0
1169
Газета Регионы России Интернет-версия

17.11.1999 00:00:00

Перспективы сахалинских проектов

Тэги: Роснефть, нефть


НЕДАВНО государственная нефтяная компания "Роснефть", являющаяся крупным акционером и участником шельфовых сахалинских проектов, погасила свою задолженность по финансированию проекта "Сахалин-1". Выплаченные компанией 37,5 млн. долл., конечно, небольшие деньги, однако от их выплаты зависело, смогут ли российские участники рассчитывать на продолжение полноправного участия в этом перспективном проекте. Бюджет 1999 года по проекту "Сахалин-1" составляет всего около 50 млн. долл. Но и эти деньги до определенного момента выплатить было невозможно: сказывалось сложное финансовое положение компании "Роснефть", в котором она пребывала предыдущие годы. Между "Роснефтью" и ее дочерней структурой ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз", с одной стороны, и иностранными участниками проекта компаниями "Экссоном" (США) и "СОДЕКО" (Япония) - с другой было подписано соглашение, по которому "Роснефть" получила отсрочку до 1 октября в выплате своей доли. За последний год дела в "Роснефти" заметно улучшились, стало возможным выполнить и обязательства по финансированию доли в "Сахалине-1". К настоящему моменту российские участники внесли всю необходимую сумму. Об особенностях и перспективах этих проектов корреспондент "НГ" беседует с вице-президентом "Роснефти" Сергеем Оганесяном:

- Известно, что реализация сахалинских проектов - дело, рассчитанное на многие годы. На каком этапе сейчас находится "Сахалин-1"? На что идут деньги?

- В этом году по графику - в основном на бурение скважины # 6 на месторождении Чайво, а также на исследовательские работы и частично - на экологические мероприятия. Но нужно учитывать, что после отказа Госкомэкологии в выдаче разрешения на сброс буровых растворов бурение было сорвано. В настоящее время оператор проекта "Экссон" совместно с российским участником - ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" - в рамках экологической экспертной комиссии предпринимают необходимые усилия по получению такого разрешения.

Очевидно, что темпы бурения предстоит наверстывать в следующем году. Бюджет работ 2000 года примерно совпадает с бюджетом этого. Мы вполне способны оплачивать нашу долю инвестиций, поэтому ближайшая перспектива оптимистична. Что касается последующих лет - когда подготовительный этап будет пройден и речь пойдет о строительстве платформы и прокладке трубопроводов - там проблема финансирования остается. Но уже сейчас вместе с нашими финансовыми консультантами мы ищем пути, как найти средства. Их потребуется значительно больше, чем на нынешнем этапе, - несколько миллиардов долларов.

- Сейчас можно услышать о том, что часть российской доли инвестиций в шельфовые проекты может быть найдена благодаря продаже 25-процентного пакета акций компании "Роснефть". Насколько это соответствует действительности?

- Рассчитывать на то, что благодаря продаже пакета акций "Роснефти" полностью удастся решить все проблемы финансирования российского участия в сахалинских проектах, не стоит. Однако если конкурс по продаже пакета состоится, в его условия обязательно будут включены и инвестиционные обязательства покупателя, связанные с участием "Роснефти" в проекте "Сахалин-1". Предполагаемые объемы инвестиций - около 160 миллионов долларов. Важно и другое: продажа пакета акций позволит "Роснефти" начать переговоры с Мировым банком об отмене оговорки о негативном залоге, предусматривающем невозможность выделения долгосрочных займов российским государственным компаниям.

- Возможен ли вариант, при котором интерес к этому пакету акций "Роснефти" проявят нынешние участники сахалинских проектов из числа иностранных компаний?

- Когда объявляется тендер на продажу, принять в нем участие могут все заинтересованные компании, поэтому точно сказать, кому этот пакет достанется, заранее нельзя. Вариант, при котором он будет куплен кем-то из нынешних участников сахалинских проектов, не исключен. Но возможна и другая схема. Покупкой пакета могут заинтересоваться компании, которые станут в дальнейшем покупателями газа, который будет получен в процессе осуществления шельфовых проектов.

