10.07.2002 00:00:00

Астрономические сюрпризы лета

Тэги: юпитер, земля, астероид

Небеса чуть не устроили нам новую Тунгуску. При неблагоприятном стечении обстоятельств 14 июня могло бы оказаться для нас сюрпризом, перед которым бледнеют ужасы 11 сентября. Кусок скалы диаметром 50-120 м промчался в этот день над Землей со скоростью 10 км/с на неприлично близком расстоянии от нее - 120 тыс. км, то есть был к нам ближе Луны более чем в три раза. Это самый крупный астероид, зарегистрированный астрономами в такой опасной близости от Земли. Но самое неприятное в этом сюрпризе то, что заметили его только 17 июня, когда он уже стал удаляться прочь.

2002MN - такое имя было присвоено астероиду - по своим размерам тоже считается маленьким, и ввергнуть мир в глобальную катастрофу он не смог бы, даже если бы очень захотел. Однако неприятностей мог доставить немало. Астрономы уверяют, что падение такого камушка по последствиям сравнимо с падением Тунгусского метеорита в 1908 году, когда тот, по последним предположениям - ледяная комета, уничтожил 2 тыс. квадратных километров леса.

Сегодня космическую скалу таких размеров современная техника должна фиксировать. Но здесь нам не повезло - 2002MN летел к нам со стороны Солнца, и лучшее, что могли сделать наземные астрономы, это "поймать" его через час после его максимального сближения с нашей планетой. Поймали его, правда, только через три дня.

Небесные гости подобного рода вовсе не так уж редки. Несколько месяцев назад ученые выяснили, что 16% всех астероидов, чьи орбиты пересекаются с Землей хоть раз, да подходили к ней на расстояние двух земных радиусов, то есть были от нее всего в 12-13 тысячах км (при таком сближении силы тяготения раскалывают их надвое)!

Еще одна астрономическая новость прошедшего июня. Как выяснилось недавно, обитаемой Земли без Юпитера просто не может быть. Профессор Джонатан Лунайн из Аризонского университета утверждает, что жизнь, основанная на углероде (а только такая нам и известна), возможна на землеподобных планетах только в том случае, если где-то рядом ошивается, причем на определенной орбите, планета-гигант типа Юпитера. По его словам, планета-гигант своей силой притяжения, когда планетная система только еще образовывалась, заставляла многочисленные астероиды сбиваться в более массивные образования, этакие планетные эмбрионы величиной с Марс, а те, мотаясь по нестабильным орбитам, то и дело сталкивались с Землей, тогда еще совсем маленькой, в два раза меньше, чем сегодня, и передавали ей свою воду.

Но тут весь фокус в расстоянии Юпитера от звезды. Если оно невелико, то планетные эмбрионы благополучно падают в свое солнце. Если дальше трех астрономических единиц (а.е., расстояние от Земли до Солнца), они будут питать своей водой дальние планеты, где для жизни слишком холодно. Оптимальное расстояние - 3 а.е., точно такое, как с нашим собственным Юпитером.

До сих пор экзопланет (то есть планет, вращающихся вокруг какой-нибудь другой звезды) юпитерианского типа ученые не обнаруживали, хотя число звезд, у которых обнаружены планетные системы, перевалило за семьдесят. И вот в июне о долгожданной находке наконец с фанфарами заявили два известных охотника за экзопланетами - Пол Батлер из Университета Карнеги в Вашингтоне и Джеффри Марси из Университета Калифорния-Беркли. К слову сказать, именно ими разработан метод поиска планетных систем - сами планеты из-за близорукости современных телескопов увидеть нельзя, но можно увидеть, как звезда, имеющая крупные планеты, мотается под воздействием их гравитации туда-сюда. Вот это-то дрожание Батлер и Марси научились находить и расшифровывать.

За Юпитером они начали гоняться вот уже полтора десятка лет назад, задолго до откровений Лунайна. Проверили за это время на экзопланетность около 1200 звезд. Самая маленькая планета, которую они нашли за это время, "всего" в сорок раз тяжелей Земли. И вот наконец впервые они обнаружили что-то похожее на Юпитер.

Юпитер-2 крутится вокруг 55 Cancry, небольшой такой звездочки в созвездии Рака, напоминающей Солнце и отделенной от нас 41 световым годом, то есть примерно 410 триллионами километров, которую можно видеть невооруженным глазом. Возможно, у этой звезды есть планетная система, напоминающая нашу. Юпитер-2 крутится вокруг нее по орбите, примерно такой же, как и наш собственный, но только орбита у него вытянутая, а не круговая, как в нашем случае. Ранее у этой же звезды были обнаружены два газовых гиганта. Расчеты, проведенные астрономами, показывают, что в орбитальной "щели" между Юпитером и газовыми гигантами вполне могут существовать на стабильных орбитах планеты типа Земли, Марса или Венеры. Так что вон где они могут прятаться, наши неуловимые братья по разуму┘

На той же неделе швейцарский астроном Майкл Мейджер с коллегами из Женевской обсерватории в Соверни - тоже давний охотник за экзопланетами - объявил о Юпитере-3. Крутится он (Юпитер-3) вокруг звезды HD190360, которая находится немножко подальше и невооруженным глазом видна плохо, но тоже очень напоминает Солнце.

Новый Юпитер представляет собой газовую планету массой, всего на 10% превосходящей юпитерианскую, вращающуюся почти по круговой орбите всего в полтора раза дальше от звезды, чем наш поставщик воды. Европейцы убеждены, что их Юпитер - куда более Юпитер, чем американский, что уж здесь-то точно могут быть планеты, схожие с Землей и имеющие к тому же воду. А что еще надо для возникновения жизни?