0
2943
Газета Наука Интернет-версия

13.11.2002 00:00:00

На что нам ЭВРИКА?

Тэги: греция, конкурс, эврика


Минувшим летом в Греции состоялась очередная ежегодная конференция министров европейской программы научно-технического сотрудничества ЭВРИКА, что дает нам повод еще раз вернуться к вопросу: как и зачем мы сотрудничаем с технологической Европой? По существу, участие в этой программе есть наше единственное достижение, если не сказать прорыв, в области полноправного - Россия является членом программы с 1994 года - взаимодействия с ориентированным на рынок научно-техническим потенциалом континента.

Программа ЭВРИКА была создана по инициативе Франсуа Миттерана в 1985 году и изначально рассматривалась как некий инструмент, позволяющий на равных конкурировать с США и Японией в областях высоких технологий и противостоять их экспансии в Европу.

Проекты программы ЭВРИКА возникают по инициативе их участников, как бы дополняя до целого возможности каждого из них, в то время как государства оказывают своим национальным фирмам и институтам определенную, до 50% бюджета, финансовую поддержку. По замыслу отцов-основателей они (проекты) должны завершаться появлением на мировом и европейском рынках новых технологических процессов, услуг и товаров.

Следует сказать, что в нынешнем году количество стран - членов ЭВРИКИ достигло 34, число непосредственных участников проектов около двух тысяч, из них больше половины - малые и средние по размеру фирмы и предприятия.

Обратимся к сводной таблице, составленной по материалам состоявшегося в Греции совещания министров, в которой приведем данные по странам участникам: (а) сопоставимым по научно-техническому потенциалу с Россией и (б) статистически сопоставимым с показателями участия нашей страны в программе ЭВРИКА (см. табл. 1).

Таблица #1

Страна

Текущие проекты

Новые проекты

Законченные проекты

(А)

Франция

155

30

372

Германия

146

38

387

Италия

93

17

179

Голландия

95

27

319

Испания

116

34

254

Швеция

70

22

183

Великобритания

82

26

260

Россия

19

7

24

(Б)

Венгрия

18

4

35

Польша

29

17

21

Словения

20

20

22

Учитывая, что Россия вступила в "гонку" много позднее ведущих европейских стран (но раньше Польши и Словении), ни о чем трагичном приведенные цифры не свидетельствуют, но и оптимизма, прямо надо отметить, не добавляют.

Теперь давайте просмотрим, в каких же областях мы сотрудничаем с технологической Европой (табл. 2).

Таблица #2

Область сотрудничества

Завершенные проекты

Новые проекты

Биоинженерия

1

1

Окружающая среда

7

3

Информатика

4

2

Лазерные технологии

4

-

Материалы

3

1

Робототехника

4

-

Транспорт

1

-

Посмотрим, какого мнения придерживается по этому вопросу человек, наиболее осведомленный в делах программы, близко знакомый с ее деятельностью в течение многих лет и в настоящее время возглавляющий Секретариат ЭВРИКИ в Брюсселе. Короткое интервью у г-на Котилайнена было взято непосредственно после состоявшейся в Греции министерской конференции.

- Господин Котилайнен, не могли бы вы сказать несколько слов об основных тенденциях развития программы ЭВРИКА с момента ее основания?

- Программа ЭВРИКА во все время ее существования оставалась очень статичной. К основным изменениям следует отнести увеличение количества ее стран-членов с 17 до 34. Такое увеличение повлекло за собой требование реорганизовать менеджмент программы, однако на практике это происходит крайне медленно. Что же касается проектов программы, изменения весьма заметны. Первоначально было много больших проектов с участием крупных компаний, но сегодня значительную часть портфеля проектов составляют те из них, в которых участвуют компании средние и маленькие. Соответственно уменьшился объем портфеля, что вызвано измельчанием проектов. Основное изменение в области политики программы пришлось на время председательства в ней Греции, которое недавно закончилось. Для начавшейся дискуссии маяками служат Европейская Комиссия и Европейская Исследовательская область (European Research Area). Развивается сотрудничество с Рамочной программой и другими европейскими институтами, такими как Европейский инвестиционный банк, организация по стандартизации и другие. Новая политика ЭВРИКИ - играть роль одной из сетей, одновременно увеличивая свое значение.

- Россия полноправно участвует в деятельности программы с 1994 года. Считаете ли вы, что она оправдала надежды, возлагавшиеся на нее другими членами ЭВРИКИ?

- Принимая во внимание тот факт, что Россия располагает колоссальным научным потенциалом и сильной промышленностью, ее участие в проектах, которые принесут пользу ее собственной экономике, находится на низком уровне. Можно было ожидать, что она займет более активную позицию.

- Каков размер взноса России в бюджет программы за период ее членства в ЭВРИКЕ?

