0
2848
Газета Наука Интернет-версия

14.03.2002 00:00:00

Прихоть технаря

Тэги: эйфелева башня, париж


В 1889 году талантливый французский инженер Александр Гюстав Эйфель закончил свое неповторимое творение - Эйфелеву башню. Поводом к началу такого небывалого строительства послужило проведение в Париже Всемирной выставки, посвященной столетию Великой французской революции. Создание необычного сооружения должно было стать центральным событием выставки.

К тому времени новые технические возможности позволяли выдвигать самые фантастические проекты. Так, в 1881 году инженер Себийо привозит из Америки проект стальной "Башни-солнца", на которой можно было бы установить огромный маяк, способный осветить весь Париж. Именно этот проект был взят за основу в 1884 году двумя ведущими инженерами предприятия Эйфеля Эмилем Нутье и Морисом Кехлиным. Нужно сказать, что к этому времени конструкторское предприятие Эйфеля уже имело широкую известность благодаря строительству целого ряда сооружений в Европе, Африке, Азии, Южной Америке, многие из которых стали настоящими шедеврами инженерного искусства.

Согласно замыслу, монумент должен был представлять собой огромную металлическую мачту из четырех решетчатых столбов, расходящихся к основанию и сходящихся у ее вершины. Единственный материал, из которого могла бы быть построена подобная башня, - сталь: железобетон еще не изобрели, а самый высокий каменный памятник, обелиск Вашингтона, не смогли сделать выше 169 метров.

Однако, казалось бы, безупречный план Нутье и Кехлина предлагал лишь техническое решение конструкции и в таком виде не смог бы составить конкуренции аналогичным проектам других французских инженеров. Для того чтобы сделать проект более изысканным и отвечающим вкусам публики, Эйфель лично переработал первоначальный вариант, внеся в него множество изменений, не очень существенных, но придававших проекту реальные шансы на победу в конкурсе. Было предложено обшить цокольные опоры башни камнем, связать их с площадкой первого этажа величественными арками, которые могли бы стать главным входом на выставку, разместить на этажах просторные застекленные залы, придать верхушке башни округлую форму и использовать для украшения сооружения разнообразные декоративные элементы.

1 мая 1886 года открывается общефранцузский конкурс инженерных и архитектурных проектов. Вариант, разработанный Эйфелем, становится победителем. В январе 1887 года Эйфель заключает контракт с государством и муниципальной администрацией Парижа об эксплуатационной аренде башни сроком на 20 лет, а также о выплате ему субсидии в размере 1,5 млн. золотых франков. Впрочем, эта сумма лишь на четверть покрывала строительные расходы.

31 декабря 1888 года для привлечения недостающих средств Эйфель создает акционерное общество с капиталом 5 млн. франков, из которых половина - личные средства самого Эйфеля. Прибавив еще стоимость лифтов в 1,3 млн. франков, мы получим итоговую стоимость этого титанического проекта - 7,8 млн. франков той эпохи. Однако все расходы окупились за один только период работы выставки.

Строительство башни началось 26 января 1887 года и велось небывалыми темпами. Это неудивительно, ведь до начала выставки у Эйфеля оставалось совсем немного времени. Учитывая то, что число рабочих на площадке не должно было превышать 250 человек, ему потребовалось лишь 6 месяцев для укладки фундамента и 20 месяцев для возведения ее металлической конструкции. Все элементы для нее были изготовлены на предприятии Эйфеля в Леваллуа-Перре. Здесь они вначале были рассчитаны, размечены, вырезаны с точностью до одной десятой миллиметра, а затем в предварительно собранном виде доставлены на строительную площадку. Эйфель задействовал свыше 40 инженеров и чертежников, которые создали 700 сборочных и 3600 рабочих чертежей для изготовления больше 18 тысяч элементов башни.

Успешное завершение строительства башни в 1889 году ознаменовало не только техническую победу, но и послужило поводом для резкого подъема общественного интереса к ней. За исключением небольшой группы деятелей искусства, среди которых есть такие имена, как Ги де Мопассан, Александр Дюма-сын, Шарль Гуно, Шарль Гарнье, публика с восторгом встретила открытие необыкновенного сооружения. 14 февраля 1887 года, сразу после начала строительства, была опубликована знаменитая "Петиция протеста". Основным доводом защитников "нетронутой красоты Парижа" была их убежденность в опасности, исходящей от "бесполезной и чудовищной" Эйфелевой башни - "прихоти какого-то технаря", якобы наносящей красоте Парижа непоправимый ущерб.

Эйфель сумел отстоять свое детище. "В конце концов в этом колоссе присутствуют некая притягательная сила и внутреннее очарование, не вписывающееся в привычные концепции искусства", - заявлял он. С окончанием строительства все споры улеглись сами собой, башня была восторженно принята широкой публикой. За один период проведения выставки ее посетили около 2 млн. человек.

В 1893 году Эйфель занялся изучением научной ценности своего детища, которому грозил снос по истечении срока аренды. На ней были установлены метеорологическая станция, физическая лаборатория. В 1898 году на башне оборудуется телеграф, а в 1906-м - радиостанция, с помощью которой во время Первой мировой войны удалось поймать знаменитую шпионку Мату Хари.

Все эти меры позволили Гюставу Эйфелю продлить аренду еще на 70 лет. Он умер в 1923 году, находясь ни вершине славы и всего два года не дожив до, возможно, главнейшего события в истории своего творения - трансляции с нее первой телевизионной передачи.

В 1980 году, после окончания срока аренды, муниципалитет Парижа основал для дальнейшего содержания башни НОЭБ (Новое общество по эксплуатации Эйфелевой башни). Оно немедленно развернуло широкомасштабные работы по реставрации башни. В результате вес башни уменьшился примерно на 1348 тонн. Чуть позднее установили новое освещение и в очередной раз перекрасили башню. Всего со времени своего основания башня 17 раз перекрашивалась многослойным красочным покрытием. Сейчас творение Эйфеля окрашено в бронзовый цвет. Для ее покраски необходимо 60 тонн краски. Бригада в 25 маляров-верхолазов управляется с такой работой в среднем за один год. Следующий период покраски, а заодно и профилактический осмотр планируется проводить в 2003-2004 годах. Примерно к этому же времени Эйфелева башня ожидает своего двухсотмиллионного посетителя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
776
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
911
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1272
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1017

Другие новости