ВКД в условиях, приближенных к натурным; разработка бортовых инструкций экипажу; информационное обеспечение и сопровождение в ЦУПе бортовой подготовки и реализации ВКД.

Есть концептуальное обстоятельство, которое способствует особо продуктивной и успешной работе отдела: инженеры и руководители отдела наряду с исполнением должностных инженерно-технических и организационно-методических функций в статусе испытателей-добровольцев принимают физическое участие в экспериментах и испытаниях в условиях воздействия вредных факторов космического пространства, в том числе моделированной микровесомости в самолете-лаборатории, в гидросреде и др., для чего проходят медицинское освидетельствование, парашютную и водолазную подготовку, владеют техникой и методикой работы в скафандре, накапливая значительный опыт, который передают кандидатам в космонавты при подготовке. Все это возможно при личной хорошей переносимости специалистами физических условий испытаний. При этом в качестве испытателя-добровольца сотруднику отдела необходимо иметь: требуемый для данного испытания профиль и уровень образования; допуск врачебной комиссии к конкретному виду испытаний; квалификационную специализацию (знание объекта, программы и методики испытаний, оценки и оформления результатов); знание и практические навыки по выполнению типовых операций и действий в нештатных и аварийных ситуациях.

При участии в испытаниях в условиях самолета-лаборатории, гидросреды, барокамер, центрифуг, различных климатогеографических зон на организм испытателя действует один или сочетание вредных факторов: перегрузки, невесомость, а также их чередование; повышенная или пониженная температура и/или резкое ее изменение; повышенное или пониженное барометрическое давление и/или резкое его изменение; повышенный или пониженный (полная тишина), шум и/или резкое его изменение; повышенное гидростатическое давление и/или резкое его изменение; гидродинамическое сопротивление; повышенная радиация; замкнутый объем; звуковые и световые раздражители; ортостатические исследования; инъекции, прием лекарственных препаратов; выполнение физических упражнений с повышенной или предельно допустимой для человека нагрузкой.

В разное время в отделе работали ставшие космонавтами: В.В. Аксёнов, Г.М. Стрекалов, Ю.В. Усачёв, А.И. Лазуткин, А.Ф. Полещук, К.М. Козеев, М.Б. Корниенко, О.Г. Артемьев; в настоящее время в отряде космонавтов готовятся бывшие сотрудники отдела Н.В. Тихонов и А.Н. Бабкин.

Следует привести здесь отрывки из беседы летчика-космонавта В.В. Аксёнова с астронавтом Эдгаром Митчеллом, в прошлом опытным военным летчиком, летавшим на Луну в миссии «Аполлон-14» и впоследствии создавшим в США НИИ по изучению «ноэтических проблем» – изучению сверхвозможностей человека. Данная информация приведена В.В. Аксёновым в его книге «Дорогами испытаний»: «Э. Митчелл очень эрудированный и широкообразованный человек, глубоко понимающий проблемы, связанные с оценкой возможностей Человека, а также понимающий последствия от воздействия больших и предельных нагрузок на организм человека. Э. Митчелл говорит: «Самое неприятное для организма человека – это переходные процессы. Например, в режимах невесомости на самолете: сначала идет перегрузка, затем сразу же невесомость, затем опять перегрузка. Это очень вредно для организма и не остается без последствий». Когда Э. Митчелл узнал, что Аксёнов лично участвовал в выполнении 1400 режимов невесомости, он воскликнул: «Какое же надо для этого иметь здоровье!» И Аксёнов, летчик-космонавт, выполнивший два космических полета, сделал вывод: «Если же попытаться сравнивать негативное влияние на мое здоровье космических полетов и полетов на невесомость, то значительно большее влияние все же за полетами на невесомость».

Настоятельно рекомендую прочитать книгу В.В. Аксёнова тем, кто хочет понимать работу космонавта-испытателя из промышленности.

Публикация «Первопроходцы неизвестности» воистину задела за живое. Приятно было прочитать, что «те, кто трудился в ИМБП, ЦПК им. Ю.А. Гагарина, НПП «Звезда», получили признание, статус испытателя и были отмечены наградами, кои и не снились их предтечам». Но такие награды не снятся сегодня их коллегам и современникам, испытателям-добровольцам из РКК «Энергия», коих эти веяния никоим образом даже не коснулись. Во всем остальном – полное согласие с автором публикации: и отсутствие социальной поддержки хотя бы в пенсионном обеспечении, и нагрудные знаки родного предприятия или в лучшем случае Федерации космонавтики как общественной структуры, а не признание специфического труда государством или хотя бы ведомством.

На самом деле многим ли известно о существовании в РКК «Энергия» такого вида работ и такой категории испытателей? Иных уж нет, другие пребывают на пенсии «по старости». Кто-то продолжает работать, творчески передавая свои знания и опыт молодым действующим испытателям. Вот имена специалистов РКК «Энергия» им. С.П. Королёва, подлинных энтузиастов, которые в 1967–2017 годы не эпизодически, а регулярно, по 3–5 и вплоть до 15–17 лет трудились на ниве испытаний космической техники и «человеческого фактора»: В.В. Аксёнов, А.В. Кустов, В.А. Свирин, В.Г. Солдаткин, Е.Г. Лохин, О.С. Цыганков, Б.С. Ханутин, А.Ф. Полещук, В.С. Ульянов, В.Г. Сорока, С.С. Киреевичев, М.А. Беляков, Л.Ю. Свиридова, О.Г. Артемьев, А.Н. Бабкин, Н.В. Тихонов и др.

Самоценной наградой испытателям являются события, когда тщательно отработанные на Земле и четко выполненные космонавтами операции обеспечивают выполнение программы полета, парирование нештатных ситуаций и эксплуатацию ОС в полном объеме ее функциональных и научных возможностей.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Ольга Соловьева

Бюджет оплатит закупку лекарств от разных форм гепатита

0
653
Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партийные кандидаты показали патриотические чувства и локальные успехи

0
651
Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Анастасия Башкатова

Автовладельцы ищут способы сэкономить на запчастях и ремонте

0
588
Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Екатерина Трифонова

Нелегальный мигрант попытался найти защиту у Конституционного суда РФ

0
578

Другие новости