0
2244
Газета Реалии Интернет-версия

12.04.2019 00:01:00

Военно-гражданская интеграция

Сможет ли оборонно-промышленный комплекс стать локомотивом экономики страны

Филипп Маурин

Об авторе: Филипп Маурин – военный обозреватель.

Тэги: россия, опк, армия, конверсия, кастрюли, сковородки, глонасс, космос


россия, опк, армия, конверсия, кастрюли, сковородки, глонасс, космос Чайник в конце 80-х годов прошлого века стал одним из символов конверсии в СССР. Фото pixabay.com

Современный дизайн бензиновой канистры придумали немецкие инженеры в годы Второй мировой войны, тогда же для нужд американской армии были разработаны стандартные грузовые контейнеры. Армированная клейкая лента и «Суперклей» рождены в военных лабораториях. В СССР суперклей назывался «Циакрин».

Появление реактивных самолетов потребовало для их обнаружения радиолокационных станций на основе генераторов электромагнитных волн СВЧ-магнетронов. Впоследствии магнетроны поставили в микроволновки. Интернет, системы спутникового позиционирования GPS и ГЛОНАСС, внедорожники, большая часть электроники, синтетическое моторное масло – все из оборонки.

Работы по созданию синтетических материалов для средств индивидуальной защиты и амуниции привели к созданию тканей кевлар, нейлон, лайкра, покрытия тефлон. Перевязочные материалы из целлюкоттона для военных после окончания войн пошли на выпуск первых прокладок Kotex. Сплав титана и никеля, способный «запоминать» форму, нитинол, используют при изготовлении бюстгальтеров.

Военное прошлое разработок помогало продвижению продукта.

Любопытно, что на военно-техническом форуме «Армия-2018» было представлено больше разработок именно для гражданского рынка.

Конверсия – это не только перестройка производства с военной продукции на гражданскую. Речь о глубинном переходе на новый технологический уклад. Конверсионные всплески прежних лет имели свои особенности. Наиболее масштабной была конверсия в Советском Союзе после Великой Отечественной войны. Тогда была цель восстановить массовое производство товаров народного потребления. Эта глубокая конверсия постепенно перешла в довольно долгую военно-гражданскую интеграцию. До середины 1980-х почти вся высокотехнологичная продукция – фотоаппараты, холодильники, телевизоры, стиральные машины, магнитофоны – выпускалась на оборонных предприятиях. На протяжении всего советского периода доля гражданской продукции ОПК составляла около половины.

Вторая конверсия началась в России с конца 80-х. В конце 90-х с большинства заводов был полностью снят гособоронзаказ, а предприятия – приватизированы. В начале 2000-х оформилось ядро оборонно-промышленного потенциала – Сводный реестр ОПК. Требование увеличить долю гражданского производства продиктовано не кризисными явлениями, как в 90-е годы, когда резко были сокращены военные бюджеты, – нынешние меры носят упреждающий и плановый характер.

В итоге на оборонных предприятиях может появиться новая должность: ответственный за диверсификацию. В ходу будет не только лозунг «Делай в России!», но и «Делай в России и покупай в России!». За счет диверсификации помимо прочего должны создаваться новые высокотехнологичные рабочие места.

При этом, по оценке экспертов, предприятия оборонно-промышленного комплекса, которые в ближайшие годы проведут конверсию, могут занять лидирующие позиции во многих отраслях производства и даже смогут частично вытеснить с рынка предприятия гражданские. Для них конверсии представляют серьезную угрозу. Ведь мощности у оборонных предприятий   весьма серьезные. В последние годы они прошли модернизацию, у них есть все необходимое для того, чтобы выпускать качественную продукцию невоенного назначения. Кроме того, в последние годы из-за увеличения объема гособоронзаказа у предприятий ОПК накопился серьезный запас прочности.

Впрочем, пока все эти риски условны: переориентация предприятий ОПК на выпуск гражданской продукции еще не набрала силы. Это во многом связано с технологической перестройкой предприятий, поиском новых товаров, рынков. К тому же не следует забывать и о прошлых ошибках, допущенных в процессе конверсии оборонных предприятий, не допустить их вновь.

Ветераны ОПК помнят тазики, чайники, сковородки и зонтики, сделанные на предприятиях оборонки. Далеко не всем им удалось выжить в рыночной стихии, сохранить производственные мощности, специалистов и объемы выпускаемой продукции. Чего ждать от попытки номер два?

Необходимо введение в законодательные акты в сфере закупок нормы об обязательном участии оборонных предприятий в поставках гражданской продукции. Сегодня этого нет. Чтобы оборонщики ориентировались на выпуск нужной в регионе продукции, предложено создать реестр товаров гражданского потребления, необходимых местному населению. Однако рынок и без того не в состоянии принять столько продукции, сколько выпускают наши крупные предприятия. Значит, вновь встает вопрос выхода на другие рынки, в том числе зарубежные, вопрос модернизации производства и поиск того продукта, который будут покупать. Некоторые предприятия, открывшие гражданское производство, уже обожглись, не получив просчитанных, казалось бы, объемов сбыта.

Предприятия оборонно-промышленного комплекса ориентированы в основном на высокотехнологичную продукцию. Есть технологии, есть интеллектуальный запас, человеческие ресурсы, есть научно-образовательные учреждения и учреждения по подготовке персонала. Оборонка способна выпускать беспилотники, робототехнику и другую наукоемкую продукцию.

В то же время нынешняя конверсия будет иметь существенные особенности. Замещать будут производства военной продукции, обновленные при техперевооружении в 2013–2017 годах – под передовые образцы вооружений. На создание новейшего оборудования и высоких технологий было выделено 3 трлн руб. Вряд ли большинство этих обновленных мощностей может быть легко адаптировано под выпуск гражданской продукции. Новые производства потребуют и новых управленческих решений, и соответствующих кадров.

Конверсия будет также отягощена санкциями. Они затруднят получение технологий, оборудования, комплектующих, прямых инвестиций и заемных средств за рубежом. Невозможно будет ограничиться только той моделью конверсии, в которой большинство гражданской продукции можно непосредственно выпускать лишь в ОПК.

В конечном счете, говорят специалисты, речь в первую очередь должна идти не столько о конверсии, сколько о продуманной стратегии диверсификации, основанной на гибких и бережливых производствах, внедряемых на оборонных предприятиях, на современных маркетинговых приемах и организационных принципах: технопарки, интегрированные с вузами, кластеры.

Такая стратегия требует долгосрочного планирования на 15–20 лет, развития 6-го и 7-го технологических укладов. Но отдачу можно ожидать, только если освоенные новые технологии составляют больше половины. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


РПЦ отказывается от ядерного православия?

РПЦ отказывается от ядерного православия?

Андрей Мельников

0
1589
Пентагон может вернуться  к стратегии двух войн

Пентагон может вернуться к стратегии двух войн

Вашингтон воспринимает российско-китайский альянс как прямую угрозу

0
1372
Америка хочет взяться за Арктику

Америка хочет взяться за Арктику

Владимир Иванов

Пентагон разработал новую стратегию действий на Крайнем Севере

0
2512
Холдинг двойного назначения

Холдинг двойного назначения

Николай Поросков

На выставке «Армия-2019» специалисты «Швабе» представят свои новейшие разработки

0
1866

Другие новости

Загрузка...
24smi.org