0
7531
Газета Реалии Интернет-версия

19.04.2019 00:01:00

Курдов опять предали

Многострадальный народ может по-прежнему надеяться только на себя

Захар Гельман

Об авторе: Захар Гельман – доктор химических и философских наук, профессор.

Тэги: турция, ирак, иран, сирия, курды, россия


турция, ирак, иран, сирия, курды, россия Бойцы «пешмерги» на учениях. Фото с сайта www.dvidshub.net

В течение нескольких веков на Среднем Востоке продолжается трагедия курдов – коренного народа этого региона. Около 40 млн представителей некогда единого этноса сегодня проживают в разных государствах. Именно к курдам относится определение «нация без государства». В настоящее время не менее 80% этого народа проживает в Турции, Ираке, Иране и Сирии. Издревле курдские общины сформировались в Армении, Азербайджане и Грузии. Несколько тысяч курдов живет в России.

ТЯЖЕЛАЯ СУДЬБА

Курды всегда стремились к самоопределению на территориях исторического проживания. Еще в VII веке до н.э. курды создали свое первое государство Мидийскую империю, но уже в VI веке до н.э. она пала под ударами разномастных завоевателей...

10 августа 1920 года во французском городе Севр был подписан международный мирный договор, получивший по месту подписания название Севрского. В этом документе, оформившем завершение Первой мировой войны, намерение создать курдское государство не очень внятно декларировалось как «неблагоприятное политическому моменту» и тогдашнему плану не суждено было сбыться.

Впервые курдская автономия на территории Ирака (часто именуемого Иракским Курдистаном, но географически относящегося к Северному Ираку) была провозглашена 11 марта 1970 года после многолетнего противостояния с Багдадом. Однако в 1974-м начался новый конфликт между курдами и арабами, а в 1980 году добавилась и ирано-иракская война.

Следует упомянуть и о программе под кодовым названием «Анфаль» (в пер. с арабского – «трофеи»), которая реализовывалась правительственными войсками в Северном Ираке в 1987–1989 годы. В ходе «Анфаля» иракская арабская армия уничтожила не менее 182 тыс. курдов. Было разрушено 80% курдских деревень. В концлагерях оказалось 700 тыс. курдов. Миллион человек стали беженцами. При этом продолжалась насильственная арабизация курдского населения.

В марте 1975 года Саддам Хусейн в Алжире обсудил с шахом Ирана Мохаммедом Реза Пехлеви курдский вопрос. Шах согласился не оказывать поддержку курдам в обмен на отказ Саддама от иракской воды и перенос ирано-иракской границы к реке Шатт-эль-Араб (в пер. с арабского – «арабский берег»), образующейся в Ираке и Иране при слиянии Тигра и Евфрата, в пользу Ирана.

Можно только сожалеть, что все эти действия были проигнорированы как странами Запада во главе с США, так и СССР и странами советского блока.

После свержения американцами и их союзниками режима Саддама Хусейна в 2003 году курдские военные формирования в Ираке, именуемые «пешмерга» (буквально с курдского – «те, кто смотрит смерти в лицо»; название возникло в середине ХХ века, как курдский эквивалент ирано-арабскому «фидая» – «человек, жертвующий собой во имя веры»), восстановили формальную автономию Иракского Курдистана. По сегодняшний день это самая стабильная часть «Большого Ирака»...

О проблеме езидов, примерно полумиллионном религиозно-этническом курдском меньшинстве, большинство которых говорит по-курдски, мир заговорил только после освобождения «пешмергой» при авиационной поддержке американцев летом 2014 года горного хребта Синджар, который езиды считают священным. Террористы казнили здесь 1800 курдов-езидов, без вести пропавшими числится еще 3400 человек. Много езидов захоронены в братских могилах. Сотни езидских женщин попали в сексуальное рабство.

Согласно Конституции страны, Иракскому Курдистану разрешено иметь собственные ВС. Военным, подчиняющимся Багдаду, запрещено входить на территорию автономии.

