0
1565
Газета Спецслужбы Интернет-версия

08.10.1999 00:00:00

Опасность из глубины


НЕ СОВСЕМ понятно, почему, но способность предвидеть и заранее устранять вероятные опасности не свойственна нашим властям, и в частности силовым структурам. К этой, теперь уже всем очевидной мысли я пришел не сразу и убеждаюсь в ее справедливости регулярно.

В связи с последними взрывами домов мне вспомнилась одна короткая встреча, произошедшая в Крыму в середине августа сего года. Пытаясь освоить мудреную науку дайвинга (подводного плавания), я случайно познакомился с одним человеком. Он представился Борисом. Видя мои мучения с аквалангом, он решил дать мне несколько советов и со знанием дела стал рассказывать о подводном плавании. Чувствовалось, что в этой области Борис - профессионал. Оказалось, что раньше он служил в украинском морском спецназе под Очаковом и с тех пор "заболел" спецоперациями на воде. Ныне Борис по-прежнему работает по своей специальности, но уже не в армии и недавно дополнительно обучался где-то на Ближнем Востоке. Самое интересное, что он имел какое-то отношение к Чечне и очень не любил власти как Украины, так и России. Навыки и повадки выдавали в нем профессионального разведчика. Борис рассказывал, как легко совершить теракт на море. Команды на судах плохо обучены действиям в экстремальной ситуации, и жертв может быть множество. А главное - до взрыва никто ничего не заметит, ведь мина крепится к корпусу корабля с внешней стороны, а все гражданские порты практически не охраняются. Для совершения диверсий вполне достаточно одного профессионально подготовленного человека, которому необходимо иметь легковую машину, акваланг, некоторое дополнительное снаряжение и запас мин. После разговора мы расстались, и больше я его не видел.

А теперь допустим, что все рассказанное Борисом о работе с чеченцами, - правда. Что, где и когда они собираются взрывать? И что можно им противопоставить? За разъяснениями по этим вопросам я обратился к командиру ОМОНа на воздушном и водном транспорте подполковнику Игорю Лазаревичу Бирагову. Вот что он ответил:

- Действительно, опасность терроризма на водном транспорте велика. Пассажирское судно очень уязвимо для диверсий. Если при посадке в порту можно организовать контроль за багажом пассажиров на предмет обнаружения взрывчатых веществ, то с воды теплоход практически беззащитен перед атакой подводных диверсантов.

Водолазная группа нашего отряда тренировалась в основном на случай захвата заложников. Последние события показали, что террористам заложники не очень-то нужны - им проще убивать. Поэтому в случаях, когда велика вероятность диверсии, нужно в первую очередь организовать службу безопасности против действий боевых пловцов. Должен сказать, что к таким действиям мы готовы недостаточно.

Группа антитеррора должна заниматься только своей работой. А наши водолазы участвуют и в дежурствах, и в патрулировании. Причина прежде всего в том, что в отряде просто отсутствует такая штатная структура, как антитеррористическая водолазная группа. Существующую же группу мы создали на свой страх и риск исходя из понимания ее необходимости. Но если нет официальной структуры, значит, нет и финансирования, соответствующего снаряжения, ставок, страхового, медицинского обеспечения и т.п. Следовательно, мало выделяется времени на подготовку бойцов (у них это что-то вроде хобби), а тренировок по осмотру судов, например, нужно проводить сейчас как можно больше. И хотя в Москве навигация кончается, думать и готовиться надо заранее.

- Неужели в МВД РФ не понимают необходимости создания такой группы?

- Да нет, прекрасно понимают, однако воз и ныне там. Наши высокие инстанции крайне инерционны. Любое, самое очевидное и нужное дело приходится пробивать долго и с большими усилиями.

- Что необходимо сделать в первую очередь, чтобы предотвратить возможные диверсии, в том числе и на Каспии?

- Мы отвечаем за московский регион. В отряде нужно, как уже говорилось, срочно ввести штатную водолазную службу и все, что из этого следует.

В портах Каспия к мероприятиям по обеспечению безопасности пассажирских судов надо привлекать военных водолазов службы ПДСС (противодиверсионных сил и средств). Такие подразделения на Каспии есть.

- Чем располагает отряд на данный момент? Есть ли проблемы со снаряжением, подготовкой?

- Проблем более чем достаточно... Есть хорошо подготовленный личный состав, фанатично влюбленный в свое дело, но средств на снаряжение государство не выделяет. Выход из положения ищем сами. Бассейн и аппараты для тренировок предоставили друзья из ЦСК ВМФ. Занятия по боевой подготовке проводят инструкторы из "Фрог-клуба" ветеранов специальной разведки ВМФ, кстати служившие в той самой очаковской бригаде, о которой упоминалось выше.

- А в каком качестве вашу группу используют на данный момент?

- В основном как службу технического обеспечения - искать выброшенное оружие, утопленников, доставать утонувшие автомобили. Как о группе антитеррора, боюсь, о них вспомнят только тогда, когда прогремят первые взрывы. И, как принято, нам не оставят времени на подготовку...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
612
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1295
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1134
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2169

Другие новости