0
1200
Газета Спецслужбы Интернет-версия

30.06.2000 00:00:00

Обременительные секреты


Этот "Боинг-757" ВВС США используют для испытаний секретного оборудования перспективных истребителей.
Фото пресс-службы ВВС США
Все последние годы на испытательных полигонах, упрятанных на обширных пространствах от Флориды до Небраски и от Колорадо до Калифорнии, гремели мощные взрывы непонятного происхождения. Местные газеты связывали их с новейшими летательными аппаратами, преодолевающими звуковой барьер. И только завеса секретности, окутывавшая действия военных, позволяла предположить, что за этими взрывами скрываются какие-то более серьезные приготовления.

В действительности указанные взрывы являлись и являются лишь анонимными отголосками сверхсекретных работ, ведущихся под эгидой Пентагона. Речь идет о закрытых программах особого доступа (Special Access Programs - SAP), или "черных" программах. Их размах можно определить, если вычесть из общей суммы расходов на эти цели ее известную, несекретную часть. Весь остаток и забирают засекреченные программы.

Так, по проектировкам бюджета на 2001 фин. г., только по ВВС США такие программы, предусматривающие разработку принципиально новых образцов вооружений и военной техники (ВиВТ), обойдутся в 4,96 млрд. долларов, или до 39% средств, выделенных в этом виде ВС США на НИОКР. Как утверждают эксперты, стоимость секретных программ ВВС превышает все планируемые расходы на НИОКР в сухопутных войсках и равняется примерно двум третям общих расходов на НИОКР в ВМС США.

Еще более значительные расходы по секретным программам предусматриваются в проекте бюджета ВВС на закупки вооружений и военной техники. На них планируется затратить 7,4 млрд. долларов - более трети всех расходов ВВС США на закупки ВиВТ.

Чрезвычайно дорогостоящими могут быть и отдельные программы особого доступа (в т.ч. и те, что признаны неудачными и приостановлены). Такова, например, программа создания беспилотного малозаметного летательного аппарата - разведчика "Дак стар", выполнявшаяся совместно корпорациями "Локхид-Мартин" и "Боинг". Как утверждает "Джейн"с интернэшнл дефенс ревью", программа приостановлена в 1993 г. и обошлась налогоплательщикам в 1 млрд. долл. Однако на самом деле работы по ней продолжались и в последующие годы. Скажем, в середине 1996 г. сообщалось о потере первого прототипа аппарата - разведчика. В 1997 г. испытания продолжились со вторым прототипом БПЛА.

Режим секретности при работе с программами особого доступа намного жестче обычного. Менеджер такой программы вправе потребовать от любого, кто имеет доступ к ней, пройти проверку на полиграфе. О ходе реализации программы докладывают более узкому кругу людей в министерстве и конгрессе.

Как установила сенатская комиссия, изучавшая обоснованность существующих режимно-секретных ограничений, в 1997 г. Министерство обороны США имело около 150 секретных программ - как собственных, так и совместных с другими министерствами и ведомствами (ЦРУ, Министерством энергетики США и др.). Все они делятся на три типа. К первому относятся НИОКР и закупки, ко второму - эксплуатация и обслуживание уже имеющихся засекреченных вооружений, к третьему - организация и осуществление разведывательных операций. Во всех трех типах есть программы, признаваемые официально, и программы, наличие которых не подтверждается (именно их и называют "черными"). Доступ к "черным" программам ограничен особенно жестко, ибо утрата относящихся к ним сведений, конкретных образцов может привести к невосполнимому ущербу.

Как правило, все официально признанные секретные программы начинались с того, что их существование отрицалось. Так, в частности, было с самолетами F-117 и В-2. Замалчивалось даже финансирование по ним уже в процессе эксплуатации, после принятия на вооружение. Аналогичным образом развивалась ситуация и с финансированием 160-го авиаполка специальных операций армии США. Ныне наличие названных программ не отрицается, хотя многие детали практического применения и технического обеспечения остаются строго секретными.

Институт программ особого доступа особенно быстро развивался в 80-е годы, когда все чаще стали обнаруживать, что традиционный режим секретности не обеспечивает сохранения тайны. В каждом виде ВС CШA имелся свой отдел или управление (департамент) программ особого доступа. После 1994 г. руководство подобными программами было передано единому органу в Министерстве обороны США. В новообразованной структуре были три директора, отвечавших соответственно - за разработку и приобретение ВиВТ; за эксплуатацию и техническое обеспечение уже имеющихся образцов; и, наконец, за разведывательные операции. Каждый из директоров подотчетен своему заместителю министра.

