10.09.2019 18:07:00

Новости Науки. Гигантская морская пиявка и травмированные черепа

ХХI Менделеевский съездС 9 по 13 сентября в Санкт-Петербурге проходит XXI Менделеевский съезд по общей и прикладной химии.

Менделеевский съезд – одно из ключевых событий Международного года Периодической таблицы химических элементов, объявленного ООН в честь 150-летия таблицы Менделеева. Участниками XXI Менделеевского съезда стало более 3тыс. человек из 52 стран, в том числе 400 иностранных ученых, включая нобелевских лауреатов. Ключевые темы Менделеевского съезда – разработка новых лекарственных препаратов и методов диагностики, альтернативная энергетика, современная металлургия и нефтехимия, химия биомассы и твердых горючих ископаемых, использование радиоактивных элементов в медицине, химия Вселенной. Предполагается также обсудить вопрос о присвоении Периодической таблице химических элементов имени Дмитрия Ивановича Менделеева. «В программе съезда – проведение симпозиума, посвященного тому, что составляет славу современной российской науки: трансурановым элементам, расширении таблицы по большим атомным весам, – рассказывает вице-президент РАН Алексей Хохлов. – И здесь есть приоритет российских ученых, есть работы Юрия Цолаковича Оганесяна, которые ведутся в Дубне, в том числе в коллаборации с другими учеными».

По информации оргкомитета Международного года Периодической таблицы химических элементов

10-10-3.jpg
Травмы на черепах из коллективных
захоронений. Ярославль.
Источник: Институт археологии РАН
Ярославские жертвы Батыя Ученые из Института археологии РАН и МФТИ доказали близкое генетическое родство между погребенными в одном из массовых захоронений жертв захвата Ярославля армией Батыя в 1238 году.
Изучая останки 15 погребенных в захоронении на территории древней усадьбы, антропологи предположили, что трое из них принадлежат членам одной семьи.По данным антропологов, это были бабушка старше 55 лет, ее дочь 30–40 лет и внук – молодой мужчина около 20 лет. Еще один представитель этой семьи, родственник по женской линии, был погребен в соседнем коллективном захоронении. «Важно, что археологи и антропологи предполагали это родство, а генетики смогли его подтвердить,  – это то, что делает нашу науку более достоверной и дает возможность с большей уверенностью говорить об истории и быте начала XIII века», – рассказывает руководитель раскопок в Ярославле, заместитель директора ИА РАН Ася Энговатова.Многие из погребенных имели признаки насильственной смерти: на костях были обнаружены травмы, нанесенные колющими и рубящими предметами, без признаков заживления. Некоторые кости обгорели: вероятно, это следы городского пожара.Специалисты МФТИ во главе с руководителем лаборатории исторической генетики, радиоуглеродного анализа и прикладной физики Харисом Мустафиным и Ириной Альборовой провели комплексное молекулярно-генетическое исследование останков восьми погребенных.

По материалам пресс-служб ИА РАН и МФТИ

10-10-2.jpg
Глубоководная красавица Johanssonia extrema.
Фото А. Майорова (PhD FEFU)
Гигантская морская пиявка                                    Ученые Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) вместе с коллегами из Национального научного центра морской биологии им. А.В. Жирмунского и специалистами из Германии в ходе совместной экспедиции обследовали Курило-Камчатский желоб и обнаружили на рекордной глубине 8728,8 м морскую пиявку нового вида Johanssonia extrema. Длина тела пиявки – гигантская для столь большой глубины – 58 мм. Обычно их размеры колеблются от 10 до 25 мм. Найденная пиявка предположительно питается кровью глубоководной рыбы макруруса. «Ранее на глубине свыше 8 тыс. м никогда не находили рыбьих пиявок, к тому же подверженных явлению глубоководного гигантизма, которое было впервые описано советскими учеными, – рассказал профессор ДВФУ Алексей Чернышев. – Суть этого явления в том, что на глубине свыше 8–9 тыс. м встречаются виды, которые гораздо крупнее тех, что обитают на меньших глубинах. Объяснить это явление пока не удается. Если подобные пиявки будут найдены на больших глубинах в других морских желобах, можно также провести их ДНК-анализ и выяснить, насколько велико их родство. Это поможет понять, как формировалась жизнь на разных участках в море. Был ли у организмов общий предок или они произошли от различных представителей фауны». Раньше считалось, что на глубине обитает не так много животных, сейчас ученые имеют доказательства, что все обстоит иначе.

По информации Департамента внешних коммуникаций ДВФУ