23.05.2018 00:01:00

Потомки выходцев с Карибских островов стали исландскими викингами

В древности миграция могла идти не только вдоль моря, но и поперек

Игорь Лалаянц

Об авторе: Игорь Эруандович Лалаянц – кандидат биологических наук.

Тэги: биология, генетика, викинги, днк, цивилизация, человек

биология, генетика, викинги, днк, цивилизация, человек Высадка викингов в Америке. Рисунок 1919 года

Высадка викингов в Америке.	Рисунок 1919 года
Высадка викингов в Америке. Рисунок 1919 года

Наши предки активно перемещались, выйдя за пределы Черного континента на просторы Евразии. Многие десятилетия шли нескончаемые и беспредметные споры относительно того, кто и когда пришел, как современные люди «сместили» неандертальцев и т.д. Определенная ясность пришла только тогда, когда к физическим методам датировки добавился анализ ДНК, определение последовательностей которой продвинуло развитие антропологии, сделав ее во многом одним из разделов молекулярной биологии.

Печальный рассказ о судьбе погибшей в пожаре Трои заканчивается историей Энея, которому удалось спасти из горящего дома немощного отца и пенаты – домашних божков. Одна из версий дальнейшего развития событий полагает, что наследниками Трои стали финикийцы, или, в глазах эллинов, «опаленноликие» жители приморского Леванта (нынешнего Ливана). Они построили у его берегов Угарит и Библ, будущий Бейрут, Сидон (Сайду) и Акко, что напротив Хайфы.

Но главным из городов был, конечно же, Тир, умельцы которого производили из моллюсков знаменитый пурпур, шедший на окраску подолов сенаторских тог в Риме. Тир оказал мощнейшее сопротивление Александру Македонскому, получившему при его осаде удар копьем в бедро…

Но это произойдет несколько позже. А до того троянец, согласно «Энеиде» Вергилия, отправился на запад, в Магриб, где некоторое время пробыл во дворце тамошней правительницы Дидоны, царствовавшей в Карт-Хадаште (Новом городе).

Однажды ранним утром Эней покинул возлюбленную, направив свой корабль к берегам италийского «сапога», где стал прародителем этрусков, пользовавшихся левантийским алфавитом. Затем их сменили латиняне, построившие на левом берегу Тибра свой город, названный в память одного из близнецов, вскормленных волчицей.

Римляне по законам своей фонетики переделали финикийцев в «пуников», а Карт-Хадашт в Карфаген (испанский и колумбийский «карфагены» звучат как Картахена, а Хадашт превратился в Кадис). Поэтому войны с финикийской сверхдержавой того времени на африканском побережье (нынешний Тунис) называли Пуническими. Финикийская миграция (диаспора) охватила восточный, южный и западный берега Средиземного моря, их колонии были также на Мальте, Сардинии и Сицилии.

В январе 2018 года журнал PLOS опубликовал данные античной ДНК, выделенной из костей захоронений на горе Сирай (что высится над юго-западной оконечностью Сардинии) и Ливана. Статья ученых из университетов Бейрута и новозеландского Отаго названа «Исследование античной ДНК показало, что финикийцы из Карфагена имели европейское происхождение (ancestry)». Пока ученые не пришли к окончательным выводам, указывая лишь на то, что миграция могла идти не только вдоль моря, но и поперек.

Более четкую реконструкцию осуществили геномщики Исландии, африканского Бенина, Франции и Португалии, которые почти на 40% восстановили геном уроженца Карибских островов, волею судьбы оказавшегося в… Исландии. Ныне в Исландии живет почти 800 его потомков, 182 из которых согласились дать ДНК для восстановления генома своего предка. Статья в приложении престижного журнала Nature вышла через пять дней после публикации в PLOS.

Исландия как страна была основана викингами, бесстрашно бороздившими на своих судах-драккарах бескрайние просторы Северной Атлантики. IX век стал свидетелем вторжения в 873 году большой армии скандинавов в Дербишир, графство центральной Англии, которое известно всем по скачкам в Дерби. Начиная с 70-х годов прошлого века в г. Рептоне (Repton) археологи обнаруживали захоронения викингов, останки которых исследовали сотрудники Бристольского университета.

В Ирландии, согласно сагам, викинги основали Дублин. Волны английских, норвежских и норманнских завоевателей оставили после себя пеструю генетическую картину, которая обнаружилась при «считывании» почти тысячи ирландских геномов (PLOS). Наибольшее разнообразие выявилось на западе острова, где в свое время жили кельты-аборигены (так греки называли своих соседей, римляне стали называть их галлами).

Внесли свою лепту в заселение будущего Зеленого острова и… баски, рядом со страной которых на Пиренейском полуострове находится Кельто-Иберия. Согласно данным ученых университета в шведском г. Уппсала, которые опубликовал журнал «Труды АН США» (PNAS), баски стали первыми фермерами каменного века, анализ также показал, что предки нынешних басков жили в Центральной и Северной Европе.

Нельзя не сказать об интересной работе, проведенной интернациональной командой ученых. Их статья в коммуникационном приложении Nature начинается с указания на то, что Скандинавия после отступления ледников стала активно заселяться. Классическая археология утверждала, что миграция происходила с юга (достаточно вспомнить приход с Волги финно-угорских племен, некоторые из которых дошли до нынешней Венгрии). Но в статье с названием «Генетическая предыстория Балтийского региона» утверждается, что была и вторая волна кочевников, которая шла с северо-востока. Об этом свидетельствуют геномы 38 «северян», живших на Скандинавском полуострове 11,5–4,2 тыс. лет назад, то есть в эпоху мезолита (среднего каменного века).

«Тексты» ДНК свидетельствуют, что первая волна анатолийских фермеров (из региона нынешней Анатолии в Турции) пришла на тысячу лет раньше того, что предполагалось ранее. Заселявшие эту местность до того первобытные охотники-собиратели были вынуждены сместиться в восточные районы Балтийского побережья. Возможно, что их потомки дали балто-славян.

Вывод ученых однозначен: первые фермеры Швеции не происходили от мезолитических скандинавов, так как показывают генетические профили селян, которые характерны для оседлых жителей Центральной Европы, принесших с собой существенную долю анатолийских генов. Восточные балтийцы генетически не смешивались с новоприбывшими соседями, сохранив тем самым в нетронутом виде гены кочевников Причерноморья и Каспия.

Эксперт из лейпцигского Института науки и истории человечества подчеркивает, что у бывших охотников Балтики отмечается повышенная доля автохтонных генов вплоть до начала бронзового века. Она также верит, что региональные различия в геномах и культурные особенности требуют дальнейшего осмысления, что, может быть, объяснит характерные особенности предыстории Северной Европы. Возможно, что именно они предвосхитили рождение железного века и взлет феномена викингов.