0
7295
Газета Наука Интернет-версия

09.10.2018 17:17:00

Полеты во сне и на Луну

Сможет ли частный бизнес опередить государство в освоении естественного спутника Земли

Тэги: луна, космос, космонавтика


луна, космос, космонавтика Илон Маск вполне серьезно нацелился на создание самой мощной в истории космической транспортной системы. Иллюстрация с сайта www.spacex.com

События тоже имеют свойства собираться в кластеры. Первый искусственный спутник Земли, советский космический аппарат, был запущен на орбиту 4 октября 1957 года. А сегодня, 10 октября, ожидается, глава корпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин встретится со своим коллегой из NASA Джимом Брайденстайном. Накануне пресс-служба корпорации сообщила, что, вероятно, на этой встрече будет обсуждаться возможность строительства научной станции на Луне совместно с США и странами БРИКС.

«Это может быть как полностью отечественная программа, так и в рамках международной кооперации», – цитирует представителя Роскосмоса ТАСС. Окончательное же решение по проекту станции будет зависеть от ресурсов госкорпорации и результатов переговоров с партнерами. Ранее, на встрече с молодыми специалистами космической отрасли, Дмитрий Рогозин заявлял, что Россия представит новый проект окололунной станции. Он не исключил, что к нему могут присоединиться США. Это уже эволюция…

Лунная пыль

В 2011 году тогдашний генеральный директор ЦНИИмаш (Центральный научно-исследовательский институт машиностроения – головной институт Федерального космического агентства) Геннадий Райкунов заявил: «Луна – уже фактически седьмой континент, и, конечно, нам нужна постоянно действующая лунная база для исследования и использования ресурсов Луны уже на постоянной основе».

Однако в январе 2015 года экспертный совет, созванный по поручению Дмитрия Рогозина, тогда занимавшего должность вице-премьера правительства РФ, после рассмотрения проекта Федеральной космической программы на период 2016–2035 годов пришел к выводу, что полеты к Луне экономически нецелесообразны. Причина – «для сверхтяжелого носителя с грузоподъемностью 80–90 т невозможно найти коммерческих нагрузок. Носитель подобной размерности будет стартовать в лучшем случае два раза в год. Из-за необходимости поддерживать инфраструктуру, производственные мощности, коллективы накладные расходы сделают сверхтяжелый носитель очень дорогим».

Между тем специалисты Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) уверяли, что в 2014 году уже был выполнен аванпроект транспортной системы к Луне – ракета от 70 до 130 т грузоподъемности.

В июле 2015 года Дмитрий Рогозин призывал не тратиться на экспедиции к Луне и Марсу в связи с экономическим кризисом в России, невзирая на космические амбиции: «Мы сейчас не можем себе позволить за счет амбиций, пусть даже и космических, космическим образом подорвать экономические интересы страны. Мы сейчас в сложном положении находимся. Нам надо деньги беречь и вкладывать рубль так, чтобы он приносил больше, чем рубль».

При этом Рогозин не исключал участия России в совместных полетах на другие планеты. «С точки зрения того, чтобы иметь постоянный стимул к развитию технологий – да, скорее всего идея работающей на Луне научной станции с возможностью создания технологий многократной посадки и отрыва от лунной поверхности имеет право на жизнь», – отмечал вице-премьер.

Видимо, руководство космической отраслью считает, что сегодня экономическая ситуация в стране радикально улучшилась по сравнению с 2015 годом. По крайней мере «лунная» риторика постепенно становилась все более бодрой и оптимистичной.

В августе 2016-го ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» в рамках международного авиакосмического салона МАКС объявила конкурс на название пилотируемого корабля, который полетит к Луне…

Международная космическая станция может появиться на лунной орбите, заявил в январе 2017 года тогдашний глава Роскосмоса Игорь Комаров. «И вопрос освоения Марса, и вопрос создания посещаемой лунной станции на орбите – это дело перспективное и будущее. Надо находить источники за счет кооперации и привлечения частных инвесторов», – подчеркнул Комаров. При этом было отмечено, что специалисты РКК «Энергия» ведут разработку трансформируемых модулей для освоения Луны. «В дальнейшем по данной технологии планируется создание полноразмерных обитаемых модулей для использования в составе орбитальных космических станций и в лунной программе, – сообщил главный конструктор по пилотируемым комплексам, генконструктор РКК «Энергия» Евгений Микрин. – Выбраны и экспериментально отработаны состав и структура оболочки, подтверждены физико-механические свойства применяемых материалов, при этом обеспечена возможность перехода к опытно-конструкторским работам по созданию экспериментального изделия объемом около 100 куб. м...»