- В любом случае понятно, что российским компаниям предстоит найти немалые деньги, чтобы осуществить свою долю инвестиций. Но ведь сахалинские проекты, по оценкам экспертов, дадут немалую выгоду государству, позволят придать новый импульс развитию всей нефтяной инфраструктуры Дальнего Востока. Что нужно сделать сейчас и что - в среднесрочной перспективе, чтобы эти планы успешно реализовались?

- Действительно, столь масштабные инвестиции должны окупиться, начать приносить прибыль. Другой вопрос, что это произойдет не сразу. Но, во-первых, и вложения должны делаться поэтапно, распределяться согласно долям участия различных структур - отечественных и зарубежных - в самих шельфовых проектах, а также и в сопутствующих, в том числе и связанных со строительством объектов инфраструктуры. А во-вторых, сахалинские проекты согласно проведенным расчетам принесут десятки миллиардов долларов в казну. Что касается развития инфраструктуры, то здесь предстоит огромная работа. Самое главное - объединить усилия их участников и всех тех, кто заинтересован в реализации проектов. Это позиция и государства, и операторов. Все понимают: тот объем работ, который предстоит выполнить, кому-то одному не по силам.

Я бы разделил вопросы развития инфраструктуры, связанные, допустим, с реализацией проекта "Сахалин-1" и развития инфраструктуры Дальнего Востока в целом.

В рамках проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" предполагается строительство транссахалинских магистральных нефтегазопроводов, новых терминалов, объектов транспортной инфраструктуры острова. А вот что касается, например, газификации Хабаровского или Приморского краев, то здесь существует самостоятельная программа. Она уже прошла все стадии утверждения, недавно принята и правительством. Есть надежда, что в ближайшие 5-10 лет она будет реализована. Суть программы - в прокладке газопровода с Сахалина на Хабаровск и Владивосток, переориентации потребителей топлива на газ. Там его очень ждут.

Российские участники и государство будут иметь немалую долю продукции от реализации проектов. Чтобы перерабатывать эту продукцию, "Роснефть" ведет реконструкцию и модернизацию Комсомольского нефтеперегонного завода, нефтебазы в порту Находка, расширение терминалов и работы на других объектах.

- О значении этой программы для разрешения топливной ситуации в регионах Дальнего Востока известно достаточно давно. Но кто возьмется за ее реализацию, если только стоимость строительства магистральных газопроводов составляет 3,7 миллиарда долларов? Кто будет финансировать эту программу?

- Согласен, ситуация непростая. Бюджет явно не потянет таких трат, а многие иностранные инвесторы из-за политической ситуации в нашей стране и после прошлогодних событий с особой осторожностью идут на подобные проекты. Но выход есть. Здесь возможно развитие за счет третьих сторон - владельцев газопроводов и крупных потребителей газа. Часть расходов должны взять на себя местные администрации.

- А есть ли уже сейчас, пока не начата промышленная эксплуатация сахалинских проектов, интерес к сахалинскому газу и нефти у стран Азиатско-Тихоокеанского региона?

- Когда мы ведем речь о столь масштабных проектах, как сахалинские, необходимо учитывать, что те же контракты с потенциальными потребителями газа планируются на 15-20 лет. Это долгосрочные программы. В том же Китае сейчас на высоком государственном уровне рассматриваются проекты широкого использования газа в стране. При этом собственного газа в Китае не хватает, да и стоит он прилично. Консультации по поводу ориентации сахалинского газа в Китай идут постоянно, и мы участвуем в соответствующих рабочих группах. Есть проекты обеспечения сахалинским газом Южной Кореи с прокладкой газопровода по территории Северной Кореи и другие перспективы. В целом, интерес к продукции, которая будет получена в процессе реализации сахалинских проектов, есть уже сейчас, и это вселяет большие надежды.

Южно-Сахалинск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
808
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1486
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1327
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2497

Другие новости