Создан комитет по надзору за программами особого доступа (SAP Oversight Committee - SAPOC). В него входят все три директора и курирующие их заместители министра обороны во главе с Джоном Хэмри. Комитет принимает решения о принятии новых программ, изменении статуса существующих, следит за ходом их реализации, координирует их во избежание дублирования.

Недостаток взаимной информированности исполнителей программ особого доступа привел в свое время к отказу от применения технологий понижения радиолокационной заметности в программе А-12 "Эвенджер II", которую пытались реализовать корпорации "Макдоннелл-Дуглас" и "Дженерал дайнэмикс". Стелс-технологиями не удалось воспользоваться в работе над другими образцами авиационной техники.

В случае с беспилотным прототипом Х-36, разрабатывавшимся по программе особого доступа корпорацией "Боинг", напротив, удалось вывести часть технологий из-под дополнительных режимных ограничений. В результате специалисты "Макдоннелл-Дуглас" смогли заимствовать для своего перспективного многоцелевого истребителя JSF технологии снижения заметности и управления вектором тяги.

Комитет по надзору за программами особого доступа докладывает о них узкому кругу законодателей из четырех комитетов конгресса США - национальной безопасности и бюджетно-финансовому палаты представителей., а также по вооруженным силам и бюджетно-финансовому сената. Впрочем, разобраться в течение отведенных нескольких часов в тонкостях 150 самых разных секретных программ вряд ли могут самые толковые законодатели.

По "черным" программам парламентский контроль еще эфемернее, их содержание докладывается только устно еще более узкому кругу лиц - руководителям указанных четырех комитетов и представителям партии меньшинства. Кроме того, в особо важных случаях министр обороны может своим решением сократить перечень докладываемых в конгрессе параметров по "наиболее черным", программам.

Какие программы являются "черными" и "самыми черными" знают лишь шесть членов комитета SAPOC, восемь конгрессменов и министр обороны.

На объектах, где проводятся испытания образцов, разрабатываемых по программам особого доступа, действуют дополнительные режимно-секретные ограничения. Так, например, обстоят дела на летно-испытательном центре ВВС США, расположенном на авиабазе Эдвардс. Но еще более закрыты от посторонних объекты, на которых отрабатываются "черные" программы (например, так называемая 51-я площадка на краю высохшего озера Грум-лэйк в штате Невада).

Для обозначения секретных программ используются шифры, состоящие из двух слов, например: Have Blue или Rivet Joint (в ВВС наиболее часто встречающиеся первые слова - Have, Senior, Constant, в армии США - Tractor, в ВМС - Chalk). Кроме того, существуют секретные кодированные наименования программ. Только посвященным известно, например, что программа Senior Citizen и проект Aurora могут относиться к одному и тому же образцу.

Используются и другие обозначения, традиционно присваиваемые экспериментальным образцам. Так, корпорация "Рокуэлл" разработала проект воздушно-космического самолета Х-37, который затем дорабатывался в "Боинге" для НАСА как программа особого доступа. Военная версия этого образца получила обозначение Х-40.

Обеспечение безопасности секретных программ требует дополнительных расходов. Режим "особого доступа", к примеру, по оценке американских экспертов, забирает от 1 до 3% общей стоимости программы. Еще дороже обходится режим "черных" программ. На него тратится от 3 до 10% общей стоимости. И это не предел. По заявлению менеджеров некоторых программ, на обеспечение их безопасности порой уходит до 40% бюджета.

Секреты обременительны не только из-за этих дополнительных расходов, но в силу того, что тиражирование военно-технических достижений по программам особого доступа затруднено. Поэтому рано или поздно секретные программы становятся более доступными.

При определении режима секретности по программам особого доступа военно-политическое руководство США исходит и из других мотивов. Допустим, не скрывается приобретение самолетов МиГ-29 у Молдавии в 1998 г. Но вся предшествующая история 4477-й опытной эскадрильи, которая с 70-х годов проводила на 51-й площадке оценку советских боевых самолетов, сохраняется в тайне.

Осуществление в США обширных программ особого доступа позволяет этой стране добиваться военно-технического превосходства и удерживать его, обеспечивая себе монополию силовых решений любых международных проблем. Для России, чьи расходы на национальную оборону (примерно 5 млрд. долл.) меньше суммарных расходов США по одним лишь программам особого доступа, подобное положение создает серьезную военно-техническую угрозу, которую следует нейтрализовать асимметричными ответными мерами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1107
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1750
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1603
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
3011

Другие новости