В январе нынешнего, 2018 года директор и главный конструктор ЦНИИ робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК, Санкт-Петербург) Александр Лопота уверенно подчеркнул: «Что касается ближней перспективы и инопланетных миссий на Луну и Марс, это вопрос десятилетия. Соответствующую технологию сегодня во всем мире отрабатывают. Мы не являемся исключением. Заложены десятки технологий, которые будут востребованы как раз для будущих миссий на Луну и Марс. Если говорить о развитии лунных и марсианских баз, на мой взгляд, это будут сначала роботы, которые адаптируют соответствующую инфраструктуру». Полеты к другим планетам, по мнению Александра Лопоты, будут возможны не ранее чем через 50–70 лет…

Итак, работа по освоению лунного и окололунного пространства в России кипит вовсю. Пока, правда, больше в виртуальном формате. «Истинная мудрость – твердое решение», – говорили древние (кажется, греки). Нисколько не пытаясь принизить талант и разработки нынешнего поколения российских ученых и конструкторов, все же складывается впечатление, что «наверху» пока еще так твердо и не решили: зачем нам эта Луна? Вот с мостом на Сахалин, например, уже определились – проект строительства моста между материком и островом внесен в комплексный план расширения и модернизации инфраструктуры, сообщил 24 сентября министр транспорта Евгений Дитрих. А вот про лунную базу – это в жанре геополитической риторики.

Кстати, в марте 2018 года гендиректор ЦНИИмаш Олег Горшков фактически сформулировал инфраструктурную задачу – создание транспортного коридора между Луной и нашей планетой. Только в этом случае, по мнению Горшкова, возможно успешное освоение и изучение спутника Земли. «По моему представлению, – пояснил Олег Горшков в интервью «Эху Москвы», – если говорить о серьезном подходе к Луне, то это отнюдь не разовые миссии, должен быть транспортный коридор. Это означает, что к Луне надо летать чаще, чем в свое время делали американцы».

Он отметил, что транспортные системы, которые будут доставлять космонавтов и грузы с орбиты Земли до орбиты Луны должны быть многоразовыми и недорогими.

Как в воду смотрел Олег Горшков…

Космос в стиле фанк!

18 сентября компания SpaceX, – основал и руководит которой известный американский венчурный предприниматель и инженер Илон Маск, – провела презентацию первого в истории соглашения с частным лицом о полете вокруг Луны. Облет будет совершен на борту ракеты-носителя BFR, созданного компанией SpaceX. «Это важный шаг на пути к обеспечению доступа... обычных людей, мечтающих о космических путешествиях», – говорится в сообщении SpaceX.

217-12-02_t.jpg
Илон Маск и возможный первый турист-астронавт
Юсаки Мизава на фоне двигательной установки
будущей ракеты BFR. Фото Reuters

Итак, первым межпланетным туристом станет японский предприниматель и коллекционер Юсаки Мизава. Коллекционирует он картины. Не мелочится. В 2017 году, например, он купил за 110 млн долл. картину американского художника Жана-Мишеля Баския. Собственно, и запланированный полет к Луне и вокруг нее Юсаки планирует в формате арт-проекта. Называется – DearMoon.

«Я собираюсь взять с собой еще 6–8 пассажиров, творческих людей из числа художников, фотографов, дизайнеров, архитекторов, для того чтобы они смогли передать свои ощущения и воплотить увиденное в своих работах, – заявил Юсаки Мизава. – Если бы у таких людей, как Майкл Джексон, Коко Шанель, Пикассо, была такая возможность…

Немного о себе: я люблю музыку, искусство, картины. Прожив шесть лет в США, я вернулся в Японию, создал свою компанию ZOZO, в этом году компании исполняется ровно 20 лет.

Почему я хочу полететь на Луну? Я хочу стать первым частным астронавтом. В детстве я часто смотрел на Луну и восхищался, я мечтал увидеть Луну поближе. И я хочу разделить эту мечту с творческими людьми».

Полет японца сотоварищи назначен на 2023 год, пассажиры пробудут в космосе около шести дней, расстояние от Земли составит от 500 тыс. до 650 тыс. км.

Тут можно вспомнить слова выдающегося генетика Николая Тимофеева-Ресовского: «К науке нельзя относиться со звериной серьезностью». При всей – не побоюсь этого слова – грандиозности проекта Илон Маск остается верен себе – он делает очень серьезные вещи очень весело, в стиле фанк!

Не далее как 6 февраля 2018 года выведенная на орбиту сверхтяжелой ракетой-носителем Falcon Heavy полезная нагрузка покинула поле земного притяжения и начала движение к поясу астероидов по гелиоцентрической орбите. А в качестве полезной нагрузки Илон Маск отправил… свой собственный электромобиль – красный Tesla Roadster с манекеном за рулем. Во время полета в машине будет звучать песня Дэвида Боуи «Space Oddity».

Глава SpaceX объяснял, что считает скучным утяжелять ракеты бетонными и стальными блоками, поэтому решил положить в ракету «нечто необычное». Эта музыка будет вечной буквально. «Автомобиль удалится от Земли примерно на 400 млн км и будет лететь со скоростью 11 км в секунду, – сказал Маск. – По нашим оценкам, он будет находиться на этой орбите несколько сотен миллионов лет, может быть даже более миллиарда лет».