В Иракском Курдистане действует немало местных законов. Обращает внимание один из них. Багдад запретил въезд в страну гражданам Израиля и иностранцам, имеющим в паспортах отметки о пребывании в Израиле. Если израильтяне или граждане с вышеуказанными отметками по незнанию прибывают на границу арабской части Ирака, их могут задержать или даже арестовать. В лучшем случае они будут отправлены обратно. Но они же без всяких сложностей имеют право въехать через пограничные переходы Иракского Курдистана. На въезде курдские пограничники проставят в паспортах штамп о 15-дневном безвизовом пребывании именно на территории автономии.

ИЗРАИЛЬ – СОЮЗНИК НАВСЕГДА

Между еврейским и курдским народами исторически сложились дружественные отношения. Со времен Вавилонского пленения еврейского народа (с 597 по 539 год до н.э.) и до массовой репатриации в Израиль после 1948 года десятки тысяч курдистанских евреев, именуемых лахлухами или ассирийскими евреями, проживали в различных районах Иракского Курдистана. Курды, будучи меньшинством в арабских странах, Турции и Иране, стремились к самоопределению. Поэтому они близко к сердцу приняли стремление евреев воссоздать свое государство.

Лахлухи внесли значительный вклад в обороноспособность Израиля. Уроженец Иракского Курдистана «рав – алуф» (генерал-лейтенант, высшее воинское звание в ЦАХАЛ – Армии обороны Израиля) Ицхак Мордехай, награжденный медалью «Итур ха-Оз» («За отвагу»), проявленную в Войне Судного дня, занимал пост министра обороны в 1996–1999 годах.

В 1961 году по просьбе муллы Мустафы Барзани (1903–1979), основавшего в 1946 году Демократическую партию Курдистана, Израиль предпринял «огромные усилия с целью военной поддержки курдов». Именно такими словами определил помощь евреев курдам Шмуэль (Муки) Кац, видный израильский политик и публицист, в книге «Солдаты-шпионы», впервые вышедшей на английском языке в 1992 году.

Примечательно, что Кац сражался против британских властей в Палестине в рядах боевой организации ЭЦЕЛ (сокр. от иврит. «Иргун Цваи Леуми», в переводе на русский – «Национальная военная организация»). По данным Каца, «Моссад» (Израильская политическая разведка) и АМАН (Управление военной разведки Израиля) передавали «пешмерге» разведданные об иракской армии. Этот факт подтверждал и знаменитый израильский разведчик Элиэзер (Гейзи) Цафрир, находившийся в 1974–1975 годах на нелегальном положении в Ираке. По его данным, израильские военные смогли наладить снабжение курдов оружием, захваченным в качестве трофеев у египтян во время Шестидневной войны в июне 1967 года.

Известно, что еще в 2004 году израильские официальные лица встречались не только с Масудом Барзани, сыном Мустафы Барзани и президентом Иракского Курдистана в 2005–2017 годы, но и с его политическим соперником Джалалем Талабани (1933–2017), лидером «Патриотического союза Курдистана», партии, объединившей несколько левых организаций. Джалал Талабани – первый избранный неарабский президент Ирака (с 6 апреля 2005 года по 24 июля 2014 года).

Небезынтересно, что именно через курдов израильтяне помогли иракскому военному летчику Муниру Редфе, ассирийцу по происхождению и христианину по вероисповеданию, угнать в Израиль самолет МиГ-21. 15 августа 1966 года он перелетел из Ирака в Израиль, перелет занял всего 25 минут. Эта операция по угону самолета, разработанная «Моссадом», получила кодовое название «Бриллиант». После перелета на пресс-конференции для израильских и иностранных журналистов Редфа заявил, что христиане-ассирийцы подвергаются в Ираке национальной и религиозной дискриминации.

Курды в меру своих сил тоже помогали израильтянам. Так, в мае 2007 года «пешмерга» в юго-восточной турецкой провинции Бингёль (по-курдски Чевлик) подорвала грузовой состав с оружием и боеприпасами для ливанской шиитской организации «Хезболла», признанной террористической в ряде стран. Состав следовал из Ирана через Турцию в Сирию с дальнейшей переправой на юг Ливана.

