0
1284
Газета Регионы России Интернет-версия

27.10.1999 00:00:00

Передел, ведущий к беспределу

Тэги: целлюлознобумажный, скандал


Выборгский ЦБК: пейзаж после битвы.
Фото автора

ПУЩЕННЫЕ на самотек события имеют обыкновение развиваться от плохого к худшему. Именно так и произошло на Выборгском целлюлозно-бумажном комбинате, где впервые в постперестроечной России был создан прецедент национализации предприятия по "советскому" образцу. При этом слово "советский" несет двойную смысловую нагрузку: нейтральную - топонимическую, поскольку именно так называется поселок, где все это случилось, и соответственно политическую.

Только халатностью власти, как местной, так и федеральной, можно объяснить то, что два года назад трудовой коллектив, по сути, беспрепятственно захватил предприятие, назначил на нем свою "народную администрацию", выбрал "народного директора" и фактически полностью выпал из экономического и социального пространства Ленинградской области. Комбинат прекратил делать какие-либо отчисления в местный и федеральный бюджеты, платить долги поставщикам и энергетикам, пуская всю прибыль на зарплату. Перед тем как пойти на столь решительный шаг, люди настрадались от двух совершенно бездарных иностранных собственников (последний - фирма "Нимонор"), которые довели предприятие до ручки.

Понимая, что они идут на противозаконную акцию, рабочие стали исподволь готовиться к обороне. Был создан стачечный комитет, который выработал тактику защиты комбината. Куда там Гражданской обороне бывшего Союза или МЧС до такой организации дела! В качестве способов оповещения коллектива в экстренных ситуациях была разработана система телефонного "обзвона", сообщений из квартиры в квартиру, наконец, звуковых сигналов (гудки маневрового паровоза, сирены пожарных машин...). Рабочие дружины взяли под охрану весь ЦБК, практически полностью перекрыв доступ на него всем посторонним и в первую очередь государственным чиновникам.

Когда с людьми пытались говорить о незаконности такой приватизации (по сути, экспроприации), они отвечали: "Ну и что, а кто сейчас соблюдает законы?" Между тем у комбината появился новый и вполне законный владелец - фирма "Алцем". В отличие от предыдущих компаний "Алцем" имеет серьезные намерения возродить комбинат, а главное, средства на это. Более того, законный владелец уже приступил к погашению долга по зарплате, обещает сохранить профиль предприятия, число работающих. Стачком же принял "Алцем" в штыки, дескать, опять иноземцы. Но на сей раз английская "прописка" фирмы - скорее формальность, ее действительно зарегистрировали в Великобритании и капитал (инвестиции) пойдет оттуда же, но учредители за исключением одного человека - россияне, как, собственно, и новый директор комбината Александр Сабадаш. Стачком обратился в Арбитражный суд. Решение было не в пользу трудового коллектива.

- Три попытки проникновения на ЦБК с целью восстановления законности, - рассказывает главный судебный пристав Ленинградской области Анатолий Гончаренко, - не увенчались успехом. Народные дружины, каким-то образом узнававшие о предстоящем приезде делегации судебных приставов, неизменно перекрывали автостраду "Скандинавия", связывающую Петербург с Финляндией, порой привлекая для этих целей даже своих детей. В последний раз судебные приставы выезжали на комбинат 9 июля, но "народная администрация" их бесцеремонно выставила. После 20 сентября суд предписал продолжить исполнение решения. В итоге группа приставов решила явиться тогда, когда на ЦБК будет минимум сотрудников, то есть ночью. Тем более что статья 12-3 федерального закона об исполнении производства предусматривает такую возможность.