70-метровая ракета Falcon Heavy, разработанная компанией SpaceX, рассчитана на то, чтобы вывести на околоземную орбиту до 64 т груза. Для сравнения: отечественный «Протон-М» рассчитан на 23 т полезной нагрузки, европейский носитель Ариан 5 ES – на 21 т. Ракета BFR, если верить Маску, будет еще круче…

Высота – 118 м, диаметр – почти 9 м, объем кабины – 1100 куб. м. 31 двигатель Raptor, установленный на ракете-носителе, будет развивать около 12 млн фунтов тяги. Это позволит доставлять на низкую опорную орбиту более 100 т нагрузки. Посадка не будет похожа на самолетную: ракета будет тормозиться в атмосфере всей площадью своей поверхности, а три телескопические посадочные опоры находятся в крыльях. Корабль также сможет приземляться в безвоздушных мирах, используя тягу двигателей. «Мы планируем провести много тестов и запусков без участия людей. В 2020 году мы планируем начать тестирование системы в верхних слоях атмосферы, включая повторное использование ступеней. Далее облет Земли, орбитальные пуски», – подчеркнул Илон Маск.

Кто не рискует, тот не…

Стоимость разработки BFR – от 2 до 10 млрд долл. Напомним, делает все это частная компания.

«Зачем я создал BFR? Я хочу, чтобы человечество стало межпланетным видом. Мы должны стать межпланетной цивилизацией. Земля – наш дом, но что, если с нашим домом что-то случится? Мы должны быть готовы к этому, готовы к путешествиям не только на Луну, Марс, но и на другие планеты Солнечной системы и за ее пределами… Всего за 10 лет мы прошли большой путь от ракеты, которая еле добралась до орбиты с четвертой попытки, до самой мощной ракеты в мире, способной отправиться к Марсу», – формулирует свою миссию Илон Маск.

Японскому коллекционеру-миллиардеру Юсаки Мизаве повезет стать первым туристом-астронавтом. В веселой компании 5–6 своих знакомых.

«Главная проблема: слишком высокий риск для полета вокруг Луны группы непрофессионалов, – подчеркнул в беседе с «НГ» экс-космонавт-испытатель, профессор, главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН Сергей Кричевский. – Если бы в первый такой полет вокруг Луны на новом корабле и ракете, который организует Маск, отправить профи, – это было бы логично. Маск чрезмерно рискнет, если, перепрыгнув через обязательный полет профи, сразу пошлет туристов – японского миллиардера и тех, кого он пригласит с собой».

Как это ни приземленно звучит, не надо забывать о жесткой статистике: с 1961-го по 29 мая 2018 года в космосе побывали 553 человека, и каждый 22-й из них погиб.

«Представим худшее, – продолжает Сергей Кричевский, – в первом таком полете – катастрофа ракеты, корабля, всех, кто будет на борту – экипажа и туристов. Это очень плохой сценарий для всех: космонавтов и туристов, Маска, его ракеты, корабля, корпорации и для всей космонавтики.

Поэтому сначала испытательный полет или несколько полетов только профессионалов, а затем в случае успеха можно возить пассажиров, катать вокруг Луны туристов и т.д.».

Может быть, здесь кстати – строчка из знаменитого стихотворения Иосифа Бродского «Письма римскому другу»: «Взгляд, конечно, очень варварский, но верный». Ведь действительно по экстремальности туристические полеты на Международную космическую станцию сравнимы с покорением Эвереста: из каждых 100 альпинистов, добравшихся до «крыши мира», 4 навсегда остаются на ее склонах. Примерно такой же уровень риска существует в настоящее время и для экипажей космических кораблей.

Профессор Сергей Кричевский предлагает еще раз задуматься над риторическими вопросами: «Кто должен взять на себя ответственность за этот проект и санкционировать или запретить его? НАСА, администрация США или деньги богатого туриста и воля Маска решат все? Финансовую сторону – стоимость всего туристического полета до этого (испытательного полета или полетов профессионалов. – «НГ-наука») даже нет смысла обсуждать, интегральные риски проекта пока слишком велики».  


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Одинокий звездный путь

Одинокий звездный путь

Дана Курская

Виктор Слипенчук в образах своих героев находит общую мировую душу

0
622
КНР и США борются за превосходство в космосе

КНР и США борются за превосходство в космосе

Владимир Скосырев

В Вашингтоне вызывают тревогу новейшие технологии Пекина

0
1678
Какой космос нам нужен

Какой космос нам нужен

Андрей Ваганов

Пока все более или менее значительные проекты отнесены на начало 2030-х

0
3900
Лунная пыль – в стальные паруса звездолетов

Лунная пыль – в стальные паруса звездолетов

Александр Майборода

Потоки вещества с естественного спутника Земли могут разгонять космические корабли до 9 километров в секунду

0
8717

Другие новости