В своей политической речи, произнесенной еще в 2014 году, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху поддержал установление независимого курдского государства. Он заявил: «Курды – борцы, которые доказали политическую зрелость своих организаций и приверженность к решению своих проблем за столом переговоров. И если к ним применяют насилие, они готовы сражаться. Курды давно и, безусловно, достойны своей политической независимости».

СЛАБОСТЬ И СИЛА КУРДСКОЙ АВТОНОМИИ В СИРИИ

Если Иракский Курдистан можно характеризовать как стабильную и благополучную зону в Ираке, то о Сирийском Курдистане подобного сказать нельзя. 17 марта 2016 года де-факто была провозглашена Демократическая Федерация Северной Сирии, неофициально именуемая Сирийским Курдистаном или Рожавой, или Западным Курдистаном (по-курдски Rojava – «запад»). Фактически самоуправляемый регион Рожава, составляющий примерно четверть территории Сирии, приобрел автономию еще в 2012 году.

Точности ради следует заметить, что Северная Сирия – многонациональный регион, в котором наряду с курдами проживают арабы, ассирийцы, туркмены (туркоманы), а также общины черкесов, чеченцев и армян. Большинство сирийских курдов проживают в пределах двух из четырнадцати сирийских провинций – Эль-Хасаке и Алеппо. Там они составляют значительную, но не преобладающую часть населения. Таким образом, курды в Сирии не большинство сирийского народа. Поэтому весьма показательно, что Рожава не провозглашает свою полную независимость. Речь идет о широкой автономии.

В 2004 году в качестве боевого крыла сирийских курдов были созданы Отряды народной самообороны (ОНС). С началом в Сирии гражданской войны их численность росла и вскоре они стали основной вооруженной группировкой сирийских курдов. На сегодняшний день численность ОНС оценивается в 20 тыс. бойцов. Как и в иракской «пешмерге», в ОНС много женщин. Обращает на себя внимание тот факт, что курды в отличие от своих соседей никогда не ограничивали права женщин. В 2013 году в городе Африн (входящем в состав Рожавы) был сформирован полностью женский батальон в составе ОНС.

Слабость курдской автономии в Сирии определяется географическим фактором: Рожава не имеет такой защищенности горными хребтами, какой природа наделила районы проживания курдов в Ираке, Турции и Иране. Тактически Рожава весьма уязвима при нападении, ибо сразу образуются осажденные районы. Именно так случилось с осадой города Кобани (по-арабски – Айн-Эль-Араб). 26 января 2015 года курды овладели одним из оплотов террористов на востоке Кобани. Последовавшая осада Кобани террористами продолжалась 133 дня. За город сражались более 3 тыс. курдов, включая женские батальоны. 5 октября 2015 года в боях за Кобани боец женского батальона ОНС 19-летняя Арин Миркан подорвала себя вблизи позиций террористов, уничтожив несколько из них.

В Сирии курдские ОНС входят в коалицию с небольшими левыми боевыми группировками и многочисленными ассирийскими и туркменскими военизированными формированиями. К началу 2016 года ОНС, одержав ряд побед над террористами, распространили влияние на всю северную часть Сирии.

Сирийский писатель курдского происхождения Алан Хассан в одном из интервью с некоторой долей горькой иронии сказал: «Курдский вопрос и то, как с ним бороться, – это проблема, которую для себя вычленили четыре страны: Сирия, Ирак, Турция и Иран.

Причем, несмотря на политические, этнические и идеологические различия этих стран, отношение к стремлению курдов обрести свою государственность понимания не встречает».

Особо жестко к этому естественному стремлению курдского народа относится Турция.