И случилось то, что должно было случиться: штурм, выстрелы, раненые, заложники┘ Все это имело место в ночь с 13 на 14 октября в тишайшем уголке Ленинградской области. Стачком учел все, в том числе и информационный фактор. С появлением на территории судебных приставов в сопровождении выборгских милиционеров и группы "Тайфун", относящейся к Главному управлению по исполнению наказаний и предназначенной для подавления тюремных бунтов, в работу включилось "дезинформационное агентство" самопровозглашенной администрации в лице референта "народного директора" ЦБК Галины Пакулевой. Энергичная женщина обзванивала информагентства и сообщала "о людях в масках, захвативших комбинат и стреляющих в рабочих".

Тем временем к комбинату со всего поселка подтягивались разбуженные люди, число которых по разным оценкам достигло трех тысяч. Начался штурм заводоуправления, где забаррикадировались "тайфуновцы" и судебные приставы.

- Нас поливали аммиаком, травили "Черемухой", забрасывали камнями, - рассказала потом старший пристав Выборгского района Тамара Веселова, - хотя мы всего лишь выполняли свою работу. Своим спасением мы обязаны только "тайфуновцам", которые знали, что делать в такой ситуации. Они чуть ли не на руках вынесли нас из этого ада.

Среди нападавших, по свидетельству многих очевидцев, были коротко стриженные молодые амбалы в кожаных куртках. Многие были пьяны. Это явно не рабочие комбината. Люди были вооружены не только камнями и кольями, как подобает пролетариату, но и газовым, охотничьим и даже боевым оружием, не говоря уже о спецсредствах типа "Черемухи". Из толпы раздавались беспорядочные выстрелы, несколько предупредительных выстрелов сделали и осажденные спецназовцы. Итог вооруженного столкновения - четыре человека в больнице, у одного огнестрельное ранение плеча, у другого на кисти руки отстрелены два пальца. Тяжелее всех пострадал официальный директор ЦБК, представитель фирмы "Алцем" Александр Сабадаш, у него тяжелое сотрясение мозга, вывих руки, сломаны ребра.

Один из рабочих с гордостью рассказывал мне:

- Когда мы забрасывали их (осажденных "тайфуновцев" и судебных приставов) камнями, чтобы выбить из заводоуправления, кто-то обратил внимание на человека с капюшоном на голове, ходившего в сторонке и говорившего по радиотелефону. В нем узнали Сабадаша. Начальник отдела кадров тут же предложил захватить его в заложники┘ Ох, как мы его отметелили!

15 октября, в п. Советский прибыли вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас, первый заместитель руководителя службы судебных приставов Минюста России Николай Галанин, первый заместитель прокурора Ленинградской области Дмитрий Мальков и другие официальные лица. Итогом длительных переговоров с рабочими стала эвакуация 20 "тайфуновцев" и восьми приставов из здания заводоуправления. Судебные приставы вынуждены были подписать акт о невозможности исполнения решения суда, после чего их под улюлюканье толпы пропустили по коридору, образованному взявшимися за руки омоновцами. Власть, кажется, расписалась в собственном бессилии.

Однако представитель Минюста Николай Галанин заметил, что уже до конца этого года конфликт будет разрешен. По его мнению, есть масса способов признать "народное предприятие" незаконным, например можно арестовать его счета. А прокурор области Юрий Прокофьев заявил, что по факту воспрепятствования исполнению решения суда по передаче имущества Выборгского ЦБК собственнику предприятия - фирме "Алцем" в соответствии со статьей 315 УК РФ возбуждено уголовное дело. Другое дело, кто конкретно станет ответчиком по нему?

Сегодня вполне очевидно: "народное предприятие" - не жилец. Даже если его оставить в покое, оно съест само себя. Из отчета, сделанного полтора месяца назад "народным директором" Александром Ванториным на заседании Северо-Западного межрегионального территориального органа Федеральной службы России по делам о несостоятельности, видно, что ЦБК - банкрот. Его задолженность фискальным органам - 11 млн. рублей, поставщикам сырья - 73 млн. Мощности комбината загружены лишь на 20%. Имущество комбината "народному предприятию" не принадлежит. Все, чем может гордиться ЦБК, - зарплата работникам комбината, которая с декабря 98-го года в среднем выросла с 1,2 тыс. рублей до 1,8. Но бесконечно нельзя не платить налоги, не возвращать долги, и как только это все-таки придется сделать, коллектив опять сядет на хлеб и воду.

