26.03.2019 18:38:00

Экзотические, но эффективные методы лечения предлагает сама природа

Улитки на службе клеточной биологии

Тэги: биология, генетика, медицина, здравоохранение

биология, генетика, медицина, здравоохранение Нейтрофилы на фоне красных эритроцитов. Фото Physorg

Большая команда ученых, возглавлявшаяся Университетским колледжем в Лондоне и шанхайским университетом Фудань, наконец-то разобралась с закономерностями, определяющими цвет кожи, волос и зрачков. Выявлена роль многих генов в синтезе меланина (от дp.-греч. «черный»). Два главных гена, кодирующих фермент тирозиназу, контролирующих синтез пигмента, и ОСА, мутации которого приводят к альбинизму кожи и розовым (кроличьим) глазам, «сидят» в 11-й и 15-й хромосомах. Отмечено влияние генов еще шести хромосом, что объясняет сложность попыток генетического определения цвета кожи, делавшихся ранее.

Организм развивается из небольшого числа эмбриональных стволовых клеток (ЭСК). Генетические программы, заложенные в ЭСК, разворачиваются в естественных условиях суточной и сезонной смены ритмов. За первый отвечают четыре гена. Регулятором их активности является протеиновый рецептор ариловых углеводородов (Aryl hydrocarbon Receptor – AR), ген которого находится в 11-й хромосоме (не с этим ли связаны летний загар и сезонная смена окраски у животных?). AR способствует обмену информацией между средой и ядерным геномом.

64-13-3_t.jpg
Черно-белая морская улитка. Продукты воздействия
на клетки, которые она выделяет, научились
синтезировать в лабораторных условиях. Фото Physorg
Одним из примеров клеточных часов являются часы иммунных клеток и, в частности, нейтрофилов (базо-, нейтро- и эозинофилы играют важную роль в неспецифическом воспалении, сопровождающем заживление царапин). Нейтрофилы могут переносить в своей цитоплазме спирохету бореллию, возбудителя болезни Лайма, и палочковидную анаплазму-риккетсию, «пробирающуюся» в эритроциты.

Сотрудники Исследовательского центра в Мадриде показали наличие суточных изменений в числе нейтрофилов, выходящих из костного мозга в кровеносное русло. Определен и набор их генов, определяющий тяжесть поражения вирусом денге.

Ученые ищут различные – часто экзотические – подходы к решению клеточных проблем. Сотрудники университета г. Каназава (Япония) предложили синтез цепи из 15 аминокислот с двумя аминокислотными макроциклами, выполняющий роль белкового ростового фактора печени HGF (Hepatocyte Growth Factor). Белок активен при регенерации тканей и поддержании жизнеспособности нейронов. Обнаруженное влияние синтетического продукта на клетки подстегнет получение стволовых клеток и органоидов из них.

Продукты воздействия на клетки уже 40 лет получают из черно-белой морской улитки, принадлежащей к голожаберным Nudibrunch. В Калифорнийском технологическом институте после 10 лет работы наладили синтез двух ее соединений. В Базельском университете научились переводить измененные клетки в жировые.

Врачи же барселонского госпиталя В. Хуана предлагают при лечении детской ретинобластомы (RB) отказаться от хирургии и химиотерапии, используя для лечения аденовирусы, инфицирующие клетки слизистой дыхательных путей. Помимо этого, аденовирус атакует и нервные клетки сетчатки глаза, в которых нарушена активность гена-протектора RB. При клинических испытаниях первой фазы вирус вводили в стекловидное тело глаза, что вызывало небольшое воспаление без системных осложнений. Свою статью в приложении к журналу Science авторы заканчивают словами: «Онколитический аденовирус может дать селективный и н зависимый от химиотерапии способ лечения ретинобластомы».