0
2974
Газета Регионы России Интернет-версия

30.11.1999 00:00:00

Головная боль золоторудных компаний

Тэги: золото, Касноярск


ОБЩИЙ объем добычи золота в Красноярском крае в недавние кризисные годы удерживался на стабильном уровне, а за 1996-1997 гг. даже увеличился более чем на треть. В 1997 г. в крае было добыто почти 17,5 т благородного металла.

Вместе с тем в золотодобыче Красноярска накопился целый ряд проблем, связанных прежде всего с истощением традиционной сырьевой базы россыпного золота в добывающих районах, снижением содержания золота в россыпях в 1,5-3 раза и низкой обеспеченностью приисков разведанными запасами. По этим причинам добыча золота на ряде месторождений становится убыточной. Отрицательное воздействие оказывают и проблемы, характерные для всех золотодобывающих предприятий страны: государство за сданное золото расплачивается с задержками до полугода и более, отказывается от авансирования золотодобывающих предприятий. Плюс к тому, вернее, минус - несовершенство законодательства и рыночной инфраструктуры.

В итоге, несмотря на рост добычи золота, отрасль находится в сложном положении, а потому предприятия и краевые власти ищут устойчивые возможности развития как традиционной россыпной золотодобычи, так и все более перспективной рудной с ориентацией на федеральные и региональные структуры и нарождающиеся элементы рынка золота.

Колебания ситуации на рынке золота и вокруг него неизбежно влекут изменения правил игры и для золотодобытчиков. На смену прежним маломощным старательским артелям со скудными оборотными средствами, поставлявшим давальческое сырье на золотоизвлекательные фабрики, приходят новые собственники. В тайгу завозится суперсовременное оборудование. На производстве устанавливается жесткая дисциплина, при которой "сухой закон" - дело само собой разумеющееся. И построение капиталистического "завтра" в одном отдельно взятом поселке начинается, как это происходит, например, в крупной старательской артели "Полюс" в Северо-Енисейском районе Красноярского края. Там в 1997 г. было добыто около 13,5 т золота.

Но есть и другие примеры, возможно, более поучительные. Примеры того, как предпринимаются попытки реанимировать захиревшее на глазах производство, например, в Курагинском районе Красноярского края на Артемовском золотодобывающем руднике, где три месяца назад произошла смена хозяев в рамках передела собственности в крае.

На свет появился новый собственник - ОАО "Артемовская золоторудная компания". В учредителях - Красноярский завод цветных металлов (74,5% акций предприятия) и Служба муниципального заказчика Курагинской районной администрации, пакет которой составляет 25,5% акций.

Артемовский рудник ведет добычу золота с 1930 г. Максимальный годовой объем - 1200 кг металла (с учетом того, что почти половину этого количества давали старательские артели). В последние годы производство неуклонно снижалось. Объем добычи перед окончательной остановкой предприятия три года тому назад - 360 кг золота. Коллектив рудника за это время сократился с 1400 до 150 человек.

В октябре 1996 г. на предприятии было введено внешнее управление. Пытались поднять рудник, найти кредитные линии, инвестиции - не удалось. В итоге огромная кредиторская задолженность - около 100 млн. руб. вместе с пеней. Суд принял решение о ликвидации предприятия. Вместе с тем конкурсное производство продлено до 15 января будущего года, чтобы передать имущество новым собственникам. Продажи имущества, по расчетам, должно хватить для того, чтобы рассчитаться с долгами первой и второй очереди. "Красцветмет" уже пытались в свое время привлечь на выручку Артемовскому разрезу. Но тогда прежний генеральный директор предприятия на это не пошел, потом позиции стали сближаться... И сегодня завод - основной учредитель золоторудной компании. Банки, едва прослышав про изменение ситуации, чуть ли не в очередь выстраиваются, чтобы кредит дать. Но как раз с этим-то пока и решено на заводе не спешить.

Концентрат, получаемый на золотоизвлекательной фабрике в Артемовске (до 100 г золота на тонну руды), по уже отработанной технологической цепочке должен идти на заводы Свердловской области, так как только там есть возможность его переработки. В то же время жизненно необходимо внедрять на фабрике новые технологические линии, дающие возможность получать концентрат, содержащий не менее трех килограммов благородного металла на тонну. Тогда переработку можно будет вести и в Красноярске.

Интерес к ситуации подогревает и тот факт, что прежним владельцем рудника являлась старательская артель "Согласие". Благих намерений у нее хватало, но даже те, кто еще недавно числился в списках артели, признают, что запустить производство на руднике старателям так и не удалось, и государство золота от них не дождалось.

Впрочем, трудовому коллективу рудника абсолютно безразлично, кто будет в директорском кресле. Как признался начальник золотоизвлекательной фабрики Юрий Мосягин, прошедший на руднике без пропуска все до единой должностные ступеньки, для людей главное - зарплата, а об остальном голова пусть болит у начальства, ибо в пятитысячном Артемовске, наделенном громким статусом города, иных градообразующих предприятий не имеется. И если на руднике опять воцарятся разор и запустение, а народ с прежней лихостью поволочет с работы в утиль "ненужные" железяки, то до повторной реанимации предприятие вряд ли дотянет.

За год Артемовская золотоизвлекательная фабрика может перерабатывать до 120 тыс. т руды и выдавать 300-400 кг золота, что прежде всего определяется содержанием металла в исходном сырье. Впрочем, если не заменить донельзя допотопное оборудование, что стоит сейчас на ЗИФе, то о светлом будущем предприятия лучше и не думать.

Главная же головная боль новой компании на годы вперед - слабость и недоразведанность сырьевой базы. Регион нужно развивать, начинать со следующего сезона активную разведку. Сейчас ЗИФ работает на старой руде. Что-то извлекут из "хвостов". Но на этом долго не продержишься. Расчет - на Ивановское и Каратавское месторождения, на высоту 830, где работы будут вестись открытым способом. Запасы золота, например, по Ивановскому месторождению защищены на 3 т 143 кг. А вообще прогнозный ресурс региона - около 100 тонн.

Но прогноз прогнозом, а без солидных инвестиций в разведку и производство это золото не взять. Золотодобыча - сфера особая, наскоком купоны не сострижешь. И, не потратившись предварительно, не превратишь новую компанию в один из центров горнорудного производства в крае. А именно такая задача ставится краевой администрацией. Не стоит забывать и о том, что перед окончательной остановкой фабрика выдала за год 360 кг золота. Это был самый низкий показатель за все годы ее работы. Так что всерьез и с гордостью говорить про планирующиеся после запуска производства 300-400 кг металла в год, пожалуй, не стоит. Нужно существенно наращивать объемы. Иначе стоила ли выделки столь невзрачная овчинка? Впрочем, время скоро все прояснит.

Красноярск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
979
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
885
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1642
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
749

Другие новости