Законный владелец готов уже сейчас начать инвестиционные вложения в экономику комбината. Но коллектив напрочь отвергает очередного владельца. И тут настроениями рабочих очень здорово манипулируют заинтересованные стороны. Одна из них - профкомитет ЦБК.

На днях Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области и председатель профкома ЦБК сделали сенсационное заявление. Они выразили готовность выкупить Выборгский ЦБК за 186 миллиардов рублей старыми. Это, пожалуй, нечто новое в профсоюзном движении, когда профсоюзные лидеры хотят побороться не только за права рабочих, но и за право самим снять пенки в ходе поднятой шумихи. Председатель профкома ЦБК Виталий Киряков заявил, в частности: "Профсоюзная организация комбината выступила учредителем ЗАО "Выборгский ЦБК". Профсоюзы без тени смущения считают себя акционерами предприятия, тогда как у трудового коллектива осталось всего 1,6% акций. Основную массу акций рабочие сами же и распродали.

Откуда, собственно, взялась цена - 186 млрд. неденоминированных рублей? А это, как пояснил Киряков, стоимость, за которую ЦБК был первоначально продан фирме "Нимонор". Гипотетически предприятие может перейти профсоюзной верхушке. Но тогда против кого она будет поднимать на борьбу рабочий класс? Против себя? И потом, где найти такого олигофрена, который согласится продать за такую смехотворную сумму комбинат, в реконструкцию которого только в 80-е годы вложено 450 млн. долл.?

- Ситуация, которая сложилась на ЦБК, - заявил прессе председатель правления группы "МастерЪ" Владислав Петров, - может подкосить бюджет многих предприятий. Это - маленькая октябрьская революция. Иностранные партнеры очень трепетно относятся к собственности, и их не устраивает, когда фирмой владеет "трудовой коллектив". Зарубежные инвесторы просто не понимают, что это такое. Утром мне позвонили иностранные партнеры, которые следят за ситуацией на ЦБК, и попросили разъяснений. Питерские предприниматели в панике: у большинства из них возникли такие же проблемы┘

Впрочем, не только иностранные партнеры внимательно следят за событиями под Выборгом. Комбинат буквально завален телеграммами поддержки коммунистических и иных левых формирований всей России. Гудок старого, словно возникшего из небытия паровоза, давшего сигнал к штурму в п. Советский, для многих стал своего рода "залпом "Авроры", а сами события на ЦБК - прообразом путиловских стачек.

Рабочие Ленинградского металлического завода, например, не просто поддержали Выборгское "народное предприятие", но и провели манифестацию у проходной ЛМЗ, где была принята резолюция: "Комбинат - в собственность трудового коллектива!". Именно на ЛМЗ в январе этого года группа рабочих при поддержке некоторых акционеров ворвались в кабинет генерального директора ЛМЗ Валерия Чернышова и насильственно вывела его самого и его замов с территории завода. Таким образом власть здесь перешла в другие руки, а судебные разбирательства пока не внесли в ситуацию никакой ясности.

Вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас недвусмысленно говорит о том, что ситуацию на ЦБК очень умело используют силы, стремящиеся установить контроль над Выборгским районом, через который пройдет Балтийская трубопроводная система. Интересы этих людей далеки от лесохимического производства - не тот размах. Их интересует нефтяной бизнес. Многие жители Советского, по мнению Григория Дваса, хорошо знают имена людей, финансирующих рабочую активность. Идет большой передел собственности, и каждый стремится урвать свою часть пирога.

Ленинградская область


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
780
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
822
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1078
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
781

Другие новости