20 января 2018 года турецкая армия и протурецкие военизированные формирования сирийской оппозиции начали операцию «Оливковая ветвь» с целью вытеснить курдов из района Африн и создать на границе Турции и Сирии буферную зону. Причем турки откровенно именуют ОНС (как впрочем, и «пешмергу») террористическими группировками.

По словам турецких официальных лиц, операция «Оливковая ветвь» проводится «в рамках международного права» с соблюдением территориальной целостности Сирии. Однако Дамаск квалифицирует эти действия как агрессию и нарушение суверенитета Сирии.

Анкара объявила врагом даже сирийского политика курдского происхождения Салиха Муслима Мухаммада, лидера партии «Демократический союз» (ДС), депутата Национального координационного комитета за демократические перемены, образованного в июне 2011 года. Этого человека турки включили в список особо опасных преступников и за его поимку назначили награду в 4 млн турецких лир. 25 февраля 2018 года по запросу Турции его задержали в Праге, но через два дня освободили по решению суда. И этот факт вызвал резкую критику со стороны Анкары.

В декабре 2018 года президент Дональд Трамп объявил о выводе американских войск из Сирии. При этом он обещал, что территории, на которых дислоцируются американские подразделения в Северной Сирии, будут переданы «партнеру США», а именно ОНС. Шеркох (Шерко) Аббас, президент Национальной Ассамблеи Курдистана в Сирии, и Роберт Скарлофф, активист курдского национально-освободительного движения, врач по профессии, в совместно написанной статье «Выбор президента», опубликованной в газете Jerusalem Post в январе 2019 года, вынуждены признать, что такой передачи территории не произошло.

«Отчаянная ситуация побудила курдов, – отмечают Аббас и Скарлофф, – обратиться за поддержкой к Ирану, России и даже Башару Асаду».

В ходе гражданской войны в Сирии потери курдов, согласно официальной статистике, составляют около 250 тыс. погибших и свыше 800 тыс. пропавших без вести. По данным, которые не считаются официальными, но определяются как вполне реальные цифры, – погибших и пропавших без вести курдов минимум в два раза больше. Половина сирийцев бежала, более 12 млн стали переселенцами. И конечно, среди них немало курдов.

Ш. Аббас и Р. Скарлофф считают несомненным упущением президента Трампа факт «не создания дружественной коалиции, включающей суннитские государства региона во главе с Саудовской Аравией, с привлечением курдов, христиан и других меньшинств». «Курдистан мог бы стать опорным пунктом ближневосточной политики США, – пишут авторы публикации, – но Трамп принял другое решение».

Что касается региональных держав, то, по мнению Аббаса и Скарлоффа, «они делают все, чтобы стереть с лица земли само упоминание о курдах». И действительно, Турция уже потребовала от компании Google убрать в поисковой системе само слово «Курдистан». Подобный вербальный посыл весьма опасен, потому что за ним вполне могут последовать крупные военные операции.

Курдские лидеры убеждены, что Соединенные Штаты могут сделать решительный шаг в защиту курдов, если президент Трамп подпишет Акт по предотвращению геноцида и этнических чисток. «Вопрос в том, входит ли это в его планы», – пишут Аббас и Скарлофф. И с пессимизмом заключают: «Пока что курды оказались первой главной мишенью тех, кто жаждет их уничтожения».      

Иерусалим


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Ось Москва–Тегеран–Пекин обретает реальность на море

Ось Москва–Тегеран–Пекин обретает реальность на море

Владимир Скосырев

Россия пробивает окно на Юг через Иран

0
1315
Генсек НАТО отправился в турне по Южному Кавказу

Генсек НАТО отправился в турне по Южному Кавказу

Артур Аваков

Визит начался со стратегического союзника Анкары – Баку

0
2051
Диалог в Омане поставил США и Иран в неловкое положение

Диалог в Омане поставил США и Иран в неловкое положение

Игорь Субботин

Вашингтон и Тегеран разошлись в оценке содержания негласных переговоров

0
3576
Региональная политика 11-14 марта в зеркале Telegram

Региональная политика 11-14 марта в зеркале Telegram

0
1167

Другие новости