- Российский членский взнос в бюджет ЭВРИКИ за 1997-2002 годы составил 433 214 евро. Размер предыдущих ежегодных взносов менялся от года к году в связи с изменениями ВНП и используемой для расчета статистики. Можно предположить, что за три года - 1994-1996 - размер взноса был меньше половины приведенной выше суммы.

- Опираясь на статистику Секретариата ЭВРИКИ, сколько денег Россия истратила на финансирование своих проектов за время членства в программе?

- Вклад России в законченные проекты составил 15,6 миллиона евро. Для информации: за период председательства в программе Греции, то есть за 2001/2002 год, финансирование проектов составило 3,92 миллиона евро. Цифры относятся к запланированному финансированию, реальные расходы не отражены в статистике Секретариата.

- Одно из направлений деятельности Секретариата ЭВРИКИ - оценка проектов. Не могли бы вы перечислить несколько проектов с российским участием, которые можно было бы назвать успешными с точки зрения рынка?

- Из всех законченных проектов с российским участием только 13 представили необходимые, завершающие сотрудничество доклады. Возможно, прошло недостаточно времени, чтобы судить об их успехе на рынке.

- Большие "стратегические" проекты ЭВРИКИ можно назвать локомотивами европейского технологического развития. Как участвует в них Россия? Вносят ли российские фирмы и организации свой вклад в эти проекты?

- Прошу извинить за такой ответ, но Россия не участвует в стратегических проектах.

Для лучшего понимания ситуации следует добавить, что г-н Котилайнен (автор статьи знаком с ним лично) - дипломат, человек очень доброжелательный, высокий профессионал, а такие люди, как известно, бывают предельно корректными и весьма сдержанными в своих публичных оценках. Что ж до приведенных им цифр, то взнос России в бюджет программы должен соответствовать истине - тысяч так 700 евро за восемь лет участия, в то время как размер финансирования проектов значительно завышен. Что поделать, таковы правила игры, в которую играют все страны - члены программы, отчитываться-то об успехах надо.

Да, со временем программа ЭВРИКА измельчала, потеряла былую амбициозность, но ведь это именно то, что надо нашим малым и средним наукоемким фирмам для выхода со своей продукцией на европейский и мировой рынки. Опыт самой ЭВРИКИ показал, что промышленные гиганты легко обходятся без такого типа программ и в случае необходимости работают напрямую с иностранными партнерами.

Правительство платит денежки, а мы, те, кто не отвык работать головой, должны из этого извлекать прибыль. Оно же, родное правительство, по крайней мере в случае с ЭВРИКОЙ, для нас старается, так грешно такой редкой возможностью не воспользоваться. А для этого┘

Для этого живущим активной жизнью ученым и предпринимателям от науки стоит поискать в Европе партнеров по совместной наукоемкой разработке и прийти вместе с ними в ЭВРИКУ - каждый в свой национальный секретариат. Партнеры ваши, между прочим, тоже без правительственной поддержки не останутся.

Для этого им же надо точно определить конечную цель сотрудничества, ясно понимать, с каким продуктом и когда предстоит выйти на рынок.

Для этого Министерству промышленности, науки и технологий РФ, где и располагается российский национальный секретариат программы, надо:

- вместо простенькой схемы выдачи участникам проектов ЭВРИКИ крошечных грантов разработать комплексную схему их финансирования с привлечением заемных денег, как это делается в ряде стран - членов ЭВРИКИ. Уверенные в своих идеях и способностях российские люди пойдут на то, чтобы занять необходимые суммы, а с неуверенными и работать не стоит, одна потеря времени;

- сначала силой, а потом убеждением заставить российских участников проектов тщательно готовить и подписывать с иностранными партнерами полномасштабные контракты или соглашения, их самих, между прочим, всесторонне защищающие. Как говорится в народе, ничто так не красит женщину, как перекись водорода, - ничто так не дисциплинирует партнеров, как хороший, справедливый контракт;

- посмотреть по сторонам и привлечь к сотрудничеству наши, российские, финансовые институты, а также отраслевые и прочие объединения по интересам, которые могли бы сработать в качестве катализатора сотрудничества, в определенной мере обеспечить ему страховку.

Что же до вопроса "зачем?" - кажется, он сам собой отпал, его заменил вопрос "как?": как быстро и эффективно воспользоваться предоставляемыми возможностями и, не сотрясая воздух пустыми заклинаниями о перспективах сотрудничества, работать, блюдя свой, а через него и страны нашей, интерес? Хотелось бы в свете сказанного пожелать российским фирмам и предприятиям успеха на игровом поле ЭВРИКИ... Хотелось бы, но не буду, поскольку успеха желать - ума не требуется, успеха надо добиваться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
606
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
616
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
829
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
594